Индустриально-туристический альянс Владивостока

02.07.2019  
Индустриально-туристический альянс Владивостока

Морской порт Владивосток, получивший статус свободного порта, наращивает обороты по всем направлениям: реализуются новые инфраструктурные проекты, растет грузопоток, развивается круизный бизнес и рынок коммерческих перевозок маломерными судами. О сочетании промышленного сегмента с развитием пассажирского и туристического потенциала, а также об особенностях работы портовых властей рассказывает капитан морского порта Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Александр Ванюков.

«МП»: Александр Викторович, каковы показатели грузооборота порта по итогам 2018 года и какие наиболее значимые инфраструктурные проекты планируются для увеличения грузооборота порта в будущем?

– В 2018 году грузооборот порта увеличился на 24,7%, до 21,1 млн тонн, из них сухие грузы – 18,1 млн тонн и наливные – 3 млн тонн. Экспорт составил 10,3 млн тонн, импорт – 4,1 млн, транзит – 0,15 млн, каботаж – 6,55 млн тонн.

В структуре грузооборота контейнерные грузы составили 7,8 млн тонн (+14,4%), генеральные грузы – 6,5 млн тонн, из которых рыба и морепродукты – 838 тыс. тонн, навалочные (руда, уголь, минеральные удобрения) – 3,35 млн тонн, насыпные – 215 тыс. тонн, лесные – 106 тыс. тонн, ро-ро – 136,4 тыс. тонн. С увеличением заходов в порт международных круизных лайнеров выросло и количество перевезенных пассажиров – до 47 тыс. человек, из которых 23 тыс. следовали транзитом.

Что касается инфраструктурных портовых проектов, то из наиболее перспективных я бы назвал три проекта. Прежде всего это проект строительства подходного канала и удлинения причала в основании бухты Золотой Рог с целью обеспечения бесперебойной работы завода по производству двигателей Mazda. До конца 2019 года должно завершиться проектирование, а после реализации проекта мощность терминала возрастет на 2,2 млн тонн.

Кроме того, резидентом свободного порта Владивосток ООО «Восток ЛПГ» завершаются проектные работы по объекту «Строительство морского терминала и инфраструктуры для поставок сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Японию, Южную Корею, Китай» в бухте Перевозная. Летом 2019 года проект будет проходить государственную экспертизу. Терминал станет уникальным технологическим объектом и расширит рынки сбыта российских производителей СУГ. Проектная мощность комплекса составит 1 млн тонн.

И наконец, третий перспективный проект, связанный с развитием круизного туризма, – создание в центре Владивостока многофункционального транспортно-развлекательного центра «Океан», который будет выполнен в форме морского лайнера. Соглашение о строительстве объекта было подписано в 2018 году между администрацией Владивостока и группой инвесторов. Реализация проекта предполагает строительство самого комплекса в районе первого причала порта, реконструкцию морского вокзала и развитие территории бывшего судоремонтного завода с возведением там офисных зданий и гостиниц. Концепция включает также проект накрытия железнодорожных путей и создания дополнительной общественной зоны. Новое общественное пространство свяжет морской вокзал и берега бухты Золотой Рог с центральной площадью города.

«МП»: Ряд проектов по развитию портовой инфраструктуры, очевидно, потребует изменения границ порта. На какой стадии сегодня находится проект расширения границ морского порта Владивосток и что он подразумевает?

– Согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.2018 г. №1775 «Об утверждении Правил установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта» в настоящее время проходят согласование в Федеральном агентстве морского и речного транспорта документы по включению в границы морского порта участка акватории терминала «Порт Вера» по перевалке угля мощностью 20 млн тонн в год.

В то же время планируется включение в границы морского порта участка акватории терминала «Суходол» по перевалке угля мощностью 20 млн тонн в год. Соответствующие документы также прошли согласование в органах государственной власти субъекта Федерации и направлены в Росморречфлот.

Создаваемые специализированные угольные терминалы должны решить имеющиеся проблемы в порту по ограничению судозаходов, по объемам хранения, по скорости обработки вагонов; они позволят создать условия для развития угольной промышленности и транспорта в целом, новые возможности для существенного увеличения экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

«МП»: Насколько порт готов обеспечить потребности растущего рынка круизного судоходства?

– Круизный туризм – одно из перспективных направлений не только для Владивостока, но и для многих портов стран АТР. Помимо регулярной круизной линии, связывающей порт Владивосток с портами Сакаиминато (Япония) и Донхэ (Республика Корея), на 2019 год запланировано 16 заходов круизных лайнеров.

