Синергия в реализации экопрограммы ММТП

27.05.2019  
Синергия в реализации экопрограммы ММТП

В прошлом году председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, предписывающее стивидорам использовать наилучшие доступные технологии (НДТ) при перевалке угля в морских портах для снижения вредных выбросов. Борьба с угольной пылью и обсуждение на разных профессиональных площадках проблемы пылеподавления при производстве ПРР на угольных терминалах началась несколькими годами раньше с подачи президента РФ Владимира Путина.

Между тем в ходе обсуждений неоднократно звучало, что опыт АО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) в решении данной проблемы признается одним из наиболее прогрессивных в отрасли. Об этом и о масштабной экологической программе стивидорной компании в интервью журналу «Морские порты» рассказал генеральный директор АО «Мурманский морской торговый порт» Александр Масько.

«МП»: Александр Вадимович, с чего начинается экологическая защита в порту? Как обстоят дела с сокращением выбросов при перевалке угля, какими цифрами характеризуется ситуация и какие цели Вы перед собой ставите?

– Несколько лет назад мы разработали масштабную экологическую программу предприятия, которая ориентировалась на внедрение наилучших доступных технологий. Ее формированию предшествовал период детального изучения мирового опыта деятельности портов Японии, Китая, Канады, Австралии, естественно, с учетом его адаптации к специфике работы в арктических условиях, потому что таких сложных условий и такого высокого уровня экологической ответственности, как в Арктике, в южных широтах нет.

Общая стоимость программы составляет более 3 млрд рублей. В 2017 году предприятием было инвестировано 721,7 млн рублей, в 2018-м – 1,08 млн. Это дало возможность существенно сократить объемы выбросов от сыпучих грузов.

Приведу пример. В 2016 году объем выбросов пыли при перевалке угля в ММТП составлял 44,7 тонны. Уже в 2017-м мы снизили этот показатель до 18,7 тонны, а в 2018-м – до 18,2. Но и это еще не предел – рассчитываем, что в 2019 году объем выбросов пыли будет сокращен и составит менее 10 тонн в год. Это задача, которую мы поставили перед собой.

В ходе реализации экологической программы ММТП стал инициатором внедрения новейших разработок. При этом показательно, что сокращение выбросов происходит параллельно с плановой работой порта. Так что мы еще и демонстрируем пример сочетания экономической эффективности с растущими экологическими требованиями. Как показывает наш опыт, одно другому не противоречит.

Нашей главной целью в этой работе является минимизация негативного воздействия на окружающую среду, повышение санитарной и экологической безопасности в морском порту и на прилегающих территориях при перевалке и хранении сыпучих грузов, что, собственно, и было предписано решением Правительства РФ.

«МП»: Расскажите подробней о конкретных направлениях экологической программы и результатах ее реализации.

– Экологическая программа ММТП включает в себя 12 направлений, каждое из которых дополняет друг друга и позволяет добиваться синергетического эффекта. Мы разработали своеобразную матрицу, исходя из стоящих перед нами задач, часть содержащихся в ней мероприятий уже реализована, другие – в стадии активной работы.

Одним из важных её элементов является система экологического прогнозирования, которая стала нашим ноу-хау и которой сегодня нет ни в одном порту РФ. Ее частью является экологическая диспетчерская, созданная на предприятии.

В режиме он-лайн мы будем измерять целый ряд параметров. Для этого установим 12 датчиков шума и столько же приборов для измерения концентрации взвешенных веществ, которые будут измерять такие показатели, как TSP, PM-10, PM-2,5. Плюс будут работать датчики сбора метеоданных: атмосферного давления, влажности воздуха, направления и скорости ветра, температуры воздуха, наличия и прогнозирования осадков. Также источниками информации станут анализатор газов и два прибора, определяющих влажность угля.

На основе этих данных делается прогноз рассеивания взвешенных частиц. Если этот прогноз не слишком благоприятен, то будут приниматься все необходимые меры, чтобы избежать распространения пыли – от доставки к месту выгрузки дополнительных туманообразующих пушек до приостановления разгрузки вагонов, погрузки судов, пока погодные условия не улучшатся.

