Рекордная навигация в Пассажирском порту Санкт-Петербург - Морские вести России

Рекордная навигация в Пассажирском порту Санкт-Петербург

16.03.2018

Рекордная навигация в Пассажирском порту Санкт-Петербург

Навигация 2017 года стала для АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» особенно успешной. Начиная с 2008 года, был побит рекорд морских пассажирских перевозок: за период навигации пассажирский порт принял 247 круизных лайнеров и 2 паромных судна, на борту которых в Санкт-Петербург прибыло 562682 пассажира. Об итогах работы, планах и перспективах на ближайшее будущее журналу «Морские порты» рассказывает генеральный директор АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Вадим Каширин.

«МП»: Вадим Анатольевич, круизная навигация 2017 года завершена. Как она прошла по сравнению с прошлым годом, каковы показатели пассажирских перевозок?

– Летняя навигация 2017 года была завершена 17 октября заходом круизного судна AIDAvita компании Carnival Corporation. За период навигации Пассажирский порт Санкт-Петербург принял 247 круизных лайнеров и 2 паромных судна, на борту которых в Санкт-Петербург прибыло 562682 пассажира.

Круизный сезон в этом году был торжественно открыт губернатором Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко 2 мая, когда в порт впервые зашло новейшее судно Viking Sky компании Viking Ocean Cruises.

Пассажирская навигация 2017 года стала для нас рекордной за всю историю работы пассажирского порта, начиная с 2008 года. По результатам навигации пассажиропоток круизных линий и количество судозаходов по сравнению с показателями 2016 года увеличились на 23% и 19% соответственно.

Хочу отметить, что в соответствии с уже сформированным расписанием судозаходов на 2018 год мы также ожидаем новых рекордов, так как прогнозируется рост по сравнению с этим годом: судозаходы – на 8%, или 263 судозахода, пассажиропоток – на 6%, или 598863 пассажира.

8 июня 2017 года одновременно порт в один день принял 17911 пассажиров, что также является рекордом, поскольку максимальная расчетная пропускная способность порта составляет 18000 человек в день, то есть мы фактически достигли предела наших возможностей по данному показателю. При этом хочу отметить, что в настоящее время, учитывая растущий интерес круизных линий к Санкт-Петербургу, совместно с ними мы разработали механизм, позволяющий и в дальнейшем наращивать пассажиропоток при значительной нагрузке на существующую портовую инфраструктуру без ущерба времени пребывания туристов в нашем городе.

Конечно, для нас очень важно не останавливаться на достигнутом, а всегда развиваться и повышать качест-во услуг, оказываемых судам и пассажирам, в том числе обеспечивать максимальную безопасность и комфортные условия для пассажиров круизных судов.

«МП»: С какими линиями в этом году работал Пассажирский порт «Морской фасад»? Какие у них, возможно, есть или были претензии по обслуживанию в Пассажирском порту?

– Санкт-Петербург по праву считается одной из круизных столиц мира за разнообразие туристских программ и высочайший уровень сервиса в любое время года, что, безусловно, привлекает круизные линии практически всех брендов.

Претензий у круизных линий в час-ти обслуживания в нашем порту не возникает, так как «Морской фасад» строили именно для того, чтобы создать действительно современную специализированную инфраструктуру с наилучшими условиями для пребывания круизных судов и их пассажиров. Инфраструктура порта не просто сопоставима, а превосходит другие европейские порты.

Созданные условия навигации и параметры подходного канала обеспечивают быстрый и безопасный заход судов в акваторию порта и швартовку. Всего за 10 минут после швартовки судно подключается к береговым сетям, размещенным непосредственно в патерне причалов в соответствии с экологическими нормами. Порт располагает собственной станцией по доочистке воды, которой бункеруются суда. Ряд причалов также оборудован инфраструктурой по предоставлению судам берегового электропитания. Услуги, оказываемые нашей компанией, соответствуют требованиям системы экологического менеджмента по стандартам ISO 14001:2004, что ежегодно подтверждается независимым классификационным и сертификационным обществом Det Norske Veritas.

Что касается туроператоров, то им мы оказываем услуги по предоставлению транспортной инфраструктуры, предлагаем в аренду офисные помещения и т.д. В порту также имеется собственная вертолетная площадка (хелипорт), на которой в этом году было осуществлено более 150 взлетов-посадок. Одной из важных задач компании является расширение услуг.

