Инициативы, инновации, инвестиции Росморпорта в развитие портовой инфраструктуры - Морские вести России

Инициативы, инновации, инвестиции Росморпорта в развитие портовой инфраструктуры

02.09.2019

Инициативы, инновации, инвестиции Росморпорта в развитие портовой инфраструктуры

Развитие морских портов России является одним из стратегических направлений государственной транспортной политики. Большое значение в реализации этого направления играет структурное отраслевое предприятие ФГУП «Росморпорт», которое отвечает за развитие портовых мощностей, содействие интеграции морских портов с другими видами транспорта и обеспечение безопасность мореплавания в акваториях портов. О сегодняшнем дне и планах предприятия на будущее журналу «Морские порты» в эксклюзивном интервью рассказал генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев.

«МП»: Андрей Васильевич, ФГУП «Росморпорт» создано в целях содействия развитию морской транспортной инфраструктуры и повышению конкурентоспособности морских портов России. Как это в настоящее время реализуется на практике?

– Уже 16 лет ФГУП «Росморпорт» осуществляет хозяйственную деятельность в морских портах страны. Сегодня это 65 из 67 морских портов. Одной из стратегических целей предприятия является увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры, что имеет мультипликативный эффект как для самих портов, так и для региональной и государственной экономики в целом.

Проекты развития, инициированные «Росморпортом» или с его участием, являются точками роста в Арктическом, Северо-Западном, Азово-Черноморском, Каспийском и Дальневосточном бассейнах. Предприятие активно участвует в проектах, предполагающих создание территориальных кластеров, где морской порт выступает одним из важнейших элементов. Самый яркий тому пример – порт Сабетта, запуск которого позволил обеспечить существенный рост коммерческого транспортного потенциала Северного морского пути.

Кроме того, предприятие модернизирует системы обеспечения безопасности мореплавания, реализует программу обновления портового флота и ледоколов, что также отвечает потребностям развития и повышения конкурентоспособности отечественных портов.

С начала 2000-х годов грузооборот морских портов России вырос почти в 2,5 раза, что подтверждает динамичное развитие данного вида транспорта, рас-

тущую востребованность отечественных портов и важность расширения и реновации портовой инфраструктуры. Только за 2018 год показатель грузооборота российских портов вырос на 4% и превысил отметку в 817 млн тонн при совокупной портовой мощности свыше 1 млрд тонн в год.

Освоение новых территорий, переориентация транспортных потоков на порты России, развитие стивидорных услуг, введение современных экологических стандартов требуют от «Росморпорта» опережающего развития портовых мощностей и содействия интеграции морских портов с другими видами транспорта.

Инвестиционная программа ФГУП «Росморпорт» в полной мере отвечает вызовам времени: только за прошлый год предприятие вложило порядка 8,5 млрд рублей собственных средств в реконструкцию и новое строительство портовой инфраструктуры, что значительно превышает объемы вложений в предшествующем году. В целом с момента создания предприятия объемы вложений в инфраструктуру морских портов превысили 200 млрд рублей, из которых более 50 млрд – собственные средства «Росморпорта». За прошедшие годы реализован ряд крупных совместных инфраструктурных проектов, позволивших обеспечить приток частных инвестиций в портовую отрасль и прирост перевалочных мощностей в объеме более 40 млн тонн.

«МП»: В прошлом году на базе ФГУП «Росморпорт» создан ведомственный проектный офис Росморречфлота. Для решения каких задач это сделано и какова в этом роль «Росморпорта»?

– Сегодня перед «Росморпортом» и отраслью в целом стоит задача по увеличению мощности морских портов до 1,3 млрд тонн к 2024 году. Этот показатель заложен в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, утвержденном Правительством РФ. В составе транспортной части Комплексного плана утверждены 9 федеральных проектов, в том числе проекты «Морские порты России» и «Северный морской путь».

