Танк-контейнеры в России: развитие идет правильно, но медленно

22.10.2019  
Танк-контейнеры в России: развитие идет правильно, но медленно

Сегодня российский парк танк-контейнеров, по данным ITCO (International Tank Container Organisation) составляет порядка 22 тыс. единиц, хотя с учетом масштабов страны мог бы быть как минимум вдвое-втрое больше. Спрос на танк-контейнеры растет, но не всегда может быть удовлетворен со стороны производителя из-за усложненной процедуры их приобретения российскими компаниями. Кроме того, развитие танк-контейнерных перевозок в России наблюдается в основном в железнодорожном сегменте, где они заменяют вагоны-цистерны, тогда как интермодальные возможности танк-контейнера практически не используются.

Так считает Андрей Куприянов, региональный менеджер по России, Прибалтике и странам СНГ компании CIMC TANK – мирового лидера по производству танк-контейнеров. В интервью, которое взял у него руководитель проекта TANK CONTAINER WORLD Кирилл Болтаев, он рассказал о стратегии работы компании на мировом и региональных рынках, специфике российского спроса на танк-контейнеры по сравнению с мировыми тенденциями, поделился своим видением проблем развития танк-контейнерных перевозок в России и возможными путями их решения.

«МП»: Андрей, сегодня в России активно развивается рынок танк-контейнерных перевозок, и компания CIMC TANK как крупнейший в мире производитель танк-контейнеров, естественно, присутствует на нем. В свою очередь, какое место занимает российский рынок в деятельности CIMC TANK, сформирована ли специальная стратегия компании в отношении него?

– Прежде всего, у CIMC TANK нет специальных стратегий в отношении российского или какого-либо другого национального или регионального рынка, все рынки важны. Мы исходим из того, что танк-контейнер – это универсальная тара, предназначенная для использования по всему миру, а не специфический локализованный товар. Производя все типы танк-контейнеров, мы продвигаем, изготавливаем и продаем то, что заказывает наш клиент, и нет большой необходимости целенаправленно продвигать отдельные модели на отдельных рынках.

Наш главный интерес заключается в том, чтобы танк-контейнеры были максимально допущены на рынок, и для достижения этой цели мы готовы изготавливать их в соответствии с требованиями любой страны – нужно лишь, чтобы они были четко прописаны и понимаемы заранее.

Клиентам и регулирующим органам же следует помнить, что любое усложнение конструкции и подгонка под определенные требования ведет к повышению цены (например, на внутреннем рынке Китая, где средняя цена танк-контейнера зачастую превышает среднемировую цену). То есть наша стратегия в отношении российского, как и любого другого рынка сводится к сугубо экономическим вопросам. С технической стороны проблем нет никаких – разработаны и выпускаются танк-контейнеры практически всех типов и любых модификаций и вариантов.

Хоть российский рынок и растет, в мировом масштабе страна покупает не так много танк-контейнеров и не сильно влияет на формирование глобального рынка. Россия начала закупать танк-контейнеры 10-11 лет тому назад, когда компания CIMC TANK уже была лидером мировой отрасли, то есть как минимум с 20-30-летним отставанием. Сегодня CIMC TANK сохраняет лидирующие позиции, производя более половины танк-контейнеров в мире, и наши отношения с российским рынком строятся исходя из этих масштабов, но и, конечно, с учетом потенциала этого рынка.

«МП»: Что сегодня представляет собой мировой танк-контейнерный рынок с точки зрения спроса и предложения?

– У компаний, которые планируют покупку танк-контейнеров впервые, часто присутствует заблуждение, что в мире десятки производителей танк-контейнеров, которые есть едва ли не в каждой стране.

Но ситуация иная – выбор серьезных производителей танк-контейнеров в мире невелик, и к тому же круг постоянно сужается – в течение последних лет много компаний обанкротилось или прекратило производство. При этом более 40% производимых в мире танк-контейнеров приобретается крупными арендными компаниями и доходит до конечного потребителя не напрямую, а через лизинговые механизмы или аренду.

Если говорить о структуре спроса, то треть танк-контейнеров покупает Европа, еще треть – США, а из оставшейся трети основным покупателем является Китай и Юго-Восточная Азия.

«МП»: Каждая ли компания в России, желающая приобрести танк-контейнер для своих нужд, может это сделать? Какие факторы препятствуют этому процессу?

– С нашей стороны проблем нет – мы готовы продать один танк-контейнер, десять, сто или любую партию любой компании. Но чтобы выйти на импорт продукции в России, необходимо преодолеть ряд барьеров, а сделать это могут только крупные или средние компании, обладающие определенным весом в отрасли.

Небольшие же предприятия, желающие приобрести 1-2 или 10 танк-контейнеров для локального проекта, сталкиваются с непреодолимыми трудностями, которые вынуждают их отложить покупку на неопределенный срок или вовсе отказаться от нее.

В результате вместо внедрения танк-контейнеров, которые идеально вписались бы в производственную цепочку, эти компании вынуждены идти по проторенному пути, как и 20-30-40 лет назад, что не лучшим образом сказывается на эффективности бизнеса.

Хоть явных запретов на покупку танк-контейнеров малыми предприятиями в России нет, но нет на это и «зеленой дороги» – барьеры весьма ощутимы и весь процесс покупки переусложнен.

«МП»: Не могли бы Вы описать, как происходит процесс покупки танк-контейнеров в России по сравнению со странами Европы?

– В странах Европы, включая Прибалтику, сделки по приобретению танк-контейнеров обычно решаются в течение нескольких недель. Приняв решение купить партию танк-контейнеров, компания идет в банк за финансированием. Например, зная, что танк-контейнер стоит $18-20 тыс., и планируя приобрести 100 единиц, компания берет кредит на $2 млн. Только после этого начинаются переговоры о спецификации с производителем и формируется соответствующее коммерческое предложение.

В России на подготовку к сделке уходят месяцы, а иногда и годы. Это обусловлено тем, что весь процесс начинается не с получения финансирования от банка, а от формирования коммерческого предложения, которое нужно предоставить банку, чтобы получить финансирование!

Если в Европе подготовительный этап наши клиенты проходят самостоятельно, то в России мы вынуждены в нем принимать активное участие: формировать коммерческое предложение, переделывать его несколько раз при необходимости, обновлять цены, не будучи уверенными, что наш клиент получит финансирование и что сделка в результате состоится.

Как региональный менеджер, я всегда стараюсь идти навстречу клиенту, но нередко бывает так, что подготовительный период работы забирает у клиентов всю энергию, и на момент совершения «многострадальной» сделки, когда требуется максимальная концентрация внимания, чтобы продумать детали и спецификацию, сил просто не остается.

Также и мои коллеги просто не могут понять, с какой целью клиенты заранее запрашивают десятки предложений, и не рассматривают таких клиентов всерьез, а потом, когда российская компания все-таки «созревает» для покупки, это зачастую вызывает удивление.

То есть, с одной стороны, мы постоянно получаем запросы от потенциальных клиентов в России и видим постоянный рост спроса, с другой – реализация самих проектов очень сильно страдает. Но, хоть развитие в этом направлении и идет медленно, Россия движется в правильном направлении.

«МП»: Какие типы танк-контейнеров сегодня наиболее востребованы в России? Совпадает ли структура российского спроса с мировым?

– Структура мирового спроса, которую отражает спектр нашего производства, совпадает с потребностями российского рынка лишь частично.

Первое место по объемам спроса в мире занимают танк-контейнеры типов Т11-Т14 для перевозки химических грузов, на них приходится порядка 2/3 производства CIMC TANK. Эта же группа является лидирующей в России.

Вторая по величине группа – газовые танк-контейнеры Т50. Россия на мировом рынке приобретает их очень мало, поскольку внутри страны есть свое производство. Тем не менее, недавно компания RAILGO (ISRTrans) заказала у CIMC TANK и получила пробную партию 40-футовых танк-контейнеров Т50.

Третья по величине группа в мире –
SWAP-танки. В настоящее время их использование активно растет, особенно заметный рост наблюдается в Европе, в России же этот тип танк-контейнеров находится в невыгодной группе по железнодорожным тарифам, что, по сути, означает негласный запрет на их использование.

Далее следуют криогенные танк-контейнеры Т75. CIMC TANK выпускает 1000-1200 таких танк-контейнеров в год, в Россию же за несколько лет не было ни одной поставки. При этом если 4-5 лет назад были лишь единичные запросы, то в последнее время их число резко выросло, что указывает на экспонентный рост спроса.

Наконец, в мире заметно растет спрос на танк-контейнеры с внутренним покрытием, тогда как в России, где перевозятся значительные объемы кислот, их приобретается относительно мало. Этот тип танк-контейнеров сложнее и дороже по сравнению со стандартными танками и требует специального обслуживания. К сожалению, нередки случаи, когда в России кислоты перевозятся в танк-контейнерах, не предназначенных для этой цели.

Отдельно следует сказать про так называемые «евротанки» – танк-контейнеры Wide Body, или «европейское исполнение». В отличие от стандартных танк-контейнеров шириной 2438 мм, эти модели отличаются большей шириной – 2550 мм, что позволяет либо увеличить вместимость резервуара, либо улучшить его технические данные. Эти танк-контейнеры уже стали массовыми в Европе и получают все большее распространение в Китае. В России внедрению таких танк-контейнеров препятствуют сложности с разрешительной документацией ОАО «РЖД», хотя клиенты проявляют интерес к их использованию.

В самой начальной стадии контейнеризация пищевых перевозок – танк-контейнеры для масла, молока, пива, вина, спиртов и многие другие. Специальные облегченные модели для пищевых перевозок уже немного уступают цистернам-полуприцепам по пустому весу, зато выигрывают по цене и интермодальности.

«МП»: В отличие от вагонов-цистерн, танк-контейнеры могут использоваться в интермодальных перевозках. Способствует ли рост танк-контейнерного парка в России их развитию?

– На мой взгляд, сегодня можно говорить лишь о потенциальных возможностях для такого развития. Мы не наблюдаем контейнеризации в России с точки зрения интермодальных возможностей использования танк-контейнеров, а видим в основном процесс замены вагонов-цистерн на танк-контейнеры в железнодорожных цепочках там, где это выгодно по тарифам.

Сегодня в России весь парк танк-контейнеров, согласно данным ITCO, не превышает 22 тысяч единиц. С учетом масштабов России танк-контейнеров должно быть как минимум вдвое-втрое больше.

Чтобы произошел такой рост, должна измениться система использования танк-контейнера – он должен перестать быть частью железнодорожной системы и стать интермодальным. Для этого, в свою очередь, нужны государственные программы по стимулированию развития танк-контейнерных перевозок другими видами транспорта, помимо железнодорожного, развития инфраструктуры, терминалов, моек и прочего.

Подобные проекты уже давно и успешно реализуются в ЕС и в Китае, но в России, несмотря на определенные инициативы, пока заметного движения в этом направлении нет.

«МП»: Расскажите, как строится ценовая политика CIMC TANK. Отличается ли цена, по которой танк-контейнер продается в Россию, от цен в других странах?

– Наша политика заключается в том, что любой вопрос о цене мы готовы решить с клиентом в индивидуальном порядке. Как правило, мы отдаем приоритет постоянным клиентам и исходим из того, что танк-контейнер – это не разовая покупка, а начало долгосрочного сотрудничества.

В России средняя цена покупки танк-контейнера составляет $16-18 тыс., в Европе – $19-21 тыс., в Японии – $25 тыс. и выше при тех же параметрах. Высокая цена в Японии обусловлена тем, что страна приобретает только самые современные танк-контейнеры, изготовленные из лучших материалов и оснащенные самыми последними инновационными решениями.

В России и СНГ такие покупки пока что редкость, хотя прогресс в этом направлении есть. К примеру, недавно нас удивил украинский клиент, на высоком профессиональном уровне совершив покупку четырех высокотехнологичных танк-контейнеров по цене более $40 тыс. за единицу.

«МП»: Будет ли, по Вашему мнению, в России расти уровень технологичности танк-контейнерного парка?

– Надеюсь, что да. Повторюсь, уже сегодня на российском рынке присутствует прогресс в отличие от некоторых других региональных рынков.

Прежде всего, следует помнить, что танк-контейнер – это не замена железнодорожной цистерне, а дополнение к ней. Это более сложный продукт с гораздо большими возможностями при правильном и умелом использовании. С целью повышения технологичности уровня внедрения и использования танк-контейнеров полезно изучение передового мирового опыта.

Так, к примеру, компания CIMC TANK раз в два года проводит международный симпозиум на заводе в Китае, где участвуют 300-350 человек из ведущих компаний танк-контейнерного бизнеса. В рамках выставки участники симпозиума знакомятся с новинками танк-контейнерной индустрии, делятся опытом и получают новые контакты. Российские группы из 14-16 человек уже три раза принимали участие в симпозиуме.

Кроме того, на базе CIMC TANK проводится обучение специалистов танк-контейнерной отрасли. Сейчас курсы действуют только в Китае, но рассматривается и возможность их организации в Европе, надеемся, что придет время, возможно, и в России.

«МП»: В заключение, что посоветуете Вашим потенциальным клиентам?

– В основном на цену танк-контейнеров влияет стоимость нержавеющей стали. С начала сентября 2019 года резко начала расти цена как на лист нержавеющей стали, так и на арматуру. Все ценовые предложения, которые мы делали в этом году необходимо пересчитывать в сторону повышения. Это большая работа и нам, и расстройство клиентам, кто уже получил низкую цену. Как любит говорить наше руководство, «Мир не ждет!»

Морские порты №6 (2019)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Газпромбанк Лизинг провел Четвертую Лизинговую конференцию «Стратегии лидеров. Борьба за новые рынки»

Газпромбанк Лизинг провел Четвертую Лизинговую конференцию «Стратегии лидеров. Борьба за новые рынки» Ключевой темой Конференции стало рассмотрение технологических трендов будущего и цифровой трансформа...

Затонувший дебаркадер стал причиной попадания дизтоплива в Оку

Затонувший дебаркадер стал причиной попадания дизтоплива в Оку Дебаркадер затонул в Канавинском районе Нижнего Новгорода.

Российская экономика

Транзит в 2,5 млн TEU из Кореи и Японии по России привлечет Globalports

Транзит в 2,5 млн TEU из Кореи и Японии по России привлечет Globalports По России – в 2,3 раза быстрее.

«ТрансКонтейнер» и Global Ports расширяют сотрудничество

«ТрансКонтейнер» и Global Ports расширяют сотрудничество Компании намерены вдвое увеличить объемы совместных перевозок.

Транспортная политика

К порту Саббета построят подъездную ж/д дорогу

К порту Саббета построят подъездную ж/д дорогу А Омск начнет перевозить зерно через морпункт.

Совфед получил ответы от ведомств по вопросу о выгоде договора с США о разграничения морских пространств

Совфед получил ответы от ведомств по вопросу о выгоде договора с США о разграничения морских пространств Полученную информацию обобщают для доклада спикеру Совфеда Валентине Матвиенко.

Морские порты

В рамках создаваемой ПОЭЗ построят порт в Астраханской области

В рамках создаваемой ПОЭЗ построят порт в Астраханской области Строительство порта станет ключевым элементом развития МТК «Север – Юг».

Компания «Астон» вложит 1 млрд рублей в реконструкцию портового терминала в Ростове-на-Дону

Компания «Астон» вложит 1 млрд рублей в реконструкцию портового терминала в Ростове-на-Дону Работы по проекту компания намерена завершить в 2022 году.




Морской транспорт

Доработанный план развития СМП внесен в правительство

Доработанный план развития СМП внесен в правительство Росатом вместе с Минвостокразвития завершил работу над проектом плана развития Северного морского пу...

Российский сухогруз полный древесины чуть не сгорел в Японском море

Российский сухогруз полный древесины чуть не сгорел в Японском море Прокуратура ведет проверку

Речной транспорт

Строительство Кочетовского рыбоходного канала профинансируют из федерального бюджета

Строительство Кочетовского рыбоходного канала профинансируют из федерального бюджета Общая стоимость канала оценивается в 770 млн рублей.

На Волге появиться крупнейший мультимодальный портовый комплекс

На Волге появиться крупнейший мультимодальный портовый комплекс Терминал планируют построить в городе Кимры Тверской области к 2024 году.

Ж/Д транспорт

Тысячу поездов от польско-белорусской до российско-китайской границы отправили РЖД

Тысячу поездов от польско-белорусской до российско-китайской границы отправили РЖД Доставка в 2,5 раза быстрее

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД Особый акцент – на перевозке пассажиров

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...

Байкальское притяжение

Байкальское притяжение Для содержания и обслуживания судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне на 1 июля 2019 года...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение Освоение Арктики и Дальнего Востока сопровождалось созданием множества отдельных поселений на морски...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...