Морские вести России

Проблемы системы «Морской порт»: ограниченный доступ к информации, интеграция с системами стивидоров

31.12.2019

Лента новостей

Несмотря на то, что портал «Морской порт» уже существенно облегчил жизнь всем участникам процесса морских перевозок, его еще нужно совершенствовать. Представители бизнеса говорят о том, что в работе портала остались слабые места, мешающие полностью уйти от бумажного документооборота, отмечает журнал «Морские порты».

«Проблемы уже озвучивались на разных площадках. Основная состоит в том, что предварительная информация о судне доступна только тому таможенному посту, на который оно прибывает, – прокомментировал журналу «Морские порты» представитель морской контейнерной линии, исполнительный директор филиала ОАО «Юнифидер А.С.» в Санкт-Петербурге Андрей Андреев. – Если же судно перешвартовывается в зону действия других таможенных постов, то решение, которое было принято на первом посту, там не видно. То есть первый таможенный пост разрешает выгрузку, но последующие посты этого разрешения на выгрузку от первого не видят. И для того чтобы соблюсти законодательство, перевозчики вынуждены получать разрешение на бумажном манифесте со штампом и относить его на каждый из терминалов».

По словам эксперта, время, которое раньше тратилось на подготовку бумажного пакета документов, сейчас тратится на подготовку электронного, то есть заметного ускорения работы по оформлению судна с началом работы портала «Морской порт» не произошло, как не произошло и значительного ускорения начала грузовых работ: если раньше судно ждало в порту комиссию, то сейчас оно ждет получения разрешения в системе. Да, работы по раскреплению груза при соблюдении определенных условий начинать можно, но это было и раньше.

«Нужно сделать так, чтобы информация о выданном судну разрешении была доступна всем таможенным постам и иным ГКО, находящимся вдоль его маршрута. Терминалы тоже должны иметь возможность узнавать, что таможенный пост разрешил выгрузку контейнеров из портала. Пока этого не будет, параллельного бумажного документооборота избежать не удастся», – считает А.Андреев. По его словам, в работе таможни меняется все очень медленно, и нужно находить много аргументов в обоснование своих идей, чтобы их поддержали.

«Но в последнее время таможня стала больше прислушиваться к бизнесу, и за последние полгода процесс продвинулся намного больше, чем за все время с начала работы портала «Морской порт», – говорит А.Андреев.

Интересно, что программные продукты, которые используют стивидоры, часто превосходят по функционалу портал «Морской порт». Например, их программы позволяют отслеживать этапность проведения контрольных мероприятий и фактическое местонахождение конкретного контейнера. Возможно, используемые терминалами программные средства в будущем могли бы объединиться с функционалом портала «Морской порт», и тогда расширенные сведения помогли бы эффективнее планировать работу сотрудников таможенных постов, сократить сроки прохождения товаров через госграницу или обеспечить эффективную работу искусственного интеллекта без участия людей.

Одну из самых прогрессивных IТ-систем на своих контейнерных терминалах сегодня использует компания Global Ports. По словам директора по железнодорожной логистике Global Ports Никиты Пушкарева, компания стала первым контейнерным стивидором, полностью перешедшим на электронный документооборот. Сейчас ее информационная система работает в формате B2B, но она также способна работать и в связке с порталом «Морской порт».

«Мы активно и конструктивно взаимодействуем с таможенными органами. Но нам не хватает взаимного проникновения в бизнес-процессы друг друга. Не нужно утаивать информацию, ведь не информация является предметом коммерческой тайны», – сказал Н.Пушкарев, выступая на круглом столе «Таможенные информационные технологии: из настоящего в будущее» в рамках Международного таможенного форума-2019.

Баннер
Баннер
Баннер