ФГУП «Росморпорт» непосредственно участвует более чем в 40 мероприятиях по развитию портовой инфраструктуры, строительству объектов транспортной безопасности и флота в рамках реализации этих двух проектов.

В прошлом году на базе «Росморпорта», действительно, создан ведомственный проектный офис Росморречфлота. Проектный подход к реализации Комплексного плана подразумевает координацию деятельности огромного числа ответственных исполнителей – предприятий различных организационно-правовых форм, расположенных в субъектах РФ. В общей сложности проектное управление осуществляется «Росморпортом» в отношении 57 мероприятий федеральных проектов, реализуемых 29 ответственными исполнителями.

В рамках осуществления функции ведомственного проектного офиса предприятием проведена работа по формированию и подготовке к утверждению паспортов федеральных проектов «Морские порты России» и «Северный морской путь». Совместно с кураторами (исполнителями) проектов, включенных в Комплексный план, проектным офисом осуществляется детальное планирование реализации отдельных мероприятий, каждое из которых является крупным инвестиционным проектом. Регулярно осуществляется мониторинг выполнения этих мероприятий, сбор и анализ фактической информации, контроль достижения ключевых точек, выявление рисков и разработка мероприятий по их минимизации.

«МП»: Недавно Правительство РФ определилось с взиманием инвестиционного портового сбора. Расскажите, какая в итоге принята схема взимания и применения этого сбора – источник сбора, получатель, ставки, порядок взимания и распределения.

– В мае этого года постановлением Правительства РФ определен порядок взимания и правила применения инвестиционного портового сбора – по сути, инвесттарифа для морской отрасли, призванного заместить дефицит бюджетного финансирования строительства объектов федеральной собственности в рамках развития портовой инфраструктуры.

Сбор будет взиматься с грузовых судов в загранплавании, а его размер определяться ежегодно нормативным актом ФАС России по представлению Минтранса России. При определении ставки (размера) сбора большое значение будет иметь фактор безусловного сохранения конкурентоспособности отечественных портов: мы уверены, что инвестсбор существенным образом не отразится на стоимости судозахода, которая и сейчас в части портовых сборов занимает не более 5% в совокупной стоимости грузоперевозки.

Ставка сбора будет единой. Учитывая общую заинтересованность пользователей инфраструктуры в ее развитии, установления специальных льгот или особых правил для отдельных категорий судовладельцев порядок не подразумевает.

Концепция инвестсбора предполагает его установление в высоковостребованных портах со значительным текущим или потенциально высоким уровнем внешнеторгового грузооборота. Таковыми, в частности, видятся Большой порт Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Высоцк, Мурманск, Новороссийск, Туапсе, Владивосток, Восточный, Находка, Пригородное, Ванино и Де-Кастри. Окончательный перечень портов будет утверждаться Минтрансом России.

Полученные по линии инвестсбора средства будут направляться исключительно на финансирование строительства и реконструкции объектов портовой инфраструктуры в федеральной собственности, включенных в Комплексный план или долгосрочную программу развития ФГУП «Росморпорт».

Согласно предварительным расчетам, ежегодный объем поступлений от инвестиционного портового сбора оценивается в размере порядка 7 млрд рублей.

«МП»: Проблема экологической безопасности в морских портах стала как никогда актуальна, поскольку перевалкой угля в последние годы занялись даже в универсальных портах, исторически расположенных в портовых городах. В СМИ прошла информация о возможности лишения «Росморпортом» прав на аренду причалов АО «Находкинский морской торговый порт» (НМТП) за чрезмерное пыление при производстве работ. Соответствует ли это действительности и какие еще компании может ожидать подобная мера со стороны собственника причалов?

