Лизинг в ритме отрасли

23.09.2019  
Лизинг в ритме отрасли

Начавшееся обновление российского флота и реализация проектов по строительству морских и речных судов потребовали новых финансовых механизмов развития отрасли, одним из которых стал лизинг. Сегодня на лизинг водного транспорта приходится порядка 7% портфеля российских лизинговых компаний, и эта доля продолжает расти, что сопровождается увеличением числа участников сделок и обострением конкуренции между лизинговыми компаниями.

В такой ситуации для привлечения клиентов становятся важными не только финансовые условия предоставления судов, но и компетенции и опыт компании-лизингодателя в отрасли, возможность приобретения различных типов судов, а также наличие индивидуальных гибких подходов к финансированию судовладельцев. Так считает генеральный директор АО «Газпромбанк Лизинг» Максим Агаджанов, который поделился с редакцией журнала «Морской флот» своими наблюдениями о тенденциях развития этого рынка, об опыте работы компании в данном сегменте и дальнейших планах с учетом потребностей отрасли.

«МФ»: Максим Анатольевич, как сегодня развивается рынок лизинга водного транспорта в России? Соответствуют ли темпы его развития потребностям отрасли?

– Рынок лизинга водного транспорта в России развивается, но пока не теми темпами, как того требует отрасль. Доля лизинга морского транспорта в портфеле лизинговых компаний РФ по состоянию на конец 2018 года составила 7%, что на 2,1% больше, чем в предыдущем году.

Такая положительная динамика ожидаема в связи с тенденциями, которые можно наблюдать в развитии рынка морского и речного транспорта РФ. Ведь при текущем высоком износе морских и речных судов РФ требуется оперативное и эффективное обновление флота. Для этого, в свою очередь, необходимы значительные инвестиции, наличие мощностей судостроения, а также эффективные программы государственной поддержки отрасли.

«МФ»: Каких результатов развития этого сегмента Вы ожидаете в 2019 году и какие факторы способны обеспечить его рост в средне- и долгосрочной перспективе?

– Мы ожидаем, что в 2019 году отрасль лизинга водного транспорта продолжит развиваться. Будут заключаться сделки по строительству новых судов на российских верфях и сделки по покупке судов через лизинг на вторичном рынке. В результате по итогам 2019 года доля лизинговых сделок в водном транспорте, вероятно, останется на уровне 2018 года в пределах 7-8% лизингового портфеля. Более заметное увеличение количества и объема сделок по лизингу водного транспорта мы прогнозируем в 2020-2021 годах.

Безусловно, дальнейший рост этого сегмента необходим и возможен только при неснижаемом уровне поддержки государства, модернизации текущих мощностей в судостроительной отрасли, росте инвестиций в производственные мощности судостроения, активизации судоходного бизнеса и более гибких подходах лизинговых компаний и банков к финансированию участников данного рынка.

«МФ»: Растет ли сегодня конкуренция среди лизинговых компаний в сегменте водного транспорта?

– Сегодня около 85% лизингового портфеля приходится на транспортный сегмент – в первую очередь это железнодорожная техника (41%) и авиализинг (21,3%), более 9% приходится на грузовой автотранспорт, а также 6,5% на легковые автомобили. Лизинг морских и речных судов в 2018 году с долей 7% в общем портфеле уже приблизился к лидерам в этом списке.

В условиях высокой конкуренции в первых трех сегментах лизинга и стремлении лизинговых компаний диверсифицировать портфель большинство крупных компаний ставят перед собой цель по развитию альтернативных направлений, в том числе лизинга водного транспорта. Практически у каждой компании из первой десятки можно увидеть данный вид лизинга в линейке продуктов. В связи с этим можно с уверенностью говорить о росте конкуренции в этом сегменте.

«МФ»: С какими сложностями сталкиваются лизинговые компании при работе с отраслью водного транспорта? Как можно повысить использование лизинговых схем финансирования в обновлении морского и речного флота?

– Сложности связаны в основном со специфическими рисками отрасли, переживающей переходный период. Необходимость обновления российского флота – важная задача на уровне государства, при этом морские и речные суда на вторичном рынке характеризуются высокой степенью износа, компании отрасли имеют «шероховатости» с точки зрения финансового состояния, а судостроительная отрасль требует модернизации и обновления мощностей.

В такой ситуации необходимо применять гибкие подходы к потенциальным лизингополучателям. В частности, мы говорим о правильной оценке ликвидности предметов лизинга, об оценке финансового состояния судоходных компаний, об анализе контрактной базы конкретного судна, о контроле технического состояния актива. Применяя данные подходы и имея достаточный уровень компетенции для этого рынка, можно повысить уровень участия инструмента лизинга в обновлении всего флота.

