Синергия в реализации экопрограммы ММТП

27.05.2019  
Синергия в реализации экопрограммы ММТП

В прошлом году председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, предписывающее стивидорам использовать наилучшие доступные технологии (НДТ) при перевалке угля в морских портах для снижения вредных выбросов. Борьба с угольной пылью и обсуждение на разных профессиональных площадках проблемы пылеподавления при производстве ПРР на угольных терминалах началась несколькими годами раньше с подачи президента РФ Владимира Путина.

Между тем в ходе обсуждений неоднократно звучало, что опыт АО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) в решении данной проблемы признается одним из наиболее прогрессивных в отрасли. Об этом и о масштабной экологической программе стивидорной компании в интервью журналу «Морские порты» рассказал генеральный директор АО «Мурманский морской торговый порт» Александр Масько.

«МП»: Александр Вадимович, с чего начинается экологическая защита в порту? Как обстоят дела с сокращением выбросов при перевалке угля, какими цифрами характеризуется ситуация и какие цели Вы перед собой ставите?

– Несколько лет назад мы разработали масштабную экологическую программу предприятия, которая ориентировалась на внедрение наилучших доступных технологий. Ее формированию предшествовал период детального изучения мирового опыта деятельности портов Японии, Китая, Канады, Австралии, естественно, с учетом его адаптации к специфике работы в арктических условиях, потому что таких сложных условий и такого высокого уровня экологической ответственности, как в Арктике, в южных широтах нет.

Общая стоимость программы составляет более 3 млрд рублей. В 2017 году предприятием было инвестировано 721,7 млн рублей, в 2018-м – 1,08 млн. Это дало возможность существенно сократить объемы выбросов от сыпучих грузов.

Приведу пример. В 2016 году объем выбросов пыли при перевалке угля в ММТП составлял 44,7 тонны. Уже в 2017-м мы снизили этот показатель до 18,7 тонны, а в 2018-м – до 18,2. Но и это еще не предел – рассчитываем, что в 2019 году объем выбросов пыли будет сокращен и составит менее 10 тонн в год. Это задача, которую мы поставили перед собой.

В ходе реализации экологической программы ММТП стал инициатором внедрения новейших разработок. При этом показательно, что сокращение выбросов происходит параллельно с плановой работой порта. Так что мы еще и демонстрируем пример сочетания экономической эффективности с растущими экологическими требованиями. Как показывает наш опыт, одно другому не противоречит.

Нашей главной целью в этой работе является минимизация негативного воздействия на окружающую среду, повышение санитарной и экологической безопасности в морском порту и на прилегающих территориях при перевалке и хранении сыпучих грузов, что, собственно, и было предписано решением Правительства РФ.

«МП»: Расскажите подробней о конкретных направлениях экологической программы и результатах ее реализации.

– Экологическая программа ММТП включает в себя 12 направлений, каждое из которых дополняет друг друга и позволяет добиваться синергетического эффекта. Мы разработали своеобразную матрицу, исходя из стоящих перед нами задач, часть содержащихся в ней мероприятий уже реализована, другие – в стадии активной работы.

Одним из важных её элементов является система экологического прогнозирования, которая стала нашим ноу-хау и которой сегодня нет ни в одном порту РФ. Ее частью является экологическая диспетчерская, созданная на предприятии.

В режиме он-лайн мы будем измерять целый ряд параметров. Для этого установим 12 датчиков шума и столько же приборов для измерения концентрации взвешенных веществ, которые будут измерять такие показатели, как TSP, PM-10, PM-2,5. Плюс будут работать датчики сбора метеоданных: атмосферного давления, влажности воздуха, направления и скорости ветра, температуры воздуха, наличия и прогнозирования осадков. Также источниками информации станут анализатор газов и два прибора, определяющих влажность угля.

На основе этих данных делается прогноз рассеивания взвешенных частиц. Если этот прогноз не слишком благоприятен, то будут приниматься все необходимые меры, чтобы избежать распространения пыли – от доставки к месту выгрузки дополнительных туманообразующих пушек до приостановления разгрузки вагонов, погрузки судов, пока погодные условия не улучшатся.

Действенным методом очистки воздуха стало орошение, для которого в порту используется 17 снеготуманообразующих водяных пушек. Их установка была завершена в конце 2018 года. Большего числа пушек также нет ни в одном порту РФ. С помощью этих пушек в местах хранения и перевалки навалочной продукции создается завеса из микроскопических частиц обычной пресной воды в теплое время года, а зимой – из мелкого влажного снега. Радиус действия одной такой «пушки» – около 100 метров, но с учетом ветра площадь орошения технологической площадки увеличивается в несколько раз.

В 2018 году началась промышленная эксплуатация системы орошения дробильно-сортировочных комплексов.

В прошлом году внедрена система обработки штабелей поверхностно-активными веществами, которые проникают в сыпучий материал и образуют так называемую корочку, благодаря которой даже при ветреной погоде пыль со штабеля практически не поднимается.

Кроме того, перегрузочная техника снабжена грейферами с увеличенным объемом, что позволило снизить количество погрузочно-разгрузочных операций. При этом используется более низкое опускание грейфера при погрузке угля на суда, чтобы навалочные грузы не вызывали пыления.

