От Мурманска до Сахалина: Севморпуть могут расширить вдвое - Морские вести России

От Мурманска до Сахалина: Севморпуть могут расширить вдвое

21.05.2020

Лента новостей

От Мурманска до Сахалина: Севморпуть могут расширить вдвое

Границы Севморпути могут быть расширены почти вдвое и включат в себя акваторию от Мурманска до Сахалина — такое решение прорабатывается по итогам госкомиссии по развитию Арктики. Такую возможность поручил проработать вице-премьер Юрий Трутнев. Согласно протоколу заседания от 13 мая, Минвостокразвития, Минтранс, МИД и «Росатом» должны представить в правительство согласованные предложения по изменениям Кодекса торгового мореплавания (КТМ) и включению в акваторию СМП внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны РФ в Баренцевом, Белом, Печорском, Беринговом и Охотском морях. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Сейчас акватория СМП ограничена Карскими воротами на западе и бухтой Провидения на востоке. Соответствующие границы были обозначены ввиду особенностей международного права, связанных с замерзаемостью морей. В конце 2018 года «Росатом» получил полномочия инфраструктурного оператора Севморпути, а нормативное регулирование отрасли и выдача разрешений на плавание судов в акватории остались за Минтрансом.

На заседании госкомиссии, в частности, обсуждалась стратегия развития Арктики до 2035 года, которую подготовило Минвостокразвития. Министерство включило в документ понятие «Северный морской транспортный коридор» (СМТК), который пролегает от Мурманска до Камчатки. Тогда Юрий Трутнев отметил, что нужно более тщательно подумать над терминологией. «Я надеюсь, что изменения в задачи по развитию Северного морского пути вносить не придется. Но давайте для начала выйдем из этого кризиса, а потом будем принимать решения»,— говорил 13 мая вице-премьер. Согласно майскому указу президента РФ Владимира Путина, грузопоток по СМП к 2024 году должен вырасти до 80млн тонн.

Как следует из протокола комиссии, на исключении из стратегии понятия СМТК настаивало Минэкономики, ведомствам поручено учесть эти замечания. В Минвостокразвития сообщили, что к отказу от понятия СМТК «относятся спокойно».

«Что касается выработки предложений об увеличении акватории СМП, то мы приветствуем факт, что поручение включено в протокол заседания госкомиссии. Мало того, идея решения ситуации именно через включение в СМП новых акваторий принадлежит Минвостокразвития»,— отметили в министерстве.

Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что технически внести изменения в КТМ возможно, но тогда действие правил плавания по СМП автоматически расширится на новые акватории и возникнут противоречия с международным правом. Согласно 234-й статье Конвенции ООН по морскому праву, прибрежное государство может установить недискриминационные правила в исключительной экономической зоне для защиты окружающей среды от действий судов. При этом на такой территории должны быть особые климатические условия и наличие льдов большую часть года.

В условиях потепления доказать наличие льдов на новых акваториях «достаточно сложно», ряд портов, которые предлагается включить в СМП, вообще не замерзают, подчеркивает источник. Кроме того, в Арктике с 2017 года действует так называемый Полярный кодекс (правила для судов в полярных морях), и предлагаемая география СМП выходит далеко за его пределы, что «вряд ли адекватно будет воспринято международной морской общественностью», заключает собеседник.

75 лет Великой Победы
Баннер
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России