Новая система управления северным завозом должна снять инфраструктурные ограничения - Морские вести России

Новая система управления северным завозом должна снять инфраструктурные ограничения

11.09.2023

Авто транспорт

Процесс поставки жизненно важных товаров и топлива в труднодоступные районы РФ изменится со вступлением в силу федерального закона № 411-ФЗ «О северном завозе» с 1 апреля 2024 года. На основании документа будет создана новая система управления программой, предусматривающая государственные и муниципальные меры поддержки, снятие инфраструктурных ограничений, механизмы предотвращения дефицита товаров жизнеобеспечения. Задачи подготовки к их запуску и перспективы реализации обсудили эксперты в ходе сессии ВЭФ «Логистика управления северным завозом: новая реальность». Подробности порталу «Морские вести России» сообщили в пресс-службе ФАНУ «Востокгосплан».

Директор учреждения и модератор мероприятия Михаил Кузнецов напомнил, что в рамках северного завоза осуществляется доставка грузов в 1016 населенных пунктов. Для этого используются 1392 объекта хранения грузов, 15 видов транспортных средств, включая беспилотники и малую авиацию, которые передвигаются по более чем 10 000 маршрутам.

Без продуманной поддержки федерального центра сбалансировать такой механизм сложно. И во всех странах, которые сталкиваются с необходимостью обеспечения своих северных труднодоступных территорий, подобный завоз всегда существует при поддержке государства.

«Поэтому Восточный центр государственного планирования в 2021 году провел глубокий анализ всех аспектов северного завоза и, выявив проблемные моменты, предложил системно подойти к развитию этого механизма. Мы разработали первый вариант законопроекта о северном завозе. Любопытно, что до 2021 года в среднем объем завоза был чуть менее 3,5 миллионов тонн грузов ежегодно, а в 2022 году, в преддверии принятия законопроекта «О северном завозе», некоторые регионы пересмотрели состав грузов, и объем северного завоза вырос почти в 2 раза. Этот факт однозначно подтверждает важность закона, который должен сделать поставку прозрачной, управляемой и исключить её срывы», - подчеркнул директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.

И пригласил первого заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова рассказать о ключевых новеллах федерального закона № 411-ФЗ «О северном завозе».

«Новый закон станет правовой основой для государственной поддержки северного завоза», - отметил Гаджимагомед Гусейнов. – «Федеральный закон № 411-ФЗ «О северном завозе» предполагает выделение бюджетных кредитов на закупку грузов первой категории, перевозку грузов первой и второй категории единым морским оператором по льготным тарифам, государственное регулирования цен и другие меры господдержки. Для четкого разграничения зон ответственности и исключения дублирования полномочия участников всех уровней будут четко определены. Органы исполнительной власти субъектов получат право устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки, предельные значения розничных и оптовых цен, тарифы на перевозку, хранение грузов первой категории. Для оптимизации логистики и сроков поставки будет введен единый морской оператор северного завоза, которого будет на 15 лет назначать Правительство РФ. Будет создана федеральная государственная информационная система мониторинга северного завоза, которая обеспечит обработку и анализ информации о поставке, мониторинг движения грузов и выявление рисков возникновения сбоев в поставках. С вступлением в силу нового закона появится новая система управления северным завозом, которая снимет инфраструктурные ограничения и сможет предотвращать дефицит товаров в труднодоступных населенных пунктах».

Историческое значение принятия Федерального закона «О северном завозе» подчеркнул председатель Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. Описав ключевые положения нового закона, он отметил, что быстрому принятию документа способствовала динамичная содержательная работа экспертной группы, в которую были вовлечены Министерство Российский Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики и представители регионов.

«Проведенная совместная работа позволила получить документ, который по общему признанию стал системным, простым и понятным для правоприменения», - подчеркнул депутат и рассказал о том, что группа уже приступила к разработке необходимых подзаконных актов.

«На июньском заседании в Чукотском автономном округе, куда 97% северного завода доставляется водным транспортом, мы выявили проблемы, связанные с доставкой грузов по рекам, и на Президиуме Совета законодателей при Федеральном Собрании предложили увеличить критерии грузоподъемности судов, свыше которых необходимо предусмотреть двойные дно и борта. В связи с тем, что дополнительная потребность в судах порядка одной тысячи, мы запланировали при разработке закона о бюджете увеличить субсидии российским организациям на создание и внедрение в серийное производство судового комплектующего оборудования», - сообщил Николай Харитонов.

«Новый закон стал ядром целостной системы нормативного регулирования отношений в области северного завоза. Его положения взаимоувязаны с нормами закона о контрактной системе, а также нормами гражданского, бюджетного, административного, антимонопольного и иного законодательства», - отметил член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Григорий Ледков.

Это позволит расширить круг поставщиков, усилить конкуренцию среди участников северного завода и, соответственно, повысить качество выполнения поставки.

Однако, по словам Григория Ледкова, несмотря на то, что закон предполагает финансовую поддержку в виде бюджетных субсидий для участников, обеспечивающих северный завоз, по информации из регионов многие предприниматели заинтересованы также в получении такой поддержки, как льготное кредитование. «Это особенно актуально в условиях удорожания кредитных ресурсов. Подобный механизм уже показал свою эффективность в рамках программ развития малого и среднего предпринимательства», - подчеркнул Григорий Ледков.

