Три проблемы ленских речников и способы решения - Морские вести России

Три проблемы ленских речников и способы решения

03.12.2023

Лента новостей

ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ЛОРП) – флагман водного речного транспорта Якутии и одно из ведущих транспортно-производственных предприятий Северо-Востока России. Компания играет важную роль в обеспечении грузоперевозок и северного завоза для Республики Саха, а также Иркутской области, севера Красноярского края и Чукотки, обеспечивая жизненно важными товарами удаленные поселения.

С какими проблемами приходится сталкиваться ленским речникам в своей работе в последние годы, и каковы пути их возможного решения? Об этом «Морским вестям России» в ходе форума «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста» рассказал генеральный директор ПАО «ЛОРП» Сергей Ларионов.


Застройка порта Якутск

«У нас в Якутске речной порт перестал существовать (в качестве крупнейшего грузового перевалочного центра в Якутии – прим. ред.), его отдают под застройку. Там причальные стенки были шпунтовая и ряжевая (общей протяженностью порядка) 1,5 км. Сегодня восстановление или постройка аналогичного нового объекта будет стоить миллиарды рублей. А этот уходит под городскую застройку. Не оттого, что кто-то хочет навредить отрасли, а потому что его работа в прежнем масштабе больше не нужна», - поделился руководитель ЛОРП.

В настоящее время на территории порта запланировано возведение нового жилого района. В его состав войдут 33 многоквартирных домов общей жилой площадью 362,9 тыс. кв. м, из которых 16 тыс. кв. м займут коммерческие площади. Проект развития территории в составе девяти очередей строительства будет осуществлен с 2023 по 2033 год, его реализует компания «Речной порт "Якутск"». Инвестиции составят 52,9 млрд рублей.

Однако столица Якутии как ключевой пункт обработки грузов северного завоза своей роли не потеряет. ЛОРП совместно с инвесторами реализуют проект перевалочного центра в 18 км от Якутска на правом берегу реки Лены – в поселке Нижний Бестях.

Выбор места обусловлен тем, что в одном месте объединены инфраструктура для обработки сухогрузов, железнодорожные подъездные пути и нефтеперевалочный комплекс. Рядом расположена конечная ж/д станция Амуро-Якутской магистрали, стыкуются федеральные автотрассы «Лена» и «Колыма», а также автодорога республиканского значения «Амга». В теплое время года поселок Нижний Бестях и Якутск связывает речной транспорт, зимой работает ледовая переправа.

Проект строительства состоит из трех этапов. Первая очередь мощностью более 1 млн грузов в год была введена в 2022 году. Полностью сдать объект планируется до 2030 года. Инвестиции оцениваются в 3,195 млрд рублей.

Маловодье

Несмотря на то, что ФБУ «Администрация Ленского бассейна» ежегодно проводит дноуглубительные работы, в этом году раннее обмеление малых рек и отсутствие гарантированных глубин ряда устьевых участков едва не привели к возникновению чрезвычайной ситуации.

«Условия были очень сложные. Бары на реках Яна и Индигирка - это барьеры. Мы можем к ним подойти, но воды нет, глубин нет», - вспоминает Сергей Ларионов.

По итогам навигации благодаря грамотным действиям речников и своевременному проведению компенсационных мероприятий, в том числе перегону судов, пдополнительному тоннажу, ленским речникам удалось не сорвать северный завоз. Тем не менее, в следующем году, как и ранее, проблема возникнет вновь.

«Нужно добавить денег нашему бассейновому управлению, чтобы копать глубже - только и всего», - считает гендиректор ЛОРП.

По его словам, ранее финансирование масштабного дноуглубления обеспечивалось за счет дополнительных средств от региона. Однако сегодня бюджетное регулирование не позволяет «перекрестного» финансирования. Решить эту проблему в теории возможно за счет привлечения частных инвестиций.

Старение флота

В настоящее время ПАО «ЛОРП» является оператором флота, насчитывающего свыше 300 судов. Средний возраст теплоходов свыше 35 лет, при нормативном сроке эксплуатации в 24 года.

«У нас на Лене было семь верфей. Сегодня они все в плачевном состоянии. У нас нет прямого сообщения ни с Востоком, ни с Западом. По железной дороге теплоход не привезешь, морем он может только разово пройти - бассейн закрытый. Поэтому обслуживать и строить суда вынуждены самостоятельно» - сетует Сергей Ларионов.

Сегодня ленские речники возлагают большие надежды на проект «возрождения» Жатайской судоверфи. Комплексная программа модернизации якутского флота включена в федеральную программу развития Арктики.

Проектная мощность предприятия – до 10 единиц судов год. Запустить производство планируют в конце 2024 года, строительство объекта находится на личном контроле президента РФ Владимира Путина.

Видео: Морские вести России

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