Пятна пленочных загрязнений обнаружили у Крымского моста
18.11.2019
Лента новостей
В 2019 г. на радиолокационных изображениях (РЛИ) спутников Sentinel-1A и Sentinel-1B были обнаружены повторяющиеся пятна-слики у Крымского моста, о. Тузла и косы в Керченском проливе.
Ретроспективный анализ данных дистанционного зондирования за 2018-2019 гг. показал, что впервые они появились в начале апреля 2018 г., а затем после ввода моста в строй стали появляться чаще, особенно в летний период.
Так, в 2018 г. они были зарегистрированы на 17 РЛИ, а в 2019 г. — на 24 РЛИ. Одной из особенностей пространственного распределения пятен, является то, что на всех РЛИ пятна примыкают к берегам острова или косы, а также к определенным местам мостового перехода, и вытягиваются практически по нормали к берегу.
В зависимости от направления ветра и реверсивных течений в проливе пятна наблюдаются с одной или другой стороны моста, причем количество пятен-сликов на каждом РЛИ варьирует от одного до семи-восьми. Кроме того, синхронные и оптические и радиолокационные съемки подтверждают то, что слики образованы маслянистыми веществами, формирующими пленки на поверхности моря.
Анализ всей совокупности радиолокационных изображений на Керченский пролив привел к заключению, что с большой вероятностью источником нефтепроявлений, наблюдаемых на поверхности моря около моста, является система локальных очистных сооружений (ЛОС) ливневых стоков, которой оборудован Крымский мост.
По данным экологической службы ФКУ Упрдор «Тамань», после ввода моста в эксплуатацию на автодорожном мосту работают 20, а на железнодорожном — 18 ЛОС.
Дождевые стоки должны уходить в закрытую сеть дождевой канализации через специальные отверстия, которые расположены вдоль дорожного полотна. Далее вода по отвесным лоткам под пролетами попадает в резервуары ЛОС, которые имеются на о. Тузла, одноименной косе и керченском участке. Два ЛОС размещены непосредственно в море, на отдельно стоящих опорах непосредственно у моста: одна на участке между о. Тузла и фарватером, другая — между фарватером и керченским берегом. Морские ЛОС — это системы накопительного типа, с резервуарами-аккумуляторами объемом до 300 м3. После очистки и обеззараживания вода из ЛОС сбрасывается в море через трубопроводы, оборудованные рассеивающими водовыпусками.
Хотя, как утверждается, большая часть стоков собирается, фильтруется и обеззараживается, тем не менее, возможно, что остатки автомобильного топлива, прочих нефтепродуктов и ГСМ, остаются в водах, которые после очистки сбрасываются в море, а пленки этих нефтепродуктов на поверхности моря образуют пятна-слики и, соответственно, темные пятна, регистрируемые на РЛИ.
«В итоге результаты анализа данных космической радиолокации совместно с другой доступной информацией показывают, что причина появления данных пятен пленочных загрязнений заключается в том, что или очистные сооружения работают не должным образом, позволяя остаткам топлива и ГСМ через системы сброса попадать в акваторию пролива, или подобные утечки происходят до попадания сточных вод в ЛОС из-за не всегда правильно смонтированных водоотводов», - говорит эксперт ГК «СКАНЭКС», ведущий научный сотрудник ИО РАН Андрей Иванов.