Весьма объективным критерием качества услуг, оказываемых в порту, является тот факт, что порт на регулярной основе занимает лидирующие места в рейтингах, формируемых наиболее значимыми ассоциациями в сфере круизного бизнеса, такими как CLIA (Cruise lines international association) и Cruise Europe. Также совместно с СПбГУ компания на ежегодной основе проводит соцопрос с целью выявления уровня удовлетворенности пассажиров и круизных линий. В 2017 году показатель удовлетворенности составил 89,93% для пассажиров и 91,07% для линий, показав рост в сравнении с прошлогодним результатом по обеим позициям.

«МП»: Какие суда заходят в Санкт-Петербург – их характеристика, уровень комфорта, класс, примерная стоимость тура? Пассажиры каких стран интересуются турами в Россию?

– На сегодняшний день Пассажирский порт Санкт-Петербург является основным терминалом для приема круизных судов в Санкт-Петербурге. Более 75% заходов всех круизных судов и более 95% пассажиров, прибывающих в наш город на борту этих судов, принимает именно наш порт. Поэтому к нам заходят суда самого разного класса – от новейших люксовых до огромных лайнеров, вмещающих более 4000 пассажиров на борту.

Одним из самых роскошных лайнеров, заходивших в порт в эту навигацию, является судно Viking Sky компании Viking Ocean Cruises. Это новейшее круизное судно премиум-класса, оснащенное самыми современными технологиями, на борту которого даже самые искушенные пассажиры смогут найти развлечения на любой вкус: бассейны, фитнес- и СПА-центры, собственный театр, а также рестораны и бары.

Этот круизный лайнер совсем новый, он был построен на судостроительной верфи Fincantieri в Италии и спущен на воду в 2016 году. Пассажировместимость судна составляет 930 человек, а экипаж насчитывает более 500 человек. Интерьеры лайнера выполнены в скандинавском стиле. Стоимость круиза на таком судне в Балтийском регионе начинается от 5000 долларов США и выше в зависимости от типа каюты и желаний туристов.

В следующем году мы также ожидаем ряд заходов еще одного ультрасовременного судна компании Viking Ocean Cruises такого же класса, но уже 2017 года постройки – Viking Sun, являющегося близнецом судов Viking Sky, Viking Star и Viking Sea.

Судно MSC Fantasia стало крупнейшим круизным судном, когда-либо заходившим в Пассажирский порт Санкт-Петербург. Это первый лайнер в своем классе, он был построен в 2008 году. Судно длиной 333 метра имеет 18 палуб, на которых расположено 1637 кают для 4363 пассажиров. Круизы на таком лайнере стоят дешевле – от 600 долларов США, потому что ориентированы на молодых активных путешественников и семьи с детьми. На борту судна есть аквапарк, веревочный город, скалодром и другие развлечения для активного отдыха. Таким образом, каждый выбирает себе круизную компанию и судно, исходя из собственных возможностей, интересов и цели путешествия.

По результатам прошедшего круизного сезона к нам прибывают жители ФРГ (31%) и США (19%), чуть меньшее количество – это граждане Соединенного Королевства (13%). Среди прочих наибольшие доли имеют Испания – 7% и Италия – 5%, ощутимо вырос приток круизных туристов из Китая. К настоящему моменту порт принял граждан из более чем 180 стран, то есть практичес-ки со всего мира.

Согласно статистике, более 70% путешественников выбирают балтийский круиз только в случае, если в маршрут включен Санкт-Петербург. В дополнение к насыщенной культурной программе посещение России в рамках круиза является столь популярным во многом и по причине действующих визовых льгот. Согласно законодательству Российской Федерации, туристы могут находиться на территории РФ без визы в течение 72 часов, являясь частью организованной туристской группы, в случае прибытия на борту морского пассажирского судна.

«МП»: Как организована система пропуска пассажиров и их багажа через госграницу? В целом как организован сервис в порту для приема/отправки пассажиров?

– В настоящий момент Пассажирский порт Санкт-Петербург функционирует в качестве транзитного порта. Это означает, что круизные лайнеры с пассажирами на борту заходят в Санкт-Петербург на несколько суток в рамках круиза по Балтийскому региону. Живут и ночуют пассажиры во время такой стоянки исключительно на лайнере, поэтому вопросы, связанные с пропуском багажа через госграницу, в порту возникают редко.

Тем не менее, отметим, что у нас действуют точно такие же правила по проверке багажа, как в аэропорту Пулково, когда сотрудники службы безопасности проверяют вещи при помощи специального досмотрового оборудования. Инфраструктура Пассажирского порта Санкт-Петербург отвечает всем международным стандартам, а также требованиям российского законодательства в области транспортной безопасности.

