Индустриально-туристический альянс Владивостока - Морские вести России

Индустриально-туристический альянс Владивостока

02.07.2019

Индустриально-туристический альянс Владивостока

Морской порт Владивосток, получивший статус свободного порта, наращивает обороты по всем направлениям: реализуются новые инфраструктурные проекты, растет грузопоток, развивается круизный бизнес и рынок коммерческих перевозок маломерными судами. О сочетании промышленного сегмента с развитием пассажирского и туристического потенциала, а также об особенностях работы портовых властей рассказывает капитан морского порта Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Александр Ванюков.

«МП»: Александр Викторович, каковы показатели грузооборота порта по итогам 2018 года и какие наиболее значимые инфраструктурные проекты планируются для увеличения грузооборота порта в будущем?

– В 2018 году грузооборот порта увеличился на 24,7%, до 21,1 млн тонн, из них сухие грузы – 18,1 млн тонн и наливные – 3 млн тонн. Экспорт составил 10,3 млн тонн, импорт – 4,1 млн, транзит – 0,15 млн, каботаж – 6,55 млн тонн.

В структуре грузооборота контейнерные грузы составили 7,8 млн тонн (+14,4%), генеральные грузы – 6,5 млн тонн, из которых рыба и морепродукты – 838 тыс. тонн, навалочные (руда, уголь, минеральные удобрения) – 3,35 млн тонн, насыпные – 215 тыс. тонн, лесные – 106 тыс. тонн, ро-ро – 136,4 тыс. тонн. С увеличением заходов в порт международных круизных лайнеров выросло и количество перевезенных пассажиров – до 47 тыс. человек, из которых 23 тыс. следовали транзитом.

Что касается инфраструктурных портовых проектов, то из наиболее перспективных я бы назвал три проекта. Прежде всего это проект строительства подходного канала и удлинения причала в основании бухты Золотой Рог с целью обеспечения бесперебойной работы завода по производству двигателей Mazda. До конца 2019 года должно завершиться проектирование, а после реализации проекта мощность терминала возрастет на 2,2 млн тонн.

Кроме того, резидентом свободного порта Владивосток ООО «Восток ЛПГ» завершаются проектные работы по объекту «Строительство морского терминала и инфраструктуры для поставок сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Японию, Южную Корею, Китай» в бухте Перевозная. Летом 2019 года проект будет проходить государственную экспертизу. Терминал станет уникальным технологическим объектом и расширит рынки сбыта российских производителей СУГ. Проектная мощность комплекса составит 1 млн тонн.

И наконец, третий перспективный проект, связанный с развитием круизного туризма, – создание в центре Владивостока многофункционального транспортно-развлекательного центра «Океан», который будет выполнен в форме морского лайнера. Соглашение о строительстве объекта было подписано в 2018 году между администрацией Владивостока и группой инвесторов. Реализация проекта предполагает строительство самого комплекса в районе первого причала порта, реконструкцию морского вокзала и развитие территории бывшего судоремонтного завода с возведением там офисных зданий и гостиниц. Концепция включает также проект накрытия железнодорожных путей и создания дополнительной общественной зоны. Новое общественное пространство свяжет морской вокзал и берега бухты Золотой Рог с центральной площадью города.

«МП»: Ряд проектов по развитию портовой инфраструктуры, очевидно, потребует изменения границ порта. На какой стадии сегодня находится проект расширения границ морского порта Владивосток и что он подразумевает?

– Согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.2018 г. №1775 «Об утверждении Правил установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта» в настоящее время проходят согласование в Федеральном агентстве морского и речного транспорта документы по включению в границы морского порта участка акватории терминала «Порт Вера» по перевалке угля мощностью 20 млн тонн в год.

В то же время планируется включение в границы морского порта участка акватории терминала «Суходол» по перевалке угля мощностью 20 млн тонн в год. Соответствующие документы также прошли согласование в органах государственной власти субъекта Федерации и направлены в Росморречфлот.

Создаваемые специализированные угольные терминалы должны решить имеющиеся проблемы в порту по ограничению судозаходов, по объемам хранения, по скорости обработки вагонов; они позволят создать условия для развития угольной промышленности и транспорта в целом, новые возможности для существенного увеличения экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

«МП»: Насколько порт готов обеспечить потребности растущего рынка круизного судоходства?

– Круизный туризм – одно из перспективных направлений не только для Владивостока, но и для многих портов стран АТР. Помимо регулярной круизной линии, связывающей порт Владивосток с портами Сакаиминато (Япония) и Донхэ (Республика Корея), на 2019 год запланировано 16 заходов круизных лайнеров.

Так, в апреле ожидается одновременный заход сразу двух круизных лайнеров – Westerdam под флагом Голландии и Costa Neo Romantica под флагом Италии. Однако главным круизным месяцем станет сентябрь, когда город посетят два крупнейших и новейших лайнера региона, принадлежащих компании Royal Caribbean International.

Спущенный на воду в 2019 году Spectrum of the Seas длиной 347,1 метра способен принять на борт 4246 гостей и 1551 члена команды, он выполняет круизы из Шанхая. А построенный в 2014 году Quantum of the Seas длиной 347,7 метра рассчитан на 4180 пассажиров.

Отмечу, что причальная инфраструктура порта уже сегодня позволяет принимать достаточно большое количество пассажирских судов. В 2018 году проведены дноуглубительные работы у причалов №1 и №2 порта Владивосток. Была проделана большая и значимая работа, результатом которой стала возможность захода на регулярной основе крупнотоннажных судов в порт Владивосток.