Так, в апреле ожидается одновременный заход сразу двух круизных лайнеров – Westerdam под флагом Голландии и Costa Neo Romantica под флагом Италии. Однако главным круизным месяцем станет сентябрь, когда город посетят два крупнейших и новейших лайнера региона, принадлежащих компании Royal Caribbean International.

Спущенный на воду в 2019 году Spectrum of the Seas длиной 347,1 метра способен принять на борт 4246 гостей и 1551 члена команды, он выполняет круизы из Шанхая. А построенный в 2014 году Quantum of the Seas длиной 347,7 метра рассчитан на 4180 пассажиров.

Отмечу, что причальная инфраструктура порта уже сегодня позволяет принимать достаточно большое количество пассажирских судов. В 2018 году проведены дноуглубительные работы у причалов №1 и №2 порта Владивосток. Была проделана большая и значимая работа, результатом которой стала возможность захода на регулярной основе крупнотоннажных судов в порт Владивосток.

В перспективе это приведет к колоссальному развитию круизного туризма в Приморье и значительному вкладу в экономику края. Однако, планируя развитие порта, надо учитывать, что азиатский рынок круизного судоходства нацелен на создание новых судов и привлечение океанских лайнеров большой вместимости.

«МП»: Александр Викторович, а как развивается во Владивостоке рынок коммерческих пассажирских перевозок маломерными судами? Каковы в этом сегменте перспективы, тенденции, проблемы?

– Перевозки пассажиров морским транспортом регулируются документами международного и национального законодательства. Если раньше существовала проблема незаконных перевозок, то сегодня нет никаких препятствий для развития данного бизнеса. Напомню, маломерными считаются суда, длина которых не превышает 20 метров, а общее количество пассажиров не должно быть более 12.

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Положение о внутренних пассажирских перевозках морским транспортом. Теперь перевозку пассажиров могут осуществлять маломерные суда, находящиеся в частной собственности. Для этого необходимо получить соответствующую лицензию. В Приморье это можно сделать в Дальневосточном управлении государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Чтобы получить разрешение на пассажирские перевозки, владельцам маломерных судов нужно выполнить ряд требований: судно должно быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре капитана порта, собственник должен иметь судовой билет, а экипаж – документы на управление судном в коммерческих целях. Данную работу регламентируют приказы Минтранса России от 15.03.2012 г. №62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» и от 19.05.2017 г. №191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов».

Такие инициативы значительно снизили объем незаконных пассажирских перевозок с использованием маломерного флота, позволив множеству предпринимателей узаконить свою деятельность. В свою очередь, Служба капитана морского порта Владивосток для соблюдения порядка эксплуатации маломерного флота и обеспечения безопасности мореплавания регулярно проводит патрулирование акватории порта совместно с ДВУ Госморнадзор и Владивостокским линейным управлением на транспорте МВД России.

Вместе с тем, по информации Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС), в 2018 году в Приморском крае зарегистрировано порядка 38 тыс. маломерных судов, в Службе капитана порта – 235. И с каждым годом эти цифры будут только расти. В этой связи одна из первоочередных проблем, требующих неотложного решения, – развитие причальной инфраструктуры для маломерного судоходства.

Уже сегодня во Владивостоке ощущается нехватка причальных сооружений. Но простого решения данного вопроса нет. И причин тому множество. Вот только некоторые из них: регламентированная деятельность главной военно-морской базы Тихоокеанского флота (ТОФ); отсутствие свободных территорий и акваторий в границах морского порта, удовлетворяющих требованиям безопасной стоянки маломерных судов; сезонность разрешенного судоходства для маломерного флота и другие.

Проблема требует рассмотрения на межведомственном уровне при участии федеральных и региональных властей, и Служба капитана порта в рамках своих полномочий готова приложить усилия для ее разрешения.

«МП»: Какими еще документами Вы руководствуетесь по обеспечению безопасности мореплавания в отношении маломерного флота?

– Для обеспечения безопасности мореплавания маломерных судов, спортивных и прогулочных судов, базирующихся на причалах, расположенных в акватории морского порта, приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним», вступившим в силу 06.04.2018 г. (пункт 80), установлено требование о получении разрешения капитана порта на плавание судна в акватории морского порта и на подходах к нему и плавание за границами морского порта с возвращением в порт.

Разрешение оформляется письменно на срок действия документа, подтверждающего готовность маломерных судов, спортивных и прогулочных судов к плаванию.

Вопросы безопасности мореплавания маломерного флота рассматриваются на межведомственных совещаниях с участием представителей ГИМС, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», Владивостокского линейного управления на транспорте МВД России, представителей ТОФ, администрации Приморского края и города Владивостока, представителей судоходных компаний.