Современные мощности порта с пропускной способностью более 2 млн пассажиров в год позволяют принимать до 7 судов и 18000 круизных пассажиров в день, каждый из которых тратит в среднем не более 40 секунд для прохождения границы. Благодаря специальной архитектуре зданий морских вокзалов, в пограничной зоне в общей сложности размещены 116 кабин для прохождения паспортного контроля.

На каждом вокзале для пассажиров предоставлены все необходимые услуги: кафе, сувенирные магазины, магазины Duty Free на причале, почтовые отделения, стойки заказа такси и информационные стойки, автоматы по продаже напитков и еды, а также банкоматы. Важно отметить, что инфраструктура Пассажирского порта Санкт-Петербург полностью оборудована для обеспечения комфортного пребывания маломобильных групп населения.

«МП»: Расскажите о нестандартных ситуациях в порту, произошедших в этом году? Что приходилось Вам предпринимать в этих условиях? Какие ошибки были допущены и какие выводы из них сделаны?

– В этом году одной из новых для нас ситуаций стало проведение 15 августа эксперимента по регулированию въезда транспортных средств туроператоров на территорию Пассажирского порта. К нему мы давно готовились с учетом значительного роста размерений судов и количества судозаходов. Мы считаем, что новая система позволит распределить нагрузку на инфраструктуру порта, сократить очереди при прохождении государственных контрольных процедур и избежать задержек отправления экскурсионных туров.

Хочу сказать, что АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» помимо своей основной деятельности активно занимается реализацией многочисленных образовательных, социальных и спортивных проектов, многие из которых состоялись или состоятся в порту впервые. Так, на территории Пассажирского порта Санкт-Петербург впервые пройдет Международный спортивный форум Sport Leaders Global Forum – мероприятие, призванное объединить лидеров бизнеса и спорта со всего мира для обсуждения актуальной проблематики спортивной отрасли и налаживания взаимовыгодных бизнес-связей.

Также в 2017 году территория порта уже в шестой раз стала площадкой для организации традиционного спортивного праздника «Морская миля», в рамках которого были впервые организованы международная яхтенная регата, фестиваль гребли на реке Смоленке, а также соревнования в уже ставших традиционными спортивных дисциплинах.

Помимо этого, в 2017 году порт принял ежегодную встречу Клуба знаменитых чемпионов и церемонию посвящения в студенты ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова. Также в Пассажирском порту Санкт-Петербург отметило свое 30-летие легендарное учебное парусное судно «Мир».

Особо хотим выделить новую совместную инициативу нашей компании и Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга о проведении новогодней ярмарки на территории порта, которую в прошлые зимние каникулы посетило значительное количество петербуржцев и гостей города. Со 2 по 7 января посетители абсолютно бесплатно катались с самой высокой снежной горки в городе, устраивали заезды на вездеходах, участвовали в мастер-классах и смотрели новогодние выступления.

В связи с положительными откликами посетителей мероприятия в этом году наша компания совместно с комитетом также планирует организацию ярмарки и развлекательных мероприятий на территории порта.

Как видите, круизный туризм в Санкт-Петербурге активно развивается. Это в первую очередь связано с устойчивым ростом интереса иностранных граждан к нашему прекрасному городу, который уже второй год подряд получает звание лучшего туристического направления мира и удостаивается самой престижной в мире награды в области туриндустрии World Travel Awards.

Санкт-Петербург уже второй год подряд, по мнению крупнейшего портала круизной отрасли Cruise Critic, занимает первое место в номинации Cruisers' Choice Destination Awards как лучшее круизное направление и возглавляет пятерку самых рейтинговых портов Балтики и Скандинавии.

«МП»: На каком месте в рейтинге пассажирских терминалов сегодня находится «Морской фасад» среди мировых круизных портов? Что его отличает от других мировых морских столиц?   

– Санкт-Петербург – одна из самых востребованных круизных дестинаций мира, и интерес к городу из года в год только растет. Ключевое слово здесь, конечно же, Санкт-Петербург. Город входит в топ-15 направлений мира 2017 года по версии сайта TripAdvisor. Благодаря динамичным темпам развития круизного туризма Санкт-Петербург в 2015-2016 годах был назван лучшим круизным направлением Европы (Cruise Insight).

Также по результатам голосования членов ассоциации Cruise Europe было определено, что Санкт-Петербург станет местом проведения конференции Cruise Europe, которая пройдет с 24 по 26 апреля 2018 года. Данная конференция – одно из наиболее значимых международных мероприятий в области круизной индустрии, и тот факт, что представители ассоциации выбрали местом проведения Санкт-Петербург, сам по себе является признанием для города и порта.

Что касается терминала, то он, как уже говорилось, является одним из наиболее современных терминалов в Европе.

«МП»: Над чем Вы сейчас работаете