В Совете Федерации обсудили необходимость 100% финансирования содержания внутренних водных путей - Морские вести России

В Совете Федерации обсудили необходимость 100% финансирования содержания внутренних водных путей

01.12.2022

Лента новостей

В Совете Федерации обсудили необходимость 100% финансирования содержания внутренних водных путей

Первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Иван Абрамов провел круглый стол, посвященный развитию линейного судоходства на внутренних водных путях и эффективному использованию возможностей внутреннего водного транспорта для развития грузовых и пассажирских перевозок в России. Подробности приводит пресс-служба верхней палаты парламента.

Сенатор отметил, что состояние и развитие водных путей, их использование приобретает в последнее время все более острый социально-экономический характер и имеет важное значение для обеспечения интересов Российской Федерации во внешнеторговой и внутриэкономической деятельности, связанности регионов, жизнеобеспечения районов Крайнего Севера, национальной безопасности.

«Внутренние водные пути – это сложный производственно-технологический комплекс, в состав которого входят судоходные гидротехнические сооружения, технический флот, навигационное оборудование, электроэнергетика, системы управления движением судов и другие объекты, обеспечивающие функционирование водного пути как федеральной транспортной инфраструктуры. Длительная недофинансированность содержания внутренних водных путей и гидротехнических сооружений практически сводит на «нет» все конкурентные преимущества внутреннего водного транспорта, а это низкая себестоимость, экологичность и безопасность перевозок; возможность перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы в районы, недоступные для других видов транспорта, низкие издержки на содержание инфраструктуры».

Сенатор отметил, что на фоне введения международных санкций возникли серьезные логистические ограничения, в целом изменилась маршрутизация грузопотоков. «Целый ряд стран оказался закрыт для российских транспортно-логистических компаний и грузов, следующих в и из Российской Федерации. Порты стран ЕС остаются закрытыми, текущая геополитическая ситуация приводит нас к тому, что необходимо переориентировать грузопотоки в сторону государств Азии и Ближнего Востока. И здесь одним из ключевых решений будет реализация проекта международного транспортного коридора «Север – Юг», который уже неоднократно обсуждался на площадке Совета Федерации».

Участники круглого стола обсудили источники финансирования для доведения финансирования внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений до 100% от нормативов, утвержденных Правительством Российской Федерации; государственные меры поддержки судоходства и судостроения, формирование нормативной базы для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт.

Объем перевозок речным транспортом по итогам текущего года, по предварительным данным, может увеличиться на 5-7%, сообщил в ходе круглого стола замглавы Росморречфлота Константин Анисимов.

    "В этом году предварительная статистика показывает, что на 5-7% увеличим объемы перевозок (, - сказал он.

    По словам Анисимова, сибирские регионы показывают на текущий момент положительную динамику. Так, на Енисее, на Оби, на Лене перевозки растут в связи с развитием промышленности. При этом в отдельных регионах наблюдается снижение перевозок.

    Кроме того, экспортные перевозки через Волго-Донской канал, через Ростов-на-Дону снизились на 40-45%.

    В Росморречфлоте отметили, что по итогам навигации 2021 года перевозки грузов речным транспортом превысили 110 млн тонн, что на 1,3% больше, чем годом ранее. Ранее замглавы Минтранса РФ Александр Пошивай сообщал, что объем грузов, перевозимых речными путями, в 2023 году планируется увеличить.

Глава объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в своем выступлении  отметил, что внутренний водный транспорт имеет большой потенциал для роста, но для его раскрытия нужны инвестиции в речную инфраструктуру: "Береговой инфраструктуры практически нет – ни для пассажирских, ни для грузовых перевозок, ни для частных перевозок, в том числе яхт и катеров. На 47 тысяч км внутренних водных путей существует всего лишь 3 марины. На сегодняшний день у частника нет возможностей бункероваться, и мы видим в этом очень большой потенциал, так как сейчас в России полтора миллиона маломерных судов – это огромный парк, и всему этому парку нужны причалы и все остальное. Мы инициировали совещание в Министерстве экономического развития, который отвечает за эти вопросы, и надеемся нащупать там пути решения этих вопросов".

По словам Алексея Рахманова, 40 лет назад водные пути использовались куда более эффективно, чем в настоящее время: "В 1982 году по внутренним водным путям перевозили 800 миллионов тонн грузов в год. Это в четыре раза больше, чем то, о чем мы мечтаем получить к 2035 году на Севморпути. Инфраструктура является ключевой, поскольку глубины меньше 3.6 м не позволяют идти с полной загрузкой, а значит невыгодна для судовладельца. При этом стоимость содержания водной инфраструктуры гораздо дешевле, чем авто- и железнодорожной в расчете на километр пути. При этом водный – еще и самый экологичный вид транспорта с точки зрения выбросов на тонну груза".

Говоря о поддержке строительства речного флота, Алексей Рахманов подчеркнул безальтернативность лизинговых схем с госучастием в современных экономических условиях: "Когда мы говорим о лизинге с теми, кто возит пассажиров, то выясняется, что им нужен кредит на 20-25 лет под ставку не более 2-2.5% годовых. На сегодняшний день ни одна программа, кроме тех, кто работает через вложение денег в капитал государственных лизинговых компаний, в том числе "Машпромлизинг" (входит в ОСК), такую ставку дать не может. И даже с учетом субсидирования по 383-му постановлению они такую ставку дать не могут, по крайней мере по срокам. Для грузовиков те же цифры относятся к 4-4.5%, максимум 5%. Так что государственная поддержка лизинга – ключевой элемент спроса на суда, без нее никуда не деться".

При этом, по мнению Алексея Рахманова, внутренние водные пути могут стать ключевым элементом транспортного коридора "Север-Юг", связывающего Каспийское и Балтийское моря, причем значительную часть грузопотока по нему могут составлять транзитные грузы, а при вложениях в инфраструктуру и новые речные суда ледокольного класса судоходство по Единой глубоководной системе может стать круглогодичным – техническая возможность для этого есть.

По итогам работы круглого стола будут подготовлены рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации для рассмотрения.

В мероприятии участвовали также сенаторы РФ Анатолий Широков и Геннадий Орденов, представители Федерального агентства водных ресурсов, Генеральной прокуратуры РФ, Общероссийского отраслевого объединения работодателей, «Российская палата судоходства» и эксперты.

Фото: пресс-служба Совета Федерации

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