«МП»: Ежегодно Приморская парусная федерация проводит около 40 регат и соревнований. А в прошлом году Владивосток принимал первую Дальневосточную регату больших парусников СКФ. Как бы Вы оценили уровень ее организации? Насколько сложной для Вас была работа по обеспечению безопасности как судоходства, так и размещения подобных судов у причалов?

– Мероприятия, проводимые Приморской парусной федерацией в акватории морского порта, всегда на особом контроле Службы капитана порта. Для обеспечения безопасности мореплавания прорабатываются маршруты в стороне от основных фарватеров и подходных путей в порту, издаются соответствующие предупреждения для извещения мореплавателей, проводится гидрометеорологический анализ обстановки, дополнительно район проведения мероприятия берется на особый контроль с помощью СУДС.

Дальневосточная регата больших парусников СКФ, прошедшая во Владивостоке в сентябре 2018 года, объединила 9 судов из пяти стран: России, Японии, Республики Кореи, Индонезии и КНР. Успешной организации регаты способствовало содействие и поддержка, оказанные Минтрансом России, Росморречфлотом, АМП Приморского края и Восточной Арктики, Дальневосточным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт».

Для Владивостока событие такого масштаба – своеобразный дебют. Основные сложности были связаны с отсутствием достаточной причальной линии для размещения больших парусников лагом с удобным доступом к судам для жителей и гостей города, с развитой инфраструктурой общественного транспорта, при этом отвечающей всем требованиям транспортной безопасности.

Но, несмотря на эти сложности, организация регаты заслужила самых высоких оценок, в том числе от капитанов парусников. Главной оценкой успеха стало решение о том, что Дальневосточная регата больших парусников СКФ будет проводиться на регулярной основе каждые два года. Есть предположение, что в 2020 году она порадует нас еще большим количеством участников и гостей и не менее высокой организацией.

Морские порты №2 (2019)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Гранд-финал Национальной парусной лиги в Калининграде

Гранд-финал Национальной парусной лиги в Калининграде Команда Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» с 16 по 18 августа 2019 года приняла...

Комплексные учения в Карском море

Комплексные учения в Карском море С 15 по 19 августа в Карском море и на береговой полосе северо-западной части полуострова Ямал прошл...

Российская экономика

Reuters: «Роснефть» переведет в евро новые контракты на экспорт нефтепродуктов

Reuters: «Роснефть» переведет в евро новые контракты на экспорт нефтепродуктов Агентство отмечает, что переход на расчеты в евро отражает попытки компании снизить негативное влиян...

Путин 22 августа обсудит с главами угледобывающих регионов России развитие отрасли

Путин 22 августа обсудит с главами угледобывающих регионов России развитие отрасли В совещании примут участие главы Новосибирской и Кемеровской области, Якутии и Хакасии, Забайкальско...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

Общественная палата РФ посетила ММТП

Общественная палата РФ посетила ММТП Цель визита – знакомство с опытом АО «Мурманский морской торговый порт» в реализации экологических и...

Порт Янпу на Хайнане к 2035 году станет ключевым пунктом контейнерных перевозок в Азии

Порт Янпу на Хайнане к 2035 году станет ключевым пунктом контейнерных перевозок в Азии Предполагается, что в следующем году через порт перевезут более 1 млн контейнеров, сообщает ТАСС.




Морской транспорт

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду дноуглубительного судна

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду дноуглубительного судна 23 августа 2019 года в Петрозаводске на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась тор...

Балтийский завод подписал договор о строительстве еще двух атомных ледоколов

Балтийский завод подписал договор о строительстве еще двух атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот» и АО «Балтийский завод» подписали договор на выполнение работ по строительству треть...

Речной транспорт

Дневник навигации ЛОРП: на Яне сложная обстановка

Дневник навигации ЛОРП: на Яне сложная обстановка Арктическая навигация в самом разгаре. Для речников и моряков – это напряженный период обеспечения С...

Речники ПАО «ЛОРП»: «На российский флаг равняйсь!»

Речники ПАО «ЛОРП»: «На российский флаг равняйсь!» 22 августа коллектив Ленского пароходства одним из первых торжествено поднял российский флаг. На суд...

Ж/Д транспорт

На Дальневосточной магистрали обсудили организацию перевозки грузов и выгрузку в Приморских портах и нефтебазах

На Дальневосточной магистрали обсудили организацию перевозки грузов и выгрузку в Приморских портах и нефтебазах 23 августа во Владивостоке состоялся Дальневосточный межрегиональный координационный совет по вопрос...

Движение поездов по Крымскому мосту откроют согласно графику до конца года

Движение поездов по Крымскому мосту откроют согласно графику до конца года Движение поездов по   Крымскому мосту будет запущено до конца текущего года, как &nbs...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...