Экспертное мнение: новые законы могут блокировать каботаж для «недостаточно» российских судов - Морские вести России

Экспертное мнение: новые законы могут блокировать каботаж для «недостаточно» российских судов

18.11.2019

Транспортная политика

При принятии новых законов о стимулировании строительства судов на российских верфях, их использовании и комплектации российским оборудованием необходимо избежать правовой неопределённости и непосильных финансовых обременений на судовладельцев.

К таким выводам пришли эксперты на прошедшей 18 ноября секции по морскому и речному транспорту при комитете Госдумы по транспорту и строительству под председательством члена комитета и руководителя Секции Виктора Дерябкина.

Новые нормы отечественного судостроения

Так, суда, которые были построены до принятия постановления правительства РФ № 719, в котором обозначен обязательный объём произведённых в РФ комплектующих, могут быть не допущены к каботажу. Речь идет о законопроекте, касающемся отдельных видах работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории РФ.

По мнению судоходного сообщества, это дискриминирует российский флаг, нивелирует эффект от ФЗ № 305 о поддержке судостроения, ведь они работают под флагом РФ, а на их строительство данных судов на российских верфях было вложено много средств.

«Для бизнеса на данный момент такой искусственный критерий вреден, т. к. создаёт правовую неопределённость», - считают в Российской палате судоходства. Участники заседания обратили внимание, что требования ПП РФ № 719, которые вступают в силу с 2019 года, могут быть выполнимы, а в позициях, которые подписаны к исполнению с 2022 года, такой уверенности нет.

Правительство, напротив, аргументирует свою позицию тем, что законопроект направлен как раз на развитие отечественного судостроения, чтобы не возникало таких ситуаций, когда российская верфь выигрывает конкурс на строительство судна, а потом размещает заказ на строительство этого судна на зарубежной верфи. «За период с 2012 по 2017 гг. в нашей стране введено в эксплуатацию 1116 судов зарубежного производства, из них 239 предназначены для внутренних водных путей и 877 для морских акваторий», - такую статистику приводит министерство.

В ходе оживлённой дискуссии представители судоходного сообщества подчёркивали, что не против импортозамещения в смежных производствах, но эту цель лучше достигать путём принятия отдельной госпрогрммы по импортозамещению комплектующего оборудования, и по мере выполнения этой госпрограммы вводить уже те или иные запрещающие критерии и нормы.

Когда можно «пускать» в работу «иностранца»?

Российский профессиональный союз моряков попросил уточнить нормы, по которым Правительство РФ сможет выдавать разрешение на использование иностранных судов в отдельных видах работ (например, «Арктик-СПГ»). Речь идет о законопроекте, касающемся отдельных видов работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории РФ

Представитель Союза подчеркнул, что действующая редакция этой нормы, в отличие от предыдущей, не содержит ссылки на наличие случаев  и порядка, при которых Правительство РФ выдает такие разрешения.

«Судя по тому, что в действующей редакции  данной нормы КТМ отсутствует указание на необходимость наличия таких условий и порядка, когда Правительство РФ дает решение   на плавание иностранных судов в каботаже, такие решения принимаются произвольно, что недопустимо, ведет к ущемлениям прав российских судовладельцев и российских моряков», - отметил главный эксперт по правовым вопросам РПСМ Валерий Нефедов.  

Также Валерий Нефёдов обратил внимание, что с учетом требований ТК РФ (ст. 35.1) и ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» этот законопроект необходимо вынести для рассмотрения на площадку РТК, поскольку он, в частности, затрагивает интересы  моряков на занятость, создает напряжение на национальном морском рынке труда, а потому нуждается в соответствующей корректировке. Его поддержал президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин.

Предполагается, что позицию по обоим вынесенным сегодня на экспертное обсуждение законопроектам, определит в ближайшее время профильный комитет Госдумы по транспорту и строительству.

Анна Горнова, Член Секции морского и речного транспорта при комитете Госдумы по транспорту и строительству

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