Стивидоры уже пять лет не могут добиться льгот в рамках режима Свободного порта Владивосток - Морские вести России

Стивидоры уже пять лет не могут добиться льгот в рамках режима Свободного порта Владивосток

17.06.2020

Лента новостей

На территории пяти регионов дальнего востока с 2015 года действует особый экономический режим, определенный федеральным законом от 13.07.2015 г. №212-ФЗ «О Свободном порте Владивосток». Он предполагает ряд налоговых и административных льгот для бизнеса, работающего на установленных территориях. Однако закон написан таким образом, что его действие распространяется на новых инвесторов, но исключает действующих, прежде всего стивидорные компании, десятилетиями работающие в морских портах этих регионов. И убедить правительство отказаться от дискриминации последних у представителей профессионального сообщества не получается вот уже на протяжении пяти лет.

Резиденты СПВ получают от госу­дарства ряд налоговых льгот. В частнос­ти, для них устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль (в первые 5 лет), по налогу на имущество (также в первые 5 лет) и по налогу на землю (в первые 3 года). В последующие 5 лет ставка по налогу на прибыль составля­ет 12% (базовая ставка этого налога с 1 января 2020 года — 20%), ставка по налогу на имущество — всего 0,5%. Кроме того, более чем в три раза для них снижен единый социальный на­лог (взносы за работников в ФОМС, ФСС, ПФР) - с 30% до 7,6%.

Преференции не для всех

В числе административных льгот для резидентов СПВ - право привле­кать иностранную рабочую силу без учета квот, право получать земельные участки в аренду без проведения тор­гов, право на применение процедуры свободной таможенной зоны, режим «одного окна» для инвестора. Кроме того, все проверки надзорных органов на предприятиях - резидентах СПВ должны проходить в сокращенные сроки, а в случае судебных разбира­тельств резиденты СПВ могут претен­довать на защиту со стороны управ­ляющей компании.

Вместе с тем, претендовать на льготы СПВ может далеко не каждая компания, расположенная в его границах. В реестре резидентов может оказаться только «ИП или юридическое лицо, которое планирует реализо­вать на территории свободного порта Владивосток новый инвестиционный проект, либо указанные в заявке на за­ключение соглашения об осуществле­нии деятельности виды предпринима­тельской деятельности являются для него новыми, то есть не осуществля­лись им до даты направления заявки». Еще одним требованием является раз­мер инвестиций: компания-резидент должна вложить в свой проект как минимум 5 млн рублей в трехлетний срок.

Спорный вопрос

Против положения о том, что в ре­естр резидентов может быть включен только новый бизнес, изначально выступали портовики, считающие такой подход дискриминирующим обстоятельством. Дело в том, что большинство стивидорных компа­ний в регионе существовали задолго до инициативы федерального пра­вительства по созданию на Дальнем Востоке территории опережающего социально-экономического развития. Таким образом, вновь приходящие в отрасль компании оказываются в бо­лее выгодном положении, чем те, ко­торые работают в ней десятилетиями.

Естественно, это обстоятельство не могло удовлетворить портовое со­общество в лице Ассоциации морских торговых портов (АСОП), которая до сих пор отстаивает в этом вопросе ин­тересы действующих стивидоров.

«После того как был принят Закон «О свободном порте Владивосток», мы столкнулись с дискриминацией старых предприятий по сравнению с новыми. Представьте ситуацию: ря­дом, на территории одного порта, на­ходятся две компании: старая и новая. Они переваливают один и тот же груз, имеют одинаковое отношение к эко­номике края, но одно предприятие имеет право на льготы, а второе — нет», — рассказали корреспонденту «МП» в АСОП.

Начиная с 2015 года представители АСОП, участвуя в разработке феде­рального закона и подзаконных актов, настаивали на том, чтобы налоговые преференции получили все компании, работающие на территории СПВ, а не только вновь создаваемые. Однако правительство на это не пошло.

Надо иметь в виду, что реализация крупных инвестпроектов на Дальнем Востоке сталкивается с рядом слож­ностей: территория портов и длина причальной стенки конечны, а строи­тельство новых терминалов и суще­ственное увеличение грузооборота не всегда возможны из-за ограниченной пропускной способности железных дорог, по которым грузы подвозятся в порты.

Полшага навстречу

В ходе двух Дальневосточных эко­номических форумов 2016 и 2017 го­дов представители бизнеса поднима­ли вопрос о необходимости изменить критерии для компаний, претендую­щих на статус резидента СПВ. Но пра­вительство эту инициативу не поддер­жало. Дело в том, что значительная доля экономики региона базируется на транспортной отрасли и именно транспортники обеспечивают льви­ную долю налоговых поступлений в региональные бюджеты. Предоставле­ние льгот действующим предприятиям привело бы к существенному сниже­нию налоговых поступлений. Исходя из этого, экономический блок прави­тельства отказался пойти навстречу портовому бизнес-сообществу.

Единственное, чего удалось до­биться, — внести изменения в закон, которые позволили вести раздель­ный налоговый учет и отдельной строкой в бухгалтерской отчетности уже действующего бизнеса выделять новые инвестиционные проекты, чтобы получать под них налоговые и административные льготы и префе­ренции режима СПВ. Принципиаль­но проблему дискриминации это не решило, но позволило действующе­му бизнесу получить хотя бы частич­ный доступ к федеральным льготам.

Подробности читайте в журнале «Морские порты» № 3 за 2020 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