В перспективе это приведет к колоссальному развитию круизного туризма в Приморье и значительному вкладу в экономику края. Однако, планируя развитие порта, надо учитывать, что азиатский рынок круизного судоходства нацелен на создание новых судов и привлечение океанских лайнеров большой вместимости.

«МП»: Александр Викторович, а как развивается во Владивостоке рынок коммерческих пассажирских перевозок маломерными судами? Каковы в этом сегменте перспективы, тенденции, проблемы?

– Перевозки пассажиров морским транспортом регулируются документами международного и национального законодательства. Если раньше существовала проблема незаконных перевозок, то сегодня нет никаких препятствий для развития данного бизнеса. Напомню, маломерными считаются суда, длина которых не превышает 20 метров, а общее количество пассажиров не должно быть более 12.

С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Положение о внутренних пассажирских перевозках морским транспортом. Теперь перевозку пассажиров могут осуществлять маломерные суда, находящиеся в частной собственности. Для этого необходимо получить соответствующую лицензию. В Приморье это можно сделать в Дальневосточном управлении государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Чтобы получить разрешение на пассажирские перевозки, владельцам маломерных судов нужно выполнить ряд требований: судно должно быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре капитана порта, собственник должен иметь судовой билет, а экипаж – документы на управление судном в коммерческих целях. Данную работу регламентируют приказы Минтранса России от 15.03.2012 г. №62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов» и от 19.05.2017 г. №191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов».

Такие инициативы значительно снизили объем незаконных пассажирских перевозок с использованием маломерного флота, позволив множеству предпринимателей узаконить свою деятельность. В свою очередь, Служба капитана морского порта Владивосток для соблюдения порядка эксплуатации маломерного флота и обеспечения безопасности мореплавания регулярно проводит патрулирование акватории порта совместно с ДВУ Госморнадзор и Владивостокским линейным управлением на транспорте МВД России.

Вместе с тем, по информации Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС), в 2018 году в Приморском крае зарегистрировано порядка 38 тыс. маломерных судов, в Службе капитана порта – 235. И с каждым годом эти цифры будут только расти. В этой связи одна из первоочередных проблем, требующих неотложного решения, – развитие причальной инфраструктуры для маломерного судоходства.

Уже сегодня во Владивостоке ощущается нехватка причальных сооружений. Но простого решения данного вопроса нет. И причин тому множество. Вот только некоторые из них: регламентированная деятельность главной военно-морской базы Тихоокеанского флота (ТОФ); отсутствие свободных территорий и акваторий в границах морского порта, удовлетворяющих требованиям безопасной стоянки маломерных судов; сезонность разрешенного судоходства для маломерного флота и другие.

Проблема требует рассмотрения на межведомственном уровне при участии федеральных и региональных властей, и Служба капитана порта в рамках своих полномочий готова приложить усилия для ее разрешения.

«МП»: Какими еще документами Вы руководствуетесь по обеспечению безопасности мореплавания в отношении маломерного флота?

– Для обеспечения безопасности мореплавания маломерных судов, спортивных и прогулочных судов, базирующихся на причалах, расположенных в акватории морского порта, приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним», вступившим в силу 06.04.2018 г. (пункт 80), установлено требование о получении разрешения капитана порта на плавание судна в акватории морского порта и на подходах к нему и плавание за границами морского порта с возвращением в порт.

Разрешение оформляется письменно на срок действия документа, подтверждающего готовность маломерных судов, спортивных и прогулочных судов к плаванию.

Вопросы безопасности мореплавания маломерного флота рассматриваются на межведомственных совещаниях с участием представителей ГИМС, ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики», Владивостокского линейного управления на транспорте МВД России, представителей ТОФ, администрации Приморского края и города Владивостока, представителей судоходных компаний.

«МП»: Ежегодно Приморская парусная федерация проводит около 40 регат и соревнований. А в прошлом году Владивосток принимал первую Дальневосточную регату больших парусников СКФ. Как бы Вы оценили уровень ее организации? Насколько сложной для Вас была работа по обеспечению безопасности как судоходства, так и размещения подобных судов у причалов?

– Мероприятия, проводимые Приморской парусной федерацией в акватории морского порта, всегда на особом контроле Службы капитана порта. Для обеспечения безопасности мореплавания прорабатываются маршруты в стороне от основных фарватеров и подходных путей в порту, издаются соответствующие предупреждения для извещения мореплавателей, проводится гидрометеорологический анализ обстановки, дополнительно район проведения мероприятия берется на особый контроль с помощью СУДС.

Дальневосточная регата больших парусников СКФ, прошедшая во Владивостоке в сентябре 2018 года, объединила 9 судов из пяти стран: России, Японии, Республики Кореи, Индонезии и КНР. Успешной организации регаты способствовало содействие и поддержка, оказанные Минтрансом России, Росморречфлотом, АМП Приморского края и Восточной Арктики, Дальневосточным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт».

Для Владивостока событие такого масштаба – своеобразный дебют. Основные сложности были связаны с отсутствием достаточной причальной линии для размещения больших парусников лагом с удобным доступом к судам для жителей и гостей города, с развитой инфраструктурой общественного транспорта, при этом отвечающей всем требованиям транспортной безопасности.

Но, несмотря на эти сложности, организация регаты заслужила самых высоких оценок, в том числе от капитанов парусников. Главной оценкой успеха стало решение о том, что Дальневосточная регата больших парусников СКФ будет проводиться на регулярной основе каждые два года. Есть предположение, что в 2020 году она порадует нас еще большим количеством участников и гостей и не менее высокой организацией.

Морские порты №2 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