В Петербурге началось строительство современного пассажирского теплохода - Морские вести России

В Петербурге началось строительство современного пассажирского теплохода

31.07.2020

Лента новостей

Под самый конец июля и конец очередной рабочей недели Средне-Невский судостроительный завод решил отметиться действительно важным праздником. Причем не только для самого себя, но и в целом для судостроительной промышленности России.

Ведь и так многие жалуются, что гражданских заказов на наших верфях практически нет, а о пассажирах так вообще все забыли. Сегодня, 31 июля, ситуация немного поменялась. На СНСЗ состоялась закладка первого из двух пассажирского теплохода проекта А45-90.2. Строительство теплоходов будет вестись для Красноярского края. О том, как прошла церемония, рассказывает специальный корреспондент группы изданий "Морские Вести России" Кирилл Воловик.

О «пассажире»

Теплоход «Андрей Дубенский» проекта А45-90.2 – это однокорпусное судно с тремя пассажирскими палубами. Суда этого проекта предназначены для перевозки 245 пассажиров на маршруте протяженностью до 5000 км. Как отмечает сам завод, особую роль в проекте играет безопасность, экономическая эффективность и высокий уровень комфорта, который отвечает всем современным мировым стандартам.

20200730-DSC_0001.jpg

Что интересного будет на «Андрее Дубенском»? Здесь будут размещены ресторан, бары, фитнес-комплекс с двумя саунами и даже деловой офис. Для пассажиров предусмотрены каюты I класса и класса «Люкс».

Известно, что суда проекта А45-90.2 имеют возможность доставки пассажиров даже на необорудованные берега на маршруте. Для этого на судне будет быстроходный катер, который может использоваться в качестве разъездного средства.

Проект разработало КБ "Агат дизайн бюро".

20200730-DSC_0010.jpg

Основные технические характеристики проекта:

  • Длина габаритная, м – 99,0;

  • Ширина габаритная, м – 14,6;

  • Высота борта, м – 4,2;

  • Осадка габаритная, м – 2,0;

  • Скорость, км/ч – 26;

  • Автономность, сут. – 15;

  • Дальность плавания, км – не менее 5000;

  • Материал корпуса – сталь;

  • Материал надстройки – алюминиево-магниевый сплав;

  • Мощность ГД, кВт – 3х480;

  • Мореходность при высоте волны, м – 3;

  • Экипаж, чел. – 41;

  • Пассажировместимость, чел. – 245.

Судно «Андрей Дубенский» названо в честь Андрея Ануфриевича Дубенского – основателя Красноярского острога. Известно, что он происходил из старинных дворян Владимирского уезда, из младшей ветви новгородских и столичных Хрипуновых-Аничковых-Ряполовских.

«Гармония мысли петербургских корабелов и красоты Красноярского края»

В торжественной церемонии закладки пассажирского судна «Андрей Дубенский» проекта А45-90.2 приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, губернатор Красноярского края Александр Усс, первый заместитель гендиректора СНСЗ Сергей Макеев, депутат Госдумы Федерального собрания России Михаил Романов, заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков, директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Борис Кабаков, гендиректор ГТЛК Михаил Полубояринов, вице-президент по техническому развитию ОСК Василий Бойцов.

20200730-DSC_0021.jpg

Первым выступил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов: «Сегодня исторический день, мы закладываем пассажирское судно. Теплоход будет обеспечивать доставку жителей и гостей Красноярского края в самые труднодоступные районы. Примечательно, что на судне будет размещен быстроходный катер, который сможет доставлять людей даже в те места, где нет причала. Раньше по рекам Сибири ходили теплоходы, построенные за границей, теперь у нас будет свой, отечественный. Средне-Невский завод – это предприятие, которое выполняет ответственные заказы в нашей стране, и этот заказ является нашей гордостью, потому что мы впервые строим свое пассажирское судно. Хотелось бы отметить, что между Санкт-Петербургом и Красноярским краем существует давняя крепкая дружба, у нас растет товарооборот. Отмечу, что Санкт-Петербург из года в год подтверждает, что он является центром по строительству судов и кораблей. Если взять прошлый год, то было заложено 12 судов и произведено шесть спусков, в 2020 году – заложено 17 судов и семь спусков. Среди них – первый в стране электрический катамаран и ПАТЭС «Академик Ломоносов». Вместе с этим Санкт-Петербург подтверждает свой статус центра изучения Арктики, в 2021 году Россия примет председательство в Арктическом совете, а наш город примет Международный Арктический форум».

20200730-DSC_0029.jpg

Затем слово взял губернатор Красноярского края Александр Усс: «День действительно, особенно для нас, сибиряков, исторический! День значим не только для края, но и соседних регионов – Тывы, Хакасии, поскольку они сегодня объединяются одним большим географическим понятием Енисейская Сибирь. Это по-настоящему огромный континент, и предметом нашей гордости, источником силы и развития, конечно, является Енисей. Я очень рад тому, что новый этап развития судоходства теперь будет связан прежде всего с нашей Северной столицей. Я уже успел познакомиться с заводчанами, поэтому я абсолютно убежден, что наш флагман «Андрей Дубенский» придет на берега Енисея, что делает нас еще ближе друг к другу».