– Действительно, серьезные экологические проблемы в Дальневосточном федеральном округе, связанные с перевалкой пылящих грузов, стали не только предметом обсуждения общест-

венности и профессионального сообщества, но и предметом приложения усилий федеральных и региональных органов власти: данный вопрос стоит на особом контроле президента, правительства, генеральной прокуратуры, а также отраслевых федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Во исполнение поручений Президента и Правительства РФ между Минтрансом, Росприроднадзором, ФГУП «Росморпорт», Администрацией Приморского края и стивидорными компаниями Приморского края весной 2018 года были подписаны соглашения о взаимодействии по выполнению мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения Приморского края, а также минимизации негативного воздействия на окружающую среду при перевалке угля.

В целях осуществления контроля за исполнением этих соглашений «Росморпорт» на постоянной основе проводит целый комплекс мероприятий: еженедельные осмотры объектов, ежемесячный сбор, анализ и обобщение предоставляемой стивидорными компаниями информации, ежемесячное взаимодействие с органами государственного контроля и надзора.

В соответствии с соглашениями стивидорные компании подготовили и выполняют планы мероприятий по поэтапному переходу до 2020 года включительно на технологии перевалки угля, минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду. Данные мероприятия отражены в Информационно-техническом справочнике наилучших доступных технологий (НДТ), который разработан с целью обеспечения соблюдения требований Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденного постановлением Правительства РФ.

В настоящее время Минтрансом России подготовлен проект постановления Правительства РФ о внесении в Технический регламент изменений, которые установят обязанность стивидорных компаний применять в своей деятельности современные технологии перевалки угля, соответствующие международным стандартам по пылеулавливанию и пылеподавлению. Таким образом, реализация всего комплекса мер должна привести к снижению выбросов угольной пыли при перегрузке и хранении угля и уменьшению негативного воздействия на окружающую среду.

В связи с тем, что АО «НМТП» не принимает необходимых эффективных мер к снижению вредного воздействия на атмосферный воздух и водную среду, 24 мая 2019 года «Росморпорт» подал исковое заявление к компании о расторжении договора аренды. Законность и обоснованность исковых требований будет рассмотрена в августе Арбитражным судом Приморского края, в результате чего будет принято соответствующее решение.

Относительно возможной перспективы расторжения договоров аренды с иными стивидорными компаниями необходимо отметить, что предприятием были направлены запросы в адрес контролирующих органов о предоставлении актуальной информации о ходе исполнительных производств, а также сведений о вынесенных и неисполненных предписаниях, которые могут послужить основанием для расторжения договоров.

Замечу, что действия «Росморпорта» в данном случае строго регламентированы условиями заключенных договоров аренды. Соответственно, после предоставления контролирующими органами запрошенной информации предприятием будет дана правовая оценка достаточности оснований для расторжения договоров аренды.

«МП»: Ежегодно предприятием производится большой объем дноуглубительных работ. Как и какими средствами выполняется план по дноуглублению? Какие задачи стоят перед предприятием в рамках реализации одной из важных производственных функций – ремонтного и строительного дноуглубления?

– Говоря о дноуглублении, необходимо отметить две основные задачи, стоящие перед «Росморпортом» – это поддержание навигационных параметров существующих подводных гидротехнических сооружений и, собственно, создание новых.

Для реализации первой задачи, которая направлена на обеспечение безопасности мореплавания, необходима постоянная готовность дноуглубительного флота, обеспечение исходно-разрешительной документацией и оперативное реагирование на возникающие в процессе реализации данной задачи вопросы.

Вторая задача, несомненно, связана с развитием портовой инфраструктуры. В рамках реализации Комплексного плана на период до 2024 года предусмотрено строительство и реконструкция морских портов и терминалов, включая объекты федеральной собственности, основу которых составляют подводные ГТС. Общий объем дноуглубительных работ при реализации данных проектов составит более 70 млн кубометров.

В соответствии с Планом дноуглубительных работ и расстановки судов дноуглубительного флота ФГУП «Росморпорт» на 2019 год запланировано дноуглубление в объеме 10 млн кубометров. Почти половина этих работ – 4,5 млн кубометров – поддержание габаритов Волго-Каспийского морского судоходного канала.

