От Мурманска до Сахалина: Севморпуть могут расширить вдвое - Морские вести России

От Мурманска до Сахалина: Севморпуть могут расширить вдвое

21.05.2020

Лента новостей

Границы Севморпути могут быть расширены почти вдвое и включат в себя акваторию от Мурманска до Сахалина — такое решение прорабатывается по итогам госкомиссии по развитию Арктики. Такую возможность поручил проработать вице-премьер Юрий Трутнев. Согласно протоколу заседания от 13 мая, Минвостокразвития, Минтранс, МИД и «Росатом» должны представить в правительство согласованные предложения по изменениям Кодекса торгового мореплавания (КТМ) и включению в акваторию СМП внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны РФ в Баренцевом, Белом, Печорском, Беринговом и Охотском морях. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Сейчас акватория СМП ограничена Карскими воротами на западе и бухтой Провидения на востоке. Соответствующие границы были обозначены ввиду особенностей международного права, связанных с замерзаемостью морей. В конце 2018 года «Росатом» получил полномочия инфраструктурного оператора Севморпути, а нормативное регулирование отрасли и выдача разрешений на плавание судов в акватории остались за Минтрансом.

На заседании госкомиссии, в частности, обсуждалась стратегия развития Арктики до 2035 года, которую подготовило Минвостокразвития. Министерство включило в документ понятие «Северный морской транспортный коридор» (СМТК), который пролегает от Мурманска до Камчатки. Тогда Юрий Трутнев отметил, что нужно более тщательно подумать над терминологией. «Я надеюсь, что изменения в задачи по развитию Северного морского пути вносить не придется. Но давайте для начала выйдем из этого кризиса, а потом будем принимать решения»,— говорил 13 мая вице-премьер. Согласно майскому указу президента РФ Владимира Путина, грузопоток по СМП к 2024 году должен вырасти до 80млн тонн.

Как следует из протокола комиссии, на исключении из стратегии понятия СМТК настаивало Минэкономики, ведомствам поручено учесть эти замечания. В Минвостокразвития сообщили, что к отказу от понятия СМТК «относятся спокойно».

«Что касается выработки предложений об увеличении акватории СМП, то мы приветствуем факт, что поручение включено в протокол заседания госкомиссии. Мало того, идея решения ситуации именно через включение в СМП новых акваторий принадлежит Минвостокразвития»,— отметили в министерстве.

Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что технически внести изменения в КТМ возможно, но тогда действие правил плавания по СМП автоматически расширится на новые акватории и возникнут противоречия с международным правом. Согласно 234-й статье Конвенции ООН по морскому праву, прибрежное государство может установить недискриминационные правила в исключительной экономической зоне для защиты окружающей среды от действий судов. При этом на такой территории должны быть особые климатические условия и наличие льдов большую часть года.

В условиях потепления доказать наличие льдов на новых акваториях «достаточно сложно», ряд портов, которые предлагается включить в СМП, вообще не замерзают, подчеркивает источник. Кроме того, в Арктике с 2017 года действует так называемый Полярный кодекс (правила для судов в полярных морях), и предлагаемая география СМП выходит далеко за его пределы, что «вряд ли адекватно будет воспринято международной морской общественностью», заключает собеседник.

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