«МФ»: Какая доля лизингового портфеля «Газпромбанк Лизинг» сегодня приходится на лизинг водного транспорта и планируется ли расширять этот сегмент?

– На текущий момент в лизинговом портфеле нашей компании доля сегмента водного транспорта (суда морские и речные) соответствует среднерыночным показателям по отрасли и составляет около 7%.

«МФ»: Какова сегодня структура лизингового портфеля компании в сфере водного транспорта?

– Объем лизинговых операций в сегменте водного транспорта превышает 15 млрд рублей и состоит более чем из 15 сделок. Объектами лизинга выступают сухогрузные баржи, буксиры, рыболовецкие суда и арктический флот. Сделки были реализованы в Москве и Дальневосточном ФО РФ. Также нами реализуется крупная сделка на международном уровне с участием крупнейших международных игроков отрасли.

«МФ»: Ваша компания предоставляет все виды лизинга – финансовый, операционный и возвратный. Как они распределены в портфеле компании и какой из них в большей степени применим к строительству морских и речных судов?

– По состоянию на 30 июня 2019 года портфель «Газпромбанк Лизинг» на 94% состоит из сделок финансового лизинга. В сегменте лизинга морских и речных судов мы ориентируемся на финансовый и возвратный лизинг. С помощью финансового лизинга можно оформить покупку любого судна, а также профинансировать строительство, что, по сути, является проектным финансированием. Возвратный лизинг возможен при понимании ликвидности водного транспорта и подтверждения доходной базы лизингополучателя.

«МФ»: На какие условия, кроме финансовых, обращают внимание клиенты отрасли при выборе лизинговой компании?

М. Агаджанов: Значимую роль играют такие факторы, как компетенции лизинговой компании в отрасли, возможность привлечения доступного фондирования, опыт работы с российскими и зарубежными верфями, возможность покупки в лизинг как новых судов, так и судов на вторичном рынке, работа с максимальным количеством типов судов. Немаловажно и наличие индивидуальных гибких подходов для финансирования судовладельцев с учетом специфики отрасли.

Важно, чтобы клиенты, которые планируют разместить заказ на новое строительство на судостроительных заводах, могли на самом раннем этапе начать прорабатывать сделку совместно с лизинговой компанией. В случае с «Газпромбанк Лизинг» сделка структурируется заранее, с привлечением всех сторон – потенциального лизингополучателя, лизинговой компании (заказчика строительства на верфи) и судостроительного завода. Соответственно, вся договорная база по лизингу будет согласована и заключена при размещении заказа на верфи.

Важным элементом в строительстве судов с применением лизингового инструментария служит возможность применять субсидирование лизинговой ставки (постановление правительства № 383), которая также реализована в рамках работы «Газпромбанк Лизинг».

«МФ»: С точки зрения лизинговой компании наблюдается ли в России дефицит верфей, способных быстро и качественно строить суда?

– Точнее было бы сказать, что наблюдается неравномерная загрузка судостроительных мощностей. Выбор верфи, как правило, осуществляет лизингополучатель. При совместном выборе судостроительного завода также учитывается потребность и ожидания лизингополучателя. В связи с тем, что строительство судов занимает период один-два года, верфь не может взять больше заказов, чем позволяют текущие мощности. Некоторые верфи, специализирующиеся на строительстве судов класса «река-море» (к примеру, танкеры проекта RST27 или сухогрузы RSD49), на текущий момент имеют полную загрузку. Но если говорить в целом о российском судостроении, то средняя загрузка верфей не превышает 40-50%, что указывает на необходимость заполнения заводов заказами, чему во многом будет способствовать поддержка отрасли государством.

«МФ»: Можно ли сегодня говорить о перспективах перехода отрасли к экспортной ориентированности? Если да, то о судах какого типа и о поставках в какие страны может идти речь?

– Сегодня порядка 90% всех заказов на строительство гражданского флота в мире приходится на Китай (более 41%), Южную Корею (более 24%) и Японию (более 23%). Китай строит в основном сухогрузы и контейнеровозы, на судостроительных заводах Южной Кореи возводятся танкеры и газовозы, а Япония фокусируется на сухогрузном флоте. Для перехода к экспортной ориентированности при постройке транспортных судов (в первую очередь танкеров и сухогрузов) необходимо будет конкурировать с перечисленными выше странами, что представляется весьма отдаленной перспективой.

