Импортозамещение ПО для обеспечения мореплавания: от разработки - к масштабированию и улучшению
25.04.2025
Лента новостей

Иллюстрация: Sitronics Group
В июле 2022 года по поручению председателя правительства РФ Михаила Мишустина, были созданы четыре индустриальных центра компетенций (ИЦК) на транспортн: «Железнодорожный транспорт и логистика», «Авиационный транспорт», «Аэропорты» и «Морской и речной транспорт», который возглавил генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин. Их главной целью стало замещение зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений.
23 апреля в Москве состоялся демо-день индустриальных центров компетенций (ИЦК) на транспорте «Движение в будущее: перезагрузка транспорта через технологии и экспорт». В мероприятии приняли участие представители Минтранса, предприятий и компаний транспорта, разработчики отечественного индустриального программного обеспечения. Они представили результаты работы почти за три года работы и обозначили перспективы на будущее.
Сергей АЛЕКСЕЕВ
До 90% отечественного ПО к 2030 году
Замминистра транспорта РФ Андрей Никитин сообщил, что по данным компаний, на сегодняшний день уже замещено порядка 70% западного программного обеспечения, разработан российский софт для управления грузовыми и пассажирскими перевозками.
«В соответствии с поручением Президента, необходимо довести этот показатель до 90% к 2030 году, включая реализацию новых проектов «второй волны». Для того, чтобы механизмы индустриальных центров компетенций оставались драйвером цифровизации транспортной отрасли, важно рассмотреть более широкое применение искусственного интеллекта, внедрение беспилотных технологий и роботизацию рутинных задач», – сказал замминистра.
По словам Андрея Никитина, также необходимо оценить конкурентоспособность наших решений на внешних рынках и активно продвигать их в странах СНГ и других дружественных государствах.
«Не исключено возвращение зарубежных вендоров и разработчиков ПО на российский рынок. Здесь нужно очень точно понимать, где мы хотим с ними конкурировать, а где наш технологический суверенитет важнее конкуренции. Эти решения предстоит выработать, в том числе на площадках ИЦК», - сказал он.
Наше - лучше
На сессии проектов ИЦК «Морской и речной транспорт», модератором которой выступил заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергей Симонов, были подробно представлены проекты, реализованные предприятием и разработчиками индустриального ПО: АО «СИТРОНИКС» и ООО «Интеллектика Консалтинг».
«Иностранное ПО – неплохое. Оно несколько десятков лет работало в наших портах и зарекомендовало себя достаточно хорошо. Однако его разработчики в 2022-2023 годах просто взяли и ушли. Речь идет про объекты критической информационной инфраструктуры, отвечающие за безопасность мореплавания. Поэтому если зарубежные компании выразят желание вернуться, мы будем настаивать на том, чтобы они оставались работать там, где работают сейчас. Наше программное обеспечение, разработанное российскими специалистами, не хуже, оно лучше», - отметил Сергей Симонов.
На фото Сергей Симонов (с) пресс-служба Минтранса РФ
ПО СООРИ СУДС «СиТрафик» и «СиПорт»
Одним из особо значимых проектов для предприятия и морской отрасли в целом является импортозамещение программного обеспечения системы обработки, отображения и регистрации информации (СООРИ), используемого в работе центров систем управления движением судов (СУДС), которые относятся к объектам критической информационной инфраструктуры. На текущий момент ФГУП «Росморпорт» эксплуатирует 25 СУДС.
Первой была переведена на отечественный софт СООРИ СУДС Сочи. Исполнителем работ выступило АО «СИТРОНИКС», разработавшее отечественное ПО СООРИ «СиТрафик» и базу данных «СиПорт», которые были созданы в соответствии с отраслевыми стандартами, требованиями ИБ и ПО, а по функциональности даже превзошли зарубежные решения.
