Полимеры, цифровая платформа, беспилотники: как регулируют морские «новинки»?
16.04.2020
Лента новостей
Российский морской регистр судоходства (РС) часто называют связующим звеном морской отрасли. Это действительно так. Сотрудничество российской организации с наукой, обобщение практического опыта отрасли, выработка единого подхода в области безопасности мореплавания в рамках Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) позволяют ведомству одним из первых узнавать о новых технологиях, тенденциях и регуляторных инициативах.
О подробностях работу журналу "Морские порты" рассказал генеральный директор Российского морского регистра судоходства (РС) Константин Пальников.
«За прошлый год мы приняли участие в 27 рабочих встречах МАКО, представляли интересы Российской Федерации на 12 сессиях рабочих органов ИМО, сотрудничали с ведущими образовательными центрами и НИИ по вопросам проведения 13 научно-исследовательских работ. В результате, все новейшие тренды индустрии так или иначе отражаются в нормативно-технической базе Регистра», - поделился руководитель.
В результате требования к новейшим полимерным композиционным материалам (ПКМ) уже регламентированы в правилах Регистра. Более того, у организации есть опыт технического наблюдения за строительством высокоскоростного пассажирского катамарана с корпусом из углепластика. Такой корпус позволяет снизить вес судна и увеличить прочность, не подвержен коррозии, что существенно увеличивает срок его эксплуатации.
В прошедшем году была проведена научно-исследовательская работа, связанная с расчетами аварийной осадки и остойчивости судов из композиционных материалов. В текущем году запланированы исследования в области применения полимерных и композитных материалов для судов ледового класса. По их результатам можно будет говорить о возможности интеграции новых требований в правила РС.
В 2017 году Регистр впервые в практике классификационных обществ издал правила по техническому наблюдению за проектированием, изготовлением, испытаниями и эксплуатацией контейнеров-цистерн c сосудами из ПКМ. Такие контейнеры сегодня не допускаются к перевозке морем международными конвенциями, которые регламентируют опасные грузы, однако транспортировка наземным транспортом разрешена.
Регистр принял участие в подготовке предложений от России по перевозке опасных грузов морем в контейнерах-цистернах с сосудами из ПКМ, и ИМО эти предложения поддержала. Сегодня вопрос рассматривает комитет экспертов ООН по транспортировке опасных грузов, в котором также принимают участие представители РС.
"Наши специалисты совместно со Сколковским институтом науки и технологий участвуют в создании цифровой платформы сертификации изделий из ПКМ. Ключевая особенность проекта состоит в адаптации цифровых моделей материалов и изделий. Виртуальные испытания цифрового двойника позволяют прогнозировать ошибки и неисправности с учетом возможных факторов эксплуатации изделия", - рассказал гендиректор Регистра.
Роль РС заключается в разработке национальной нормативной базы применения цифровых моделей на примере процедур, используемых РС при техническом наблюдении, с перспективой разработки международных положений.
"Если говорить о так называемых беспилотниках, то в прошлом году завершилась научно-исследовательская работа по автономным (безэкипажным) судам. В ближайшее время мы планируем издать соответствующее руководство", - отметил руководитель.
Он добавил, что в РС внедрена технология дистанционного освидетельствования морских судов с помощью беспилотных летательных аппаратов – дронов. Услуга оказывается на базе четырех крупнейших российских филиалов, где инспекторы прошли специальную подготовку.
Подробности читайте в журнале "Морской флот" № 1 за 2020 г.