Руководитель ФАС признал конкуренцию между портами - Морские вести России

Руководитель ФАС признал конкуренцию между портами

28.08.2020

Лента новостей

Развитие рыночных отношений между портами отметил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев, выступая с Докладом о состоянии конкуренции перед членами Правительства России в формате ВКС. Его слова приводятся на сайте службы.

«Исключено практически полностью государственное регулирование цен, тарифов и сборов на ряд услуг субъектов естественных монополий в портах и на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Результат – развитие конкуренции между портами», - отметил руководитель.

Напомним, в конце прошлого года ФАС выпустила документ, который де-факто подтвердил, что в портовой отрасли существует конкуренция. Однако это не значит, что порты перестали относиться к естественным монополиям. Это значит, что антимонопольное ведомство больше не будет устанавливать цены на услуги стивидорных компаний. Правда, и из этого правила есть несколько исключений.

Документ состоит всего из двух пунктов. Первый пункт отсылает к «Перечню услуг транспортных организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок». В соответствии с ним органы власти субъектов могут устанавливать размер наценки на услуги стивидоров только в тех портах, где «выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг». Перечень таких портов утверждает ФАС по согласованию с Минтрансом. По сути, речь идет только о портах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (например, Певек, Дудинка, Сабетта и другие).

Второй пункт постановления вносит изменения в перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены на которые регулируются государством. В частности, из этого перечня исключаются: обеспечение лоцманской проводки судов, предоставление причалов, хранение грузов, услуги буксиров, обслуживание пассажиров и обеспечение экологической безопасности в порту. Погрузка и выгрузка товаров – основной «хлеб» стивидоров – из этого списка тоже исключены. Государство отныне регулирует тарифы только на перевалку нефти и нефтепродуктов, которые поступают в порты трубопроводным транспортом.

В речных портах государство продолжает контролировать ценообразование только на обеспечение безопасности плавания и порядка в порту. А вот цены на предоставление судам рейдов, якорных стоянок, защитных сооружений и причалов порта, на обеспечение лоцманской проводки судов, на комплексное обслуживание флота, на услуги буксиров, на погрузку, выгрузку и хранение грузов и на обслуживание пассажиров теперь формируются рынком.

То же самое касается и навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов по внутренним водным путям, ледокольного обеспечения в зимних условиях навигации, обеспечения прохода судов по судоходным гидротехническим сооружениям и обеспечения прохода иностранных судов по внутренним водным путям. Ценообразование на все эти услуги теперь тоже свободное.

Председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Дмитрий Морозов отметил, что к тому, чтобы сделать ценообразование на деятельность стивидоров в портах рыночным, Ассоциация шла порядка 20 лет. Несколько лет назад – в 2013-2015 годах – ФАС фактически приостановила государственное регулирование тарифов на большинство услуг в портах, но вплоть до принятия нового постановления правительства в любой момент могла вернуться к этой практике. Теперь такой вариант развития событий исключен.

«Не один раз за это время выдвигалась идея выведения ценообразования на услуги в морских портах из-под государственного регулирования. Но сначала против была ФСТ (Федеральная служба по тарифам. – Прим. ред.), потом ФАС… И вот наконец в конце 2019 года нам удалось договориться. Исключение составляют только порты северного завоза и те, где есть трубопроводный транспорт, – там цены на услуги стивидоров по-прежнему устанавливает государство», – сказал Д. Морозов.


История вопроса:

ФАС больше не будет диктовать цены портовикам

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