Руководитель обособленного подразделения «Санкт-Петербург» АО «СИТРОНИКС» Юрий Ишутин рассказал, что по результатам эксплуатации обновленного ПО в Сочи было принято решение о дальнейшем тиражировании отечественных решений. Компания уже перевела СУДС восьми российских портов Азово-Черноморского бассейнового и Крымского филиалов ФГУП «Росморпорт» на отечественный софт и оборудование в условиях отключенных АИС судов и работы РЭБ в акваториях Черного моря. Действующие системы уверенно справляются даже с плотным трафиком в Керченском проливе — более 43 000 судов в 2024 году, что сопоставимо с крупнейшими портами мира.
«В начале текущего года мы закончили переоснащение в морском порту Астрахань. Сейчас идет процесс тиражирования в портах Азово-Черноморского бассейнового филиала, работы планируется завершить до конца 2025 года», – добавил Сергей Симонов.
Программное обеспечение систем движения судов в четырех бассейновых администрациях внутренних водных путей также решено заменить на отечественное.
ИСОЛД
Второй особо значимый проект замещения иностранного ПО в рамках ИЦК «Морской и речной транспорт» по заказу ФГУП «Росморпорт» реализовало ООО «Интеллектика Консалтинг» в начале 2025 года.
В рамках создания информационной системы обеспечения лоцманской деятельности (ИСОЛД) автоматизирована работа более 130 лоцманов и диспетчеров лоцманских служб в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Астрахань и Оля. Сегодня более 500 лоцманов оказывают услуги лоцманских проводок в 53 морских портах и терминалах России, что обусловливает важность проекта для обеспечения бесперебойной работы лоцманской службы и безопасности мореплавания при осуществлении лоцманских проводок.
«Лоцман получает планшет, на котором он видит расположение судна, где он находится относительно берега, мелей, причалов, буев, других судов. Система подсказывает оптимальную траекторию движения к выбранной цели с учетом метеообстановки, течений и других важных факторов. Система имеет "береговой сегмент", где осуществляется диспетчеризация заявок и обработка лоцманских квитанций», – пояснил Сергей Симонов.
Директор по развитию ООО «Интеллектика Консалтинг» Юрий Оганянц в своем выступлении рассказал о главных преимуществах использования лоцманами ИСОЛД, основных результатах проекта, планах по тиражированию разработанного ПО в Дальневосточном, Северо-Восточном, Арктическом бассейновых и Сахалинском филиалах предприятия.
Компания рассчитывает на дальнейшее развитие системы с использованием технологий искусственного интеллекта и машинного обучения для моделирования оптимального маршрута лоцманской проводки и формирования рекомендаций лоцману.
Сергей Симонов также рассказал о завершении пилотной стадии нескольких проектов цифрового развития. В числе значимых он отметил внедрение Портала оказания услуг ФГУП «Росморпорт» в Азово-Черноморском филиале. Система предназначена для взаимодействия с потребителями по принципу «единого окна».
«По состоянию на 1 апреля текущего года, уже более 90 организаций - контрагентов нашего бассейнового филиала подключились к этому порталу, более 50 договоров заключено, обработано. На сегодняшний день, буквально за 10 месяцев, мы 40% затрат, которые вложили в этот проект, окупили», - отметил замруководителя.
Параллельно идет развитие функционала Ситуационного центра предприятия – веб-приложения на основе технологий «цифрового двойника», которое включает в себя интерактивные карты филиалов, портов, имущества и флота предприятия, дашборды по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности.
Кроме того, в рамках ИЦК «Морской и речной транспорт» прорабатывается проект создания единой централизованной базы данных по судозаходам в морские порты России «РМП – Трафик».
«Мы планируем проект реализовывать в рамках ИЦК, это уже будет не импортозамещение, а создание принципиально новой системы», - сказал Сергей Симонов.
_ _ _
Самые важные и интересные новости отрасли, а также эксклюзивные интервью с наших мероприятий в социальных сетях:
Telegram: https://t.me/morvestirussia
Вконтакте: https://vk.com/morvesti
Дзен: https://dzen.ru/morvesti
YouTube: https://www.youtube.com/@MaritimeNewsOfRussia