Северный завоз – масштабная кампания по доставке жизненно важных грузов и топлива для более чем 3 миллионов жителей из 25 субъектов России. Ежегодно на неё предусматривается 87 миллиардов рублей. Чукотка принимает почти 10% грузов завоза, 18% - Камчатский край, а наибольшая доля - 55,5% поставок приходится на Республику Саха (Якутия).

«Наша Республика ждала закон о северном завозе более двух десятилетий. Приоритеты по развитию Арктической зоны России, определенные Президентом Российской Федерации в 2020 году, повлекли за собой решение многих назревших задач в Арктике. В арктических районах Республики Саха (Якутия) уже строится опорная сеть транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза - при содействии Минвостокразвития России ведется создание сети торгово-логистических центров (ТЛЦ). Шесть центров уже построено, еще два введут осенью этого года. Они облегчат не только поставку и хранение грузов жизнеобеспечения, но и позволят организованно закупать и вывозить продукцию производителей из отдаленных поселений. Это даст людям источник доходов. ТЛЦ сократят сроки доставки, депонации грузов и позволят сформировать неснижаемый продовольственный резерв для обеспечения продовольственной безопасности в арктических районах. Также в рамках дальневосточной концессии, привлечено 1,8 млрд инвестиций на модернизацию крайне изношенных арктических нефтебаз», - рассказал первый заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Кирилл Бычков.

Однако по словам спикера есть еще немало нерешенных задач. В частности, до 90% грузов северного завоза в республике доставляется в короткий период летней навигации по рекам, которые сильно обмелели и требует обязательного проведения дноуглубительных работ. Также Кирилл Бычков отметил, что Якутии необходима помощь федерального центра в приобретении транспортных средств для организации завоза продовольственных товаров, иных грузов (грузов первой категории Северного завоза) по межрайонным и внутрирайонным маршрутам.

«Необходимо формирование транспортных комплексов с использованием вездеходной, амфибийной техники, малой авиации для организации сквозных транзитных маршрутов завоза грузов», - подчеркнул первый заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия).

Две ключевых проблемы, мешающие обеспечению удаленных районов Камчатского края, отметила заместитель председателя Правительства Камчатского края Юлия Морозова.

«Первая проблема - особенности транспортно-логистической системы края. Прежде всего, это высокая изношенность портов, а также ограниченность инфраструктуры перевалки, хранения и транспортировки продукции в порту Владивосток, куда поступают грузы из европейской части страны железнодорожным транспортом. Средний срок доставки грузов из центральной России - 30 дней (железнодорожным и морским транспортом) и 14 дней (только морским транспортом). Решением вопроса может стать Северный морской путь, возможный годовой объем поставки продуктов питания на Камчатку по СМП составляет порядка 50 тыс. тонн контейнеризированных грузов. Однако развивать этот маршрут мешают высокие тарифы на перевозку, необходимость отправителю грузов самостоятельно искать контейнеры, сопровождать, обслуживать груз и доставку до конечного потребителя, а также проблемы портовой инфраструктуры и малое количество рейсов. Вторая проблема - высокий уровень розничных цен из-за высоких транспортных расходов. Доля затрат на транспортные услуги при формировании потребительских цен в удаленных районах достигает 80%», - сообщила Юлия Морозова и поделилась опытом решения второй проблемы.

Так в 2022 году в регионе запущен механизм выделении субсидии из краевого бюджета на компенсацию транспортных затрат на доставку 9 продуктов питания в 23 отдаленных поселения. В 2022 году общая сумма такой субсидии составила 8,2 млн рублей – 15 местных поставщиков доставили 216,6 тонн товаров в труднодоступные населенные пункты 5 муниципалитетов, для последующей реализации населению по ценам, сниженным до 35 % за счет исключения транспортных затрат предприятия на доставку груза. На 01.09.2023 распределены бюджетные средства в размере 20,2 млн рублей (просубсидировано 7 муниципалитетов) 11 хозяйствующим субъектам, доставлено 93 тонны продовольствия на общую сумму 6,0 млн рублей).

«Эта мера поддержки позволяет не только стимулировать предприятия наращивать объемы поставок в труднодоступные районы полуострова, но и регулировать стоимость социально значимых продовольственных товаров для населения этих территорий», - отметила Юлия Морозова и при этом подчеркнула, что для решения проблемы транспортно-логистической инфраструктуры региону необходима поддержка государства, самостоятельно краю не справиться с отсутствием причальных сооружений, недостаточностью судов необходимого класса, дефицитом грузоподъемной техники и плавсредств для работы в портопунктах.

В заключение своего выступления заместитель председателя Правительства Камчатского края предложила запланировать при подготовке проекта федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов бюджетных ассигнований для развития северного завоза (на содержание объектов транспортно-логистической инфраструктуры, используемых для целей северного завоза и находящихся в федеральной собственности, с учетом приведения необходимости таких объектов в нормативное состояние; на возмещение транспортных расходов при доставке социально значимых товаров; на обновление контейнерной базы при осуществлении доставки грузов);

В завершение модератор дискуссии Михаил Кузнецов предложил ее участникам высказаться о том, что в перспективе ближайшего года до ВЭФ-2024 каждый из них намерен сделать для того, чтобы новый закон и описанные в нем механизмы заработали и дали ощутимый для жителей труднодоступных районов результат и каждый из спикеров кратко поделился планами по обновлению системы северного завоза.

 

 

 

 

 

 

 

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