В 2015 году в составе дноуглубительного флота предприятия было 8 земснарядов, средний возраст которых составлял 29 лет. К 2019 году флот пополнился 10 новыми высокопроизводительными судами. При этом «Росморпорт» с использованием своего дочернего общества активно содействует локализации специального судостроения и восстановлению отечественных судостроительных компе-тенций.

Доля дноуглубительных работ, выполняемых собственной техникой, увеличилась с 52% в 2015 году почти до 70% по плану на 2019 год. В текущем году собственным дноуглубительным флотом планируется выполнить работы в объеме 6,9 млн кубометров.

Максимально эффективное использование дноуглубительного флота – одна из системных точек контроля менеджмента предприятия. Так, при наступлении льдообразования дноуглубительные суда передислоцируются в незамерзающие порты и возвращаются в порт приписки на период летней навигации.

Весной этого года «Росморпортом» утвержден и введен в действие стандарт организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним». Документ обобщает практические наработки в данной области, современный опыт и методы выполнения ремонтного и строительного дноуглубления. Стандарт предназначен для практического руководства при производстве всех этапов дноуглубительных работ – от проектирования до сдачи-приемки выполненных объемов.

«МП»: Известно, что «Росморпорт» – самый крупный судовладелец в стране. Коротко охарактеризуйте флот предприятия. Как выполняется программа пополнения флота, в том числе строительства ледоколов, и какова она в целом? Каким образом и за счет чего финансируется судостроение?

– На сегодняшний день ФГУП «Росморпорт» эксплуатирует 261 судно. Безопасность мореплавания в морских портах обеспечивают 29 буксиров, 48 лоцманских судов, 50 судов навигационного обеспечения, 24 судна экологического назначения, 33 единицы дноуглубительного флота. 36 специализированных судов используются для организации бесперебойной работы портовых служб. Ледокольный флот «Росморпорта» – самый крупный в мире и насчитывает 36 дизель-электрических ледоколов. Кроме всего, 5 учебно-производственных судов, включая 3 парусника, ежегодно принимают на плавательную практику курсантов отраслевых вузов.

Системная работа по формированию собственного флота ведется «Росморпортом» с момента его создания. С 2003 года началась постепенная передача на баланс предприятия судов, принадлежавших государству. Поначалу это было 150 судов совершенно разного типа – от маломерных гидрографических катеров до ледоколов, построенных в основном в 1960-1970-х годах, которые нуждались в восстановлении и ремонте.

В первые годы пополнение флота происходило в основном путем приобретения на вторичном рынке, в том числе и за рубежом. Впоследствии, восполняя потребность в обновлении флота под нужды предприятия, получила развитие программа строительства судов. В настоящее время на развитие флота «Росморпортом» ежегодно направляется до 5 млрд руб-лей как собственных средств, так и средств федерального бюджета. В прошлом году предприятие «распечатало» целевую кредитную линию, которую целиком использовало на нужды финансирования строительства судов.

Безусловно, основным направлением программы пополнения (обновления) флота «Росморпорта» является строительство ледоколов. Подготовка к строительству первого ледокола проекта 21900 мощностью 16 МВт началась в 2005 году и уже в декабре 2008 года построенный на Балтийском заводе дизельный ледокол «Москва» был введен в строй. Годом позже состоялся пуск в эксплуатацию второго ледокола «Санкт-Петербург» той же серии. Впоследствии проект был доработан и в период с 2015 по 2016 год были построены и введены в эксплуатацию три ледокола проекта 21900М – «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск». В настоящее время завершается строительство уникального дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» ледового класса Icebreaker-8 мощностью на винтах 25 МВт.

