Стивидоры уже пять лет не могут добиться льгот в рамках режима Свободного порта Владивосток
17.06.2020
Лента новостей
На территории пяти регионов дальнего востока с 2015 года действует особый экономический режим, определенный федеральным законом от 13.07.2015 г. №212-ФЗ «О Свободном порте Владивосток». Он предполагает ряд налоговых и административных льгот для бизнеса, работающего на установленных территориях. Однако закон написан таким образом, что его действие распространяется на новых инвесторов, но исключает действующих, прежде всего стивидорные компании, десятилетиями работающие в морских портах этих регионов. И убедить правительство отказаться от дискриминации последних у представителей профессионального сообщества не получается вот уже на протяжении пяти лет.
Резиденты СПВ получают от государства ряд налоговых льгот. В частности, для них устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль (в первые 5 лет), по налогу на имущество (также в первые 5 лет) и по налогу на землю (в первые 3 года). В последующие 5 лет ставка по налогу на прибыль составляет 12% (базовая ставка этого налога с 1 января 2020 года — 20%), ставка по налогу на имущество — всего 0,5%. Кроме того, более чем в три раза для них снижен единый социальный налог (взносы за работников в ФОМС, ФСС, ПФР) - с 30% до 7,6%.
Преференции не для всех
В числе административных льгот для резидентов СПВ - право привлекать иностранную рабочую силу без учета квот, право получать земельные участки в аренду без проведения торгов, право на применение процедуры свободной таможенной зоны, режим «одного окна» для инвестора. Кроме того, все проверки надзорных органов на предприятиях - резидентах СПВ должны проходить в сокращенные сроки, а в случае судебных разбирательств резиденты СПВ могут претендовать на защиту со стороны управляющей компании.
Вместе с тем, претендовать на льготы СПВ может далеко не каждая компания, расположенная в его границах. В реестре резидентов может оказаться только «ИП или юридическое лицо, которое планирует реализовать на территории свободного порта Владивосток новый инвестиционный проект, либо указанные в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности виды предпринимательской деятельности являются для него новыми, то есть не осуществлялись им до даты направления заявки». Еще одним требованием является размер инвестиций: компания-резидент должна вложить в свой проект как минимум 5 млн рублей в трехлетний срок.
Спорный вопрос
Против положения о том, что в реестр резидентов может быть включен только новый бизнес, изначально выступали портовики, считающие такой подход дискриминирующим обстоятельством. Дело в том, что большинство стивидорных компаний в регионе существовали задолго до инициативы федерального правительства по созданию на Дальнем Востоке территории опережающего социально-экономического развития. Таким образом, вновь приходящие в отрасль компании оказываются в более выгодном положении, чем те, которые работают в ней десятилетиями.
Естественно, это обстоятельство не могло удовлетворить портовое сообщество в лице Ассоциации морских торговых портов (АСОП), которая до сих пор отстаивает в этом вопросе интересы действующих стивидоров.
«После того как был принят Закон «О свободном порте Владивосток», мы столкнулись с дискриминацией старых предприятий по сравнению с новыми. Представьте ситуацию: рядом, на территории одного порта, находятся две компании: старая и новая. Они переваливают один и тот же груз, имеют одинаковое отношение к экономике края, но одно предприятие имеет право на льготы, а второе — нет», — рассказали корреспонденту «МП» в АСОП.
Начиная с 2015 года представители АСОП, участвуя в разработке федерального закона и подзаконных актов, настаивали на том, чтобы налоговые преференции получили все компании, работающие на территории СПВ, а не только вновь создаваемые. Однако правительство на это не пошло.
Надо иметь в виду, что реализация крупных инвестпроектов на Дальнем Востоке сталкивается с рядом сложностей: территория портов и длина причальной стенки конечны, а строительство новых терминалов и существенное увеличение грузооборота не всегда возможны из-за ограниченной пропускной способности железных дорог, по которым грузы подвозятся в порты.
Полшага навстречу
В ходе двух Дальневосточных экономических форумов 2016 и 2017 годов представители бизнеса поднимали вопрос о необходимости изменить критерии для компаний, претендующих на статус резидента СПВ. Но правительство эту инициативу не поддержало. Дело в том, что значительная доля экономики региона базируется на транспортной отрасли и именно транспортники обеспечивают львиную долю налоговых поступлений в региональные бюджеты. Предоставление льгот действующим предприятиям привело бы к существенному снижению налоговых поступлений. Исходя из этого, экономический блок правительства отказался пойти навстречу портовому бизнес-сообществу.
Единственное, чего удалось добиться, — внести изменения в закон, которые позволили вести раздельный налоговый учет и отдельной строкой в бухгалтерской отчетности уже действующего бизнеса выделять новые инвестиционные проекты, чтобы получать под них налоговые и административные льготы и преференции режима СПВ. Принципиально проблему дискриминации это не решило, но позволило действующему бизнесу получить хотя бы частичный доступ к федеральным льготам.
Подробности читайте в журнале «Морские порты» № 3 за 2020 г.