Недавно ММТП приобрел шведский вакуумный пылесос-погрузчик, который позволяет убирать любую просыпь и пыль на территории порта. Пылесос имеет телескопическую стрелу, позволяющую очищать территорию даже там, куда не может подъехать машина. На очереди поступление еще одного такого погрузчика.

Помимо всего, внедрена уникальная система орошения автомобильной дороги, что существенно снижает пыление как на дорожном полотне, так и на припортовых территориях.

«МП»: Каким экологическим стандартам сегодня соответствует деятельность ММТП? Насколько серьезную работу пришлось проделать?

– В конце 2018 года ММТП получил сертификат ISO 14001:2015. Тем самым компания подтвердила соответствие своей деятельности международной системе экологического менеджмента.

Однако фактически международный экологический стандарт был внедрен на предприятии еще до получения сертификата, поскольку выполнить все его требования без системной работы невозможно. Требования ISO достаточно широки и разносторонни. Чтобы соответствовать им, мы скорректировали работу практически каждого подразделения как в части документооборота, так и в части производства.

Если рассматривать порт как живой организм, то стандарт ISO 14001:2015 интегрирован в каждую его клетку.

«МП»: Каковы планы компании по реализации экологической программы на 2019 год?

– Планы на 2019 год являются продолжением той работы, которую мы вели в 2018 году. Например, сертификат соответствия системы экологического менеджмента ISO 14001:2015, о котором я сказал, – это такая история, в которую мы вошли всерьез и надолго. Теперь наша задача соответствовать данному стандарту – мы обязаны подтверждать его, а значит, снижать планку не имеем права.

Помимо этого, рассматриваем участие в проекте «Чистый порт», проводимом Международным экологическим фондом «Чистые моря», где учитывается комплексное влияние деятельности портов на состояние окружающей среды.

Важным и знаковым проектом 2019 года для нас является возведение по периметру производственной площадки уникального пылеветрозащитного экрана с перфорацией полотна 30%, высотой 20 метров и протяженностью около 2 километров. У него две задачи: снижение скорости ветра и улавливание любых частиц, которые даже при минимальном ветре имеют возможность переместиться на какое-то расстояние. С возведением экрана мы рассчитываем решить проблему эрозии сыпучих материалов и влияния порта на близлежащую территорию. Первый этап строительства завершится уже в ближайшие месяцы, а полное окончание намечено на 2020 год.

Морские порты №1 (2019)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Парусное судно и каяк перевернулись на Новосибирском водохранилище, спасены четверо спортсменов

Парусное судно и каяк перевернулись на Новосибирском водохранилище, спасены четверо спортсменов Четверых спортсменов-любителей с опрокинувшихся каяка и парусного судна спасли сотрудники спасательн...

Освобождение до суда украинских моряков допустила их защита

Освобождение до суда украинских моряков допустила их защита 24 украинских моряка, которые находятся под арестом после инцидента 25 ноября в Керченском проливе, ...

Российская экономика

Льготы для Арктики потребуют компенсации выпадающих доходов бюджета

Льготы для Арктики потребуют компенсации выпадающих доходов бюджета Принятие законопроекта о поддержке проектов в Арктике, подготовленного министерством по развитию Дал...

Илья Шестаков: важно создать такую отрасль, в которую хотелось бы инвестировать

Илья Шестаков: важно создать такую отрасль, в которую хотелось бы инвестировать Вопросы капитализации российской рыбной отрасли, достоверной оценки ее стоимости и макроэкономически...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

Морской порт Санкт-Петербург внедрил новое экологическое оборудование

Морской порт Санкт-Петербург внедрил новое экологическое оборудование В рамках реализации экологической программы АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в ...

Балтийская регата как неформальная площадка для знакомства бизнеса с портом Усть-Луга

Балтийская регата как неформальная площадка для знакомства бизнеса с портом Усть-Луга О проблемах роста, привлечения инвесторов, о действующих терминалах и перспективах развития порта жу...




Морской транспорт

РС опубликовал новую редакцию Правил классификации и постройки судов для перевозки сжиженных газов наливом

РС опубликовал новую редакцию Правил классификации и постройки судов для перевозки сжиженных газов наливом На сайте Российского морского регистра судоходства опубликована новая редакция Правил классификации ...

На СНСЗ заложен седьмой корабль противоминной обороны

На СНСЗ заложен седьмой корабль противоминной обороны 12 июля на Средне-Невском судостроительном заводе (входит в состав Объединённой судостроительной...

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

АО «ФГК» выходит на новый уровень логистических услуг

АО «ФГК» выходит на новый уровень логистических услуг АО «ФГК» в рамках развития сотрудничества с одним из своих стратегических партнеров – АО «ЛСР. Базов...

Улан-Удэнский ЛВРЗ «ЛокоТех» освоил ремонт новой серии электровоза

 Улан-Удэнский ЛВРЗ «ЛокоТех» освоил ремонт новой серии электровоза Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод (УУ ЛВРЗ, входит в Группу компаний «ЛокоТех») ...

Авто транспорт

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Реконструкцию шоссе, связывающего торговый порт с Магаданом, намерены завершить в 2019 году

Реконструкцию шоссе, связывающего торговый порт с  Магаданом, намерены завершить в 2019 году Работы на обрушающемся участке Портового шоссе - единственной дороге, связывающий морской торговый п...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Суда без экипажей: перспективы и варианты

Суда без экипажей: перспективы и варианты Развитие информационных технологий формирует глобальную тенденцию на автономизацию производственных ...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...