Действенным методом очистки воздуха стало орошение, для которого в порту используется 17 снеготуманообразующих водяных пушек. Их установка была завершена в конце 2018 года. Большего числа пушек также нет ни в одном порту РФ. С помощью этих пушек в местах хранения и перевалки навалочной продукции создается завеса из микроскопических частиц обычной пресной воды в теплое время года, а зимой – из мелкого влажного снега. Радиус действия одной такой «пушки» – около 100 метров, но с учетом ветра площадь орошения технологической площадки увеличивается в несколько раз.

В 2018 году началась промышленная эксплуатация системы орошения дробильно-сортировочных комплексов.

В прошлом году внедрена система обработки штабелей поверхностно-активными веществами, которые проникают в сыпучий материал и образуют так называемую корочку, благодаря которой даже при ветреной погоде пыль со штабеля практически не поднимается.

Кроме того, перегрузочная техника снабжена грейферами с увеличенным объемом, что позволило снизить количество погрузочно-разгрузочных операций. При этом используется более низкое опускание грейфера при погрузке угля на суда, чтобы навалочные грузы не вызывали пыления.

Недавно ММТП приобрел шведский вакуумный пылесос-погрузчик, который позволяет убирать любую просыпь и пыль на территории порта. Пылесос имеет телескопическую стрелу, позволяющую очищать территорию даже там, куда не может подъехать машина. На очереди поступление еще одного такого погрузчика.

Помимо всего, внедрена уникальная система орошения автомобильной дороги, что существенно снижает пыление как на дорожном полотне, так и на припортовых территориях.

«МП»: Каким экологическим стандартам сегодня соответствует деятельность ММТП? Насколько серьезную работу пришлось проделать?

– В конце 2018 года ММТП получил сертификат ISO 14001:2015. Тем самым компания подтвердила соответствие своей деятельности международной системе экологического менеджмента.

Однако фактически международный экологический стандарт был внедрен на предприятии еще до получения сертификата, поскольку выполнить все его требования без системной работы невозможно. Требования ISO достаточно широки и разносторонни. Чтобы соответствовать им, мы скорректировали работу практически каждого подразделения как в части документооборота, так и в части производства.

Если рассматривать порт как живой организм, то стандарт ISO 14001:2015 интегрирован в каждую его клетку.

«МП»: Каковы планы компании по реализации экологической программы на 2019 год?

– Планы на 2019 год являются продолжением той работы, которую мы вели в 2018 году. Например, сертификат соответствия системы экологического менеджмента ISO 14001:2015, о котором я сказал, – это такая история, в которую мы вошли всерьез и надолго. Теперь наша задача соответствовать данному стандарту – мы обязаны подтверждать его, а значит, снижать планку не имеем права.

Помимо этого, рассматриваем участие в проекте «Чистый порт», проводимом Международным экологическим фондом «Чистые моря», где учитывается комплексное влияние деятельности портов на состояние окружающей среды.

Важным и знаковым проектом 2019 года для нас является возведение по периметру производственной площадки уникального пылеветрозащитного экрана с перфорацией полотна 30%, высотой 20 метров и протяженностью около 2 километров. У него две задачи: снижение скорости ветра и улавливание любых частиц, которые даже при минимальном ветре имеют возможность переместиться на какое-то расстояние. С возведением экрана мы рассчитываем решить проблему эрозии сыпучих материалов и влияния порта на близлежащую территорию. Первый этап строительства завершится уже в ближайшие месяцы, а полное окончание намечено на 2020 год.

Морские порты №1 (2019)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Уникальный для России танкер-стотонник на газу заложили на стапеле «Звезды»

Уникальный для России танкер-стотонник на газу заложили на стапеле «Звезды» Это уже четвертый из 12

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Потери РЖД из-за перевозки зерна от нового порта Дальнего Востока возместит Минсельхоз

Потери РЖД из-за перевозки зерна от нового порта Дальнего Востока возместит Минсельхоз «Вводим субсидии на восточное направление по транспортировке»

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

Авто транспорт

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...