В рамках Комплексного плана ФГУП «Росморпорт» планирует построить 9 ледоколов общей стоимостью 53,6 млрд рублей. За счет средств федерального бюджета (34,2 млрд рублей) планируется построить 5 судов: два линейных ледокола ледового класса Icebreaker-7 с увеличенной мощностью на винтах до 18 МВт, два вспомогательных ледокола ледового класса Icebreaker-7 мощностью 12-14 МВт и один портовый ледокол мощностью 6-8 МВт.

За счет собственных средств в объеме 19,4 млрд рублей в 2019-2024 годах предприятием планируется построить 4 мелкосидящих ледокола мощностью 6,0 МВт. Контракт на строительство первого ледокола был заключен с судостроительным комплексом «Звезда» в 2018 году. Сейчас идет разработка и согласование в надзорных органах проектной документации на головное судно. В дальнейшем планируется строительство еще трех судов.

По заказу «Росморпорта» в прошлом году начато строительство двух автомобильно-железнодорожных паромов нового поколения, предназначенных для линии Усть-Луга – Балтийск. Проекты предусматривают инновационные решения, которые позволят судам использовать в качестве топлива сжиженный природный газ (СПГ) и традиционное дизельное топливо. Финансирование данных проектов осуществляется из федерального бюджета и из средств предприятия на паритетной основе.

Немаловажным направлением в пополнении флота предприятия является строительство других специализированных судов – дноуглубительного флота в составе земснарядов, самоходных и несамоходных шаланд; паромов, лоцмейстерских и других судов.

Особое внимание «Росморпорт» уделяет внедрению инновационных решений в судостроении. Так, помимо упомянутых ранее «двухтопливных решений», при строительстве грунтоотвозных шаланд были использованы дизельные агрегаты контейнерного типа, что позволит снизить затраты на эксплуатацию, ремонт и замену механизмов. В рамках программы НИР проводится разработка проекта катера ST23WIМ-Н, оснащенного гибридной энергетической установкой и интеллектуальным управлением. Также прорабатывается возможность создания беспилотных судов для использования при проведении дноуглубительных работ.

«МП»: Андрей Васильевич, что можно сказать сегодня о предстоящем акционировании и приватизации «Росморпорта»? В какие сроки это произойдет, по какой схеме и состоится ли вообще, ведь говорят об этом уже более 10 лет?

– Идея преобразования «Росморпорта» в акционерное общество неоднократно обсуждалась на различных площадках. Необходимо отметить, что на сегодняшний день «Росморпорт» остался одним из немногих крупных стратегических предприятий, существующих в форме ФГУП. В различных отраслях экономики практически все системообразующие организации уже успешно функционируют в форме акционерного общес-

тва, в настоящее время реализуются мероприятия по преобразованию в акционерное общество ФГУП «Поч-та России».

Основными преимуществами такого преобразования нам видятся повышение эффективности хозяйствования, в том числе за счет исключения избыточного количества регламентных процедур, расширение доступного перечня использования механизмов внешнего финансирования и государственно-частного партнерства, возможность свободного расширения видов деятельности, направленных на получение доходов.

Реорганизация «Росморпорта» в акционерное общество потребует принятия отдельного федерального закона. Такой подход уже апробирован на практике («РЖД», «Почта России») и обусловлен главным образом наличием ограничений оборотоспособности отдельных объектов инфраструктуры морского порта, установленных Законом о морских портах.

Законопроект об акционировании «Росморпорта» предусматривает ряд правовых механизмов, позволяющих оптимизировать и упростить порядок передачи и оформления прав на имущество предприятия. Схожие правовые механизмы приватизации ранее успешно были использованы при проведении структурных преобразований железнодорожного транспорта, при создании ряда госкорпораций.

В настоящее время законопроект прошел публичное обсуждение и согласовывается в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти. Конкретные сроки акционирования предприятия зависят от ряда факторов, в том числе от времени, необходимого на доработку законопроекта, а также на его прохождение через палаты Федерального Собрания РФ – Госдуму и Совет Федерации.

Морские порты №5 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