20200730-DSC_0136.jpg

Следующим выступил первый заместитель генерального директора СНСЗ Сергей Макеев: «Сегодня начинается новая история в 108-летней странице завода. В практике нашего предприятия никогда не было таких крупных пассажирских судов. Хочу заметить, что в проекте А45-90.2 заложено множество инновационных решений, которые нам, как заводу, предстоит реализовать. Мы уверены, что строительство теплохода позволит выйти на серию подобных судов».

20200730-DSC_0058.jpg

Затем с поздравительной речью на трибуну вышел Михаил Романов: «Этот проект стал гармонией мысли петербургских корабелов и красотой Красноярского края. Крупнейший в истории СНСЗ гражданский заказ даст импульс развитию судостроительной промышленности России, создаст новые технологии инновационного перемещения населения, в том числе и для маломобильных групп. Важно, что уже сегодня «Андрей Дубенский» включает места для пассажиров и лиц с ограниченными возможностями. Я верю, что с постройкой таких теплоходов речные круизы вновь станут одними из популярных для российских граждан».

20200730-DSC_0066.jpg

Следующим слово взял замминистра транспорта РФ Юрий Цветков: «Это событие не рядовое. Это событие для всей транспортной отрасли, для судостроения и всей России, поскольку в России подобных судов не строилось никогда. А ведь наша страна имеет самую длинную протяженность внутренних водных путей, более 100 000 километров, из которых 78% являются безальтернативными для доставки пассажиров. Для России нужны такие новые, современные суда. Я не удивлен и даже поддерживаю, что заказ был размещен на Средне-Невском заводе, так как предприятие имеет богатую историю, традиции, а с другой стороны, он всегда шел вперед с инновациями, новыми технологиями. СНСЗ – это предприятие будущего, на которое всем нужно ровняться. Министерство транспорта всегда поддерживает строительство не только единиц судов, но и серийность, мы вместе с Минпромторгом делаем все для этого, вводим лизинговые механизмы, субсидируем проценты и ставки для судовладельцев и судостроителей».

20200730-DSC_0084.jpg

Потом выступил Борис Кабаков: «Это праздник не только для завода, но и для нашей программы, которую мы развиваем вместе с Минтрансом. Сейчас у нас в постройке 20 судов, и в ближайшие три года по нашим планам должны построить 39 судов различного тоннажа. У нас действительно достаточно мер господдержки, самая основная из них, которая позволяет реализовывать проекты, это льготно-лизинговая программа. Но я хочу сказать о другом: если регион, который не заинтересован в том, чтобы в нем развивалось пассажирское сообщение, то ничего и не будет меняться. Поэтому я благодарю красноярцев за то, что мы сейчас реализуем проект, о котором велись переговоры несколько лет».

20200730-DSC_0093.jpg

Глава ГТЛК так же отметил значимость события и выразил гордость за то, что компания является заказчиком таких теплоходов: «Для нас это очень важный заказ, и я надеюсь, что данные суда на много лет закроют потребность пассажирского сообщения в Красноярском крае».

20200730-DSC_0101.jpg

"Мы шли к этому более 10 лет!"

Строительство двух пассажирских судов проекта А45-90.2 ведется в рамках заключенного контракта с ГТЛК. Известно, что завод должен выполнить строительство "пассажиров" для Красноярского края, которые будут обслуживать социально значимый маршрут "Красноярск - Дудинка - Красноярск" по реке Енисей.

20200730-DSC_0149.jpg

Цена контракта составляет порядка 5 миллиардов рублей. Как отметил генеральный директор "Агат дизайн бюро" Сергей Породников, подобные теплоходы самоокупаемы, строительство будет вестись без субсидий. Первый теплоход проекта А45-90.2 будет передан заказчику в 2023 году, второй - в 2024-м. По сообщениям пресс-службы СНСЗ, закладка второго "пассажира" состоится в 2021 году.

20200730-DSC_0005.jpg

На пресс-подходе губернатор Красноярского края Александр Усс отметил, что выбор в сторону Средне-Невского судостроительного завода является логичным, несмотря на то, что выбор и примерка по цене между другими заводами велась не один год. По словам Усса, пассажирский флот региона без всяких сомнений нуждается в модернизации и обновлении: "То, что сейчас будет строиться на СНСЗ, это действительно настоящий флагман, который является судном не сегодняшнего дня, а завтрашнего. Причем не только для края, но и для всей России. Сейчас уже известны названия двух теплоходов, которые выбирали сами красноярцы - это "Андрей Дубенский" в честь основателя Красноярска и "Виктор Астафьев" в честь выдающегося писателя, классика России. Для нас это большой праздник, мы шли к этому по меньшей мере 10-15 лет!"

20200730-DSC_0133.jpg

Безусловно, до 2023 года еще нужно подождать, но уже есть сведения, что построенный пассажирский теплоход "Андрей Дубенский" придет в Красноярск по Северному морскому пути.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