Но если сегодня мы не можем конкурировать с китайскими судостроителями в массовом сегменте «простых» судов, то способны и можем на равных конкурировать в нише инновационного и высокотехнологичного судостроения. Это могут быть арктический флот или суда на подводных крыльях (СПК), которые в свое время массово производились в нашей стране, экспортировались по всему миру и заслужили доверие и признание сотен зарубежных судовладельцев. Производство СПК в России было прекращено в начале 1990-х годов, однако сегодня уже началось восстановление компетенций в этой области, разработаны новые современные проекты СПК, построены первые суда нового поколения.

«МФ»: Как Вы оцениваете эффективность принятых мер господдержки в сфере лизинга водного транспорта (судовой утилизационный грант, субсидирование процентных ставок по лизинговым платежам, льготная лизинговая программа)?

– Утилизационный грант и субсидирование лизинговой ставки при строительстве судов на российских верфях оказывают положительное влияние на развитие отрасли.

В рамках государственной поддержки на строительство нового флота в России в 2018 году было выделено более 2 млрд рублей. Благодаря этому отечественные верфи смогли заложить новое строительство как по частным, так и по государственным заказам. Данная система господдержки позволила запустить в строительство танкеры, сухогрузы (в том числе класса «река-море»), баржи и буксиры. Идет активное строительство на таких предприятиях, как Невский ССЗ, «Красное Сормово», Окская судоверфь, «Верфь братьев Нобель», Находкинский судоремонтный завод, АСЗ «Лотос» и других.

Надо обратить внимание, что в рамках выделенного бюджета господдержки почти 900 млн рублей предоставлено на субсидирование лизинговых платежей. То есть половина субсидий предоставляется именно через лизинг, что подтверждает эффективность данного инструмента в развитии отрасли водного транспорта.

Также ряд компаний получили субсидии в рамках утилизационных грантов. Мы видим, что в дальнейшем данная мера также будет эффективна и должна применяться в целях развития отрасли.

«МФ»: Каковы планы «Газпромбанк Лизинг» по развитию бизнеса в сфере водного транспорта на ближайшую и среднесрочную перспективу?

– Мы рассматриваем данную отрасль как одно из ключевых направлений диверсификации лизингового портфеля «Газпромбанк Лизинг», и при отсутствии серьезных конъюнктурных изменений в отрасли планируем в течение 1-2 лет увеличить долю лизинга морских и речных судов в портфеле компании с 7 до 10%.

Морской флот №4 (2019)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Moody’s подтвердило «стабильную» оценку базовой кредитоспособности Морского банка

Moody’s подтвердило «стабильную» оценку базовой кредитоспособности Морского банка Показатели качества активов улучшились

Рынок транспортно-логистических услуг приближается к отметке в 5,5 трлн долларов

Рынок транспортно-логистических услуг приближается к отметке в 5,5 трлн долларов Но в России наблюдается замедление темпов роста

Российская экономика

На 15% увеличился объем внешней торговли Дальнего Востока за девять месяцев

На 15% увеличился объем внешней торговли Дальнего Востока за девять месяцев Стали вывозить больше топлива и рыбы и ввозить автомобили и электромашины

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн Для этого нужно развить ж/д

Транспортная политика

Государство может взять страховку арктических перевозок на себя

Государство может взять страховку арктических перевозок на себя Возможный срок оплаты рисков – 10 лет

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается Новые правила Минпромторга не дали нужного эффекта

Морские порты

В два раза увеличили перевалку нефти в Махачкалинском торговом порту за девять месяцев

В два раза увеличили перевалку нефти в Махачкалинском торговом порту за девять месяцев Порт стал лидером Каспия по росту грузооборота

Севастопольский морской порт может остаться городским

Севастопольский морской порт может остаться городским Если будет достаточно прибылен




Морской транспорт

Катера, предназначенные для исследования Арктики, заложили под Саратовом

Катера, предназначенные для исследования Арктики, заложили под Саратовом Суда назвали в честь заслуженных гидрографов

Промысловое судно терпит бедствие под Мурманском

Промысловое судно терпит бедствие под Мурманском На винт намоталась сеть

Речной транспорт

Дно Ленского бассейна начнут снимать в 3D с нового судна

Дно Ленского бассейна начнут снимать в 3D с нового судна Углубление по науке

Модернизированный танкер назвали в честь ленского капитана

Модернизированный танкер назвали в честь ленского капитана Капитан М. Ф. Спиридонов работал на флоте около 60 лет

Ж/Д транспорт

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей Срок - три года

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Перспективы роста порта Шахтерск

Перспективы роста порта Шахтерск Морской порт Шахтерск является одним из самых динамично развивающихся портов Сахалинской области. За...

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...