В Москве состоялся VIII форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация» - Морские вести России

В Москве состоялся VIII форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»

23.03.2023

Ж/Д транспорт

В Москве состоялся VIII форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»

В условиях новой экономической реальности портовый бизнес, как и вся экономика России, столкнулся с рядом беспрецендентных вызовов. Для ответа на них требуется координация усилий госорганов, портовиков, смежных логистических провайдеров, отраслевых поставщиков и подрядчиков.

Совместный диалог состоялся 21-22 марта в Москве, в Аналитическом центре при Правительстве РФ в ходе VIII ежегодного форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация», организованного журналом «Морские порты».

Об официальной поддержке мероприятия объявили Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Ассоциация морских торговых портов (АСОП) и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ.

Партнерами форума выступили ПАО «МегаФон», НПО «Аконит» и «Академия промышленного пылеподавления «Борей».

В мероприятии приняли участие около 200 делегатов от отраслевых организаций и партнеров.

Форум открыла пленарная сессия «Развитие морских портов России и актуальные вопросы государственного регулирования деятельности портовой отрасли».

Несмотря на все потрясения, практически все портовые терминалы, запланированные к вводу в 2022 году в рамках Комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры (КПМИ), были введены в эксплуатацию.

Кроме того, произошло знаковое событие - на законодательном уровне была сформирована нормативно-правовая база, регулирующая намерения инвесторов в развитии инфраструктуры - инвестиционная декларация. Ранее, в 2021 были внесены изменения в Закон о морских портах, сделавшие ее обязательной. Параллельно продолжает развиваться механизм заключения концессионных соглашений. В портовой отрасли уже заключено два таких, третье на подходе, сообщил заместитель начальника Управления морских портов и развития инфраструктуры Росморречфлота Роман Кокунин.

Развитие портовой инфраструктуры замедлилось, но не остановилось. В условиях политической турбулентности прошлый год для отрасли был в первую очередь связан не с развитием инфраструктуры, а с построением новых логистических цепочек.

«Сейчас ситуация стабилизировалась: начинают развиваться новые самостоятельные отечественные сервисы, к примеру, из портов Балтики в Китай и Индию напрямую. В целом же, мы планируем, что к 2030 году будет реализовано порядка 30 мероприятий по развитию морских портов, в результате чего их мощность может вырасти более чем на 277 млн тонн», - сказал он.

«Частные инвесторы формируют инвестпланы, Росморпорт совместно с Росморречфлотом проводит экспертизу этих планов, оцениваются возможности реализации проектов по вопросам наличия подъездной инфраструктуры, энергетической, экономической целесообразности, оценки грузопотоков», - сообщил начальник Управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт» Андрей Болдорев.

Он подчеркнул важность организации управления грузопотоками. В прошлом году избежать логистического коллапса удалось лишь благодаря грамотному «ручному управлению» и слаженной работе всех звеньев транспорта.

«В настоящее время поставлена задача создать цифровую систему управления, которая позволяла нивелировать пиковую нагрузку на инфраструктуру. Минтранс работает над этим совместно с железнодорожными операторами, со стивидорными компаниями, с нами», - сказал Болдорев.

На пленарной сессии эксперты также обсудили проекты развития портовой инфраструктуры в Арктике и яхтенных марин на Азово-Черноморском побережье, инвестиционные и юридические аспекты строительства.

Особый интерес участников форума вызвала логистическая сессия «Портоориентированная логистика. Развитие морской составляющей мультимодальных сервисов».

Первый вице-президент Фонда «Центр стратегических разработок», председатель Общественного совета при Минтрансе России Татьяна Горовая поделилась прогнозными оценками емкости мировых рынков, возможности России нарастить доли поставок отечественной продукции на зарубежные рынки в текущих условиях.

По ее словам, 2022 год был годом становления новой логистики, выхода на новые рынки сбыта российских производителей, грузоотправителей. Последующие годы будут не менее важными с точки зрения укрепления и развития торговых отношений. Для многих предприятий сократились объемы рентабельности, в связи с чем сохраняются сложности с переориентацией экспорта с Запада на Восток. Остаются открытыми вопросы востребованности рынков к сырью, в частности продукции топливно-энергетического комплекса.

«Ограничения железнодорожной инфраструктуры в Восточном направлении не позволят удовлетворить все потребности в перевозках, поэтому порты Северо-Западного и Арктического бассейнов будут востребованы при определенных условиях для перевозки отдельных товарных групп», - отметила эксперт.

На конференции «Smart Роrt: эффективность, безопасность, экологичность» традиционно состоялось обсуждение вопросов цифровой модернизации и автоматизации работы портов.

В частности, эксперт по работе с ключевыми клиентами ПАО «МегаФон» Павел Мосин представил концепцию цифрового порта на базе выделенной LTE-сети. Данное решение позволит стивидорам решать широкий спектр задач: от организации сетевой связанности инфраструктуры до реализации концепции ESG и оптимизации погрузочно-разгрузочных операций.

Во второй день форума прошла научно-практическая сессия для проектировщиков, портовых инженеров, поставщиков и подрядных организаций «Технические и технологические инновации в портах».

Председатель Комитета по технологии, механизации и природоохранной деятельности АСОП Дмитрий Тарасов отметил актуальные тенденции изменения технологий погрузочно-загрузочных работ в портах.

По словам эксперта, в последнее время заметны: смена грузовой базы, рост грузподъемности судов, ж/д и автотранспорта, а также внедрение новых систем обработки информации.

Стивидоры сталкиваются и с новыми вызовами. Это сжатые сроки перехода на новые виды грузопотоков и потребность в крайне высокой интенсивности обработки грузов. Сюда же относится задача увеличения складов и спрос заказчиков на новые сервисные услуги в портах.

В условиях санкций растет роль отечественного портового оборудования. Руководитель проектов НПО «Аконит» Денис Сергеев рассказал об импортозамещении судопогрузочной машины на рельсовом ходу с подъемной поворотной стрелой. А также о новом сервисном решении – портовом конфигураторе. С помощью него можно просчитать объем инвестиций в проекты, связанные с поставкой новой техники или модернизацией существующей.

Нельзя забывать и о безопасности окружающей среды. Вариант решения экологических проблем при перевалке представил ведущий менеджер отдела продаж «Академии промышленного пылеподавления «Борей» Михаил Галкин. Он рассказал о применимости и эффективности не имеющих аналогов в мире отечественных систем для промышленного пылеподавления методом распыления мелкодисперсной влаги.

_ _

Участники подчеркнули значимость форума как авторитетной площадки, где обсуждаются стратегические планы и актуальные вопросы развития портовой отрасли, в числе которых - тренды в управлении портовым бизнесом и инфраструктурными проектами, новейшие технологии для строительства, модернизации и обеспечения эффективного и безопасного функционирования портовой инфраструктуры.

Подробности читайте в следующих новостях на сайте Morvesti.ru, журнале «Морские порты» и газете «Морские вести России».

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