На импортозамещение судового оборудования могут направить 22 млрд рублей - Морские вести России

На импортозамещение судового оборудования могут направить 22 млрд рублей

22.06.2022

Лента новостей

На импортозамещение судового оборудования могут направить 22 млрд рублей

В настоящее время на российских верфях строится порядка 300 судов. В 2022 году ожидается окончание строительства около 130 из них. Однако после начала специальной военной операции последовали массовые отказы поставок заказанного судового оборудования от зарубежных «партнеров».

Сумма отказов - свыше нескольких сот миллиардов

Масштаб проблемы оценил Минпромторг. Выяснилось: несмотря на внесенные авансы, поставлять оборудование или возвращать деньги иностранцы не планируют. Ситуация сложилась критичная. В числе заказов была техника, которая производится заранее под конкретный проект судна.

Подробности в ходе форума ВГУВТ «Транспорт. Горизонты Развития» сообщил заместитель гендиректора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов. Его слова приводит корреспондент «Морских вестей России».

«Понимаем, что можем столкнуться с задержкой строительства или же невозможностью строительства многих видов и типов судов, что недопустимо. Мы с Минпромторгом провели анализ, составили огромную таблицу с непоставленным оборудованием, по которому прошли отказы, распределили это оборудование по степени критичности. Скажу, что это несколько сот миллиардов рублей», - отметил специалист.

2.jpg

Оперативное замещение

Были предложены краткосрочные меры по уходу от импортозависимости:

1)      Подбор аналогов на территории РФ

Был проведен опрос отечественных производителей в части наличия и возможности замены оборудования по идентичным параметрам. Как выяснилось, рынок готов заместить большую часть общесудового оборудования, дельные вещи, палубное оборудование. Однако в сегментах судовой прибористики и силовых установок выявлены пробелы.

Тем не менее, был сформирован каталог отечественного судового оборудования, содержащий более 500 видов продукции.

2)      Поставки в обход санкций

Предложено установление новых логистических цепочек, а также использование механизма параллельного импорта.

3)      Сотрудничество с ЕАЭС и КНР

«Еще один механизм - наши дружественные страны. Провели анализ рынка - не густо, что-то есть, например в Белоруссии, но нужно оморячивать», - отметил эксперт.

Российской стороной были согласованы рекомендации Комиссии ЕЭК в части развития кооперационного сотрудничества в сфере судостроения. Организация поставок из Китая будет организована по принципу «одного окна» благодаря компании «Судоэкспорт» (входит в ОСК).

Меры для «красного перечня»

ЦНИИ «Курс» и Минпромторг совместно с отраслевыми предприятиями также сформировали «красный» перечень особо критичных видов оборудования, подлежащих первоочередному замещению.

В качестве долгосрочной меры по уходу от импортозависимости судового оборудования был разработан механизм субсидии на компенсацию затрат на проведение работ по разработке, созданию и внедрению такого оборудования.

«Мы предлагали компенсацию 100% затрат, Минфин сказал, что может согласиться максимум с 80%. Этот механизм будет действовать по аналогии с постановлением № 1649, которое больше рассчитано на сегменты нефтегаз, станкостроения. Мы его сильно переработали с учетом нашей отраслевой специфики. Сделали более мягкие требования и KPI предоставления этих субсидий, коэффициент предложен в нескольких вариантах - 0,5 и 1. Это связано с тем, что судовое оборудование не масс-маркет, где после освоения технологии сразу, как горячие пирожки, продажи пойдут», - сказал Стоянов.

4.jpg

Были предложены две схемы предоставления субсидий:

1)      «Короткий круг»

Если у производителя имеются мощности для начала производства необходимого оборудования, в рамках комплексного проекта срок субсидии составит 2 года, аванс - 80% от стоимости этапа, длительность этапов - 6 месяцев. При этом срок реализации продукции должен составить 2 года, а минимальный коэффициент продаж - 0,5.

2)      «Большой круг»

Данная схема подразумевает разработку комплексного проекта с модернизацией производственных мощностей предприятий.

Планируемый срок субсидии в этом случае составит три года, при условии минимального коэффициента продаж - x1 и организации серийного производства.

«Пока есть масса вопросов, юристы Минпромторга пока не согласовывают и считают, что из бюджетных средств проводить модернизацию производства для освоения серийного производства объекта разработки недопустимо, мы сейчас смотрим пути решения. Понимаем, что для того, чтобы выйти на продажи с определенным коэффициентом, эту продукцию нужно освоить, внедрить и произвести в каком-то пусть и ограниченном, но серийном варианте. Для этого нужны средства: производство, инструмент, станочный парк, и все это нужно получить быстро», - прокомментировал схему заместитель гендиректора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ «Курс».

С помощью мер поддержки планируется запустить 65 видов комплексных работ по созданию судового оборудования, относящегося к «красному перечню».

«Финансирование (мер господдержки - прим. ред): мы видим распределение 7 млрд рублей в этом году, 14 в следующем, миллиард через год. Основной массив будет в следующем году, но нам нужно эти работы (по импортозамещению судового оборудования - прим. ред.) запустить в этом году, семь миллиардов пойдет на авансирование, запускаем», - сказал Дмитрий Стоянов.

Двигатели - по отдельной программе

Отдельно стоит проблема импортозамещения крупных судовых дизельных двигателей.

«Еженедельно проводили совещания с нашими двигателестроителями, они подтвердили готовность произвести крупный двигатель. Но быстро это не получится, плюс есть пределы мощности - максимум 7 МВт. Мощнее наши промышленники пока выпускать не могут. Даже обращались на Брянский машиностроительный завод с вопросом о возможности восстановления производства, советских времен, когда по МАНовской лицензии делали низкооборотные двигатели. Они сказали, что производственные мощности не утрачены, но полностью переориентированы на тепловозную тематику», - сказал представитель АО «ЦНИИ «Курс».

Минпромторг будет разрабатывать отдельную госпрограмму развития двигателестроения общую для нескольких отраслей, поскольку комплектующие на силовых установках примерно одинаковы - топливная система, вкладыши, втулки - как для морского двигателя, так и для берегового исполнения.

Фото: пресс-служба ОСК

Иллюстрации: АО «ЦНИИ «Курс»

 

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты