Сахалин, Курилы и Камчатка – регион безаварийного роста - Морские вести России

Сахалин, Курилы и Камчатка – регион безаварийного роста

14.10.2019

Сахалин, Курилы и Камчатка – регион безаварийного роста

Одно из основных направлений развития российской экономики подразумевает значительное усиление сотрудничества Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, которое в свою очередь опирается на транспортный потенциал Дальневосточного региона, в том числе Сахалинской области и Камчатского края. О том, как в современных условиях качество действующей системы государственного контроля и обеспечения безопасности мореплавания способствует развитию торгового судоходства, рассказывает руководитель ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» Владимир Шутько.

«МП»: Владимир Анатольевич, по итогам прошлого года ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» удостоено Росморречфлотом звания «Лидер отрасли». Какие достижения позволили Вам одержать победу в отраслевом конкурсе, по каким критериям оценивалась Ваша деятельность? Как в целом работают сегодня порты АМП?

– Федеральным агентством морского и речного транспорта в целях эффективного выполнения социально-экономических задач, направленных на популяризацию достижений и повышение престижа отрасли морского и речного транспорта, учрежден конкурс «Лидер отрасли». По итогам 2018 года ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» было удостоено высшей награды в номинации «Лучшая Администрация морских портов».

В критерии оценки номинантов конкурса включено много показателей, таких как «финансовая деятельность», а именно – исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности Администрации; «наличие аварий и инцидентов на море по вине капитана порта» – у нас их не было; «деятельность инспекции государственного портового контроля» – в этом направлении мы проводим большую работу по обучению и стажировке инспекторов ГПК, тем самым обеспечивая своевременные и качественные инспекции морских судов; «деятельность по обеспечению экологической безопасности в морских портах»; «деятельность службы дипломно-паспортной и регистрационной работы» – здесь тоже не останавливаемся на достигнутом и постоянно работаем над повышением качества предоставляемых услуг.

Совокупность качественного выполнения возложенных на Администрацию функций и задач, а так же профессиональный подход к делу по всем вышеперечисленным пунктам – вот что позволило нам достичь высоких результатов.

В целом в портах АМП отмечается устойчивый рост по всем основным производственным показателям. Суммарный грузооборот в 2018 году по сравнению с прошлым годом вырос на 8,7% – до 32,4 млн тонн, из них наливных грузов – 17,8 млн, сухогрузов – 14,6 млн.

Увеличение произошло в основном за счет повышения интенсивности каботажных перевозок более чем на 10%. Думаю, в текущем году положительная динамика сохранится. За пять месяцев текущего года грузооборот составил 11,8 млн тонн, количество судозаходов 7650. Количество судозаходов в морские порты ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» в 2018 году составило 24161, что на 9,5% больше, чем в 2017 году.

«МП»: Расскажите подробнее об итогах работы АМП по тем направлениям, по которым она оценивалась на конкурсе и которые Вы перечислили.

– Если говорить об итогах работы инспекции государственного портового контроля (ИГПК), то нужно отметить, что требования Международной морской организации и Международной организации труда, а также национального законодательства ИГПК выполняются в полном объеме.

В 2018 году инспекторами ИГПК было проведено 2724 (в том числе повторных) инспекции, в результате которых выявлено 6504 нарушения, задержано 30 судов. Инспекторы осуществляют мониторинг исполнения капитанами судов требований международных конвенций и кодексов, а также других нормативно-правовых актов в рамках проведения инспекций судов, проводят своевременное оповещение уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об угрозах совершения или совершении актов незаконного вмешательства в морских портах и на судах, организуют работу пунктов пропуска через государственную границу РФ в морских портах в части, касающейся установления последовательности и порядка оформления морских судов при проведении контроля и т.д.

Минтранс России и Росморречфлот уделяют большое внимание вопросу повышения квалификации инспекторов ИГПК. Ежегодно утверждается общий план подготовки и переподготовки инспекторов по иностранным и российским судам. В соответствии с этим планом инспекторы проходят курсы контроля за судами, плавающими под государственным флагом РФ, с использованием компьютеризированного учета при МГУ им. адмирала Г.И.Невельского во Владивостоке, курсы по программе подготовки к КИК по соблюдению требований МАРПОЛ-73/78 (Приложение VI с английским языком) при ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова в Санкт-Петербурге, участвуют в региональных семинарах инспекторов ГПК, принимают участие в программах технического сотрудничества Азиатско-Тихоокеанского соглашения о взаимопонимании по портовому контролю (Токийский меморандум). В итоге в прошлом году 32 сотрудника прошли обучение и повысили свою классификацию.

В отношении работы по обеспечению экологической безопасности наши сотрудники руководствуются законами 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ», приказом Минприроды России №156 «Об утверждении указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации» и другими.

В этом направлении ведется планомерная работа, включающая поддержание постоянной оперативной связи и проведение тренировочных штабных учений по информированию компетентных органов исполнительной власти, МЧС, Росприроднадзора, проверяется готовность сил и средств спасательной службы Росморречфлота - ФГБУ «Морспасслужба» к локализации разливов нефти и нефтепродуктов в портах. Сотрудники учреждения привлекаются Росморречфлотом к работе по аттестации аварийно-спасательных формирований, а также к учениям, проводимым организациями, осуществляющими бункеровку судов и перевалку нефтепродуктов. Должен отметить, что акватории портов АМП полностью охвачены планами ЛРН, нарушений выполнения планов за отчетный период не выявлено. Также не зафиксировано чрезвычайных ситуаций и нарушений экологической безопасности.

Что касается работы АМП по дипломированию, оформлению документов и регистрации судов, то нами достигнуты все плановые показатели. Данные услуги предоставляются в морских портах Петропавловск-Камчатский, Холмск, Невельск и Корсаков. К нам поступает много положительных отзывов о работе соответствующих отделов.

За 2018 год специалисты дипломных отделов выдали 4641 квалификационный документ, 4238 удостоверений личности моряка. Касательно регистрации судов и оформления судовых документов, то здесь специалистами отделов регистрации оказано 4559 услуги различного вида.

«МП»: Регион по своим природным и индустриальным особенностям обладает сложными условиями для судоходства. Как в этих условиях осуществляется работа по обеспечению безопасности мореплавания?

– Географические особенности региона во многом определяют его навигационный режим. В данных условиях службы капитанов портов в полном объеме выполняют государственное задание по обеспечению безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним.

Напомню, по результатам предыдущих лет не произошло ни одного аварийного случая. Портовый контроль – процесс непрерывный, это система, которая постоянно совершенствуется. Одним из звеньев обеспечения безопасности является координация действий служб капитанов портов с лоцманскими службами и СУДС, операторами причалов.

Большое внимание в вопросах поддержания и повышения уровня безопасности мореплавания уделяется функционированию единой системы оповещения и ликвидации аварийных ситуаций, капитальному ремонту гидротехнических сооружений, инженерно-техническому обеспечению и модернизации объектов СУДС и других.

«МП»: В связи с развитием Северного морского пути (СМП) Камчатка находится в зоне особого внимания как государства, так и бизнеса: анонсировано строительство пяти новых терминалов, в том числе по перевалке СПГ, контейнеров и рыбной продукции, также планируется создание судоходной линии по СМП. Каких изменений в работе АМП Вы ожидаете в связи с предстоящими процессами бурного развития портовой инфраструктуры и судоходства?

– Мы держим ситуацию на контроле. С каждым годом индустриальное развитие региона набирает обороты, возникают новые проекты, которые напрямую связаны с расширением возможностей морского транспорта. АМП Сахалина, Курил и Камчатки активно вовлечена в данный процесс на всех стадиях реализации новых проектов в той мере, в какой они касаются судоходства, обеспечения безопасности мореплавания и т.д.

Отмечу, что у каждого из названных проектов своя степень проработки, некоторые пока существуют лишь в формате намерений. Однако такие проекты, как СПГ-терминал компании «НОВАТЭК», находящиеся на стадии активной проработки, ведутся при непосредственном участии наших экспертов, потому что их функционирование подразумевает создание дополнительной формы сотрудничества, административной структуры, изменения действующих границ порта и прочее.

Кардинальное расширение действующей инфраструктуры морского транспорта в регионе, естественно, предполагает расширение сферы деятельности АМП, дополнительное техническое оснащение и штатное обеспечение.

«МП»: Большой потенциал в регионе имеет и круизное судоходство. Как сегодня развивается это направление и соответствующая инфраструктура?

– На мой взгляд, переход региона к интеграции в систему международного круизного сообщения олицетворяет морской порт Петропавловск-Камчатский. Год назад здесь был построен современный морской пассажирский терминал, проведена реконструкция причалов, обустроен пункт пропуска через государственную границу РФ. Сегодня порт полноценно обслуживает круизные лайнеры.

В то же время не меньшей популярностью пользуется порт Корсаков, принимающий круизные суда на рейде. По итогам прошлого года оба этих морских порта посетили 18 круизных лайнеров, пассажиропоток составил 18749 человек примерно в равных долях на каждый из портов.

По плану в 2019 году ожидается 19 заходов круизных лайнеров, среди которых Diamond Princess, Queen Elizabeth, Viking Orion, Masdam, Caledonian Sky, Seven Seas Mariner, Azamara Quest и другие.

«МП»: Владимир Анатольевич, Вы сказали, что развитие морского транспорта в регионе потребует дополнительного технического и штатного обеспечения АМП. А как сегодня обстоят дела с материально-техническим обеспечением деятельности АМП и ее филиалов?

– АМП Сахалина, Курил и Камчатки постоянно проводит работу по улучшению условий и качества производственного процесса. Своевременно производятся закупки современного оборудования, поддерживается работоспособность всех технических средств.

Сегодня наши филиалы объединены в единую защищенную корпоративную сеть каналами связи VPN, что позволяет производить настройку и управление оборудованием всех портов и терминалов из центрального офиса, а также ускоряет информационный обмен между удаленными офисами. В прошлом году была выполнена прокладка оптико-волоконной линии до Южных Курил, что в свою очередь увеличило скорость передачи данных в сети Интернет морских терминалов порта Невельск и терминала Бошняково. В Северо-Курильске с начала этого года введена в эксплуатацию спутниковая связь. Технология сделала возможным проведение видео-конференц-связи как отдельно с любым портом, так и одновременно со всеми.

По поручению Росморречфлота дипломные отделы, компьютерные классы Морской квалификационной комиссии (МКК) приведены в полное соответствие стандарту качества. В классах МКК произведена замена оборудования на современные моноблоки, приобретены программы для тестирования. Во всех филиалах оборудованы зоны для ожидания посетителей, установлены информационные стенды, информационные мониторы, копировальная техника, комфортабельная мебель, питьевая вода. В целях совершенствования работы отделов в филиалах установлены системы записи телефонных разговоров при обращении граждан и юридических лиц по вопросам, связанным с деятельностью учреждения.

В настоящее время мы нуждаемся в пополнении кадров, в приходе талантливых и квалифицированных специалистов в той же степени, что и любая отрасль в России. Но с учетом ближайших перспектив роста транспортного рынка в регионе эта потребность особенно возрастает. Со своей стороны мы ведем активную работу по созданию кадрового резерва, его пересмотру и актуализации.

Морские порты №5 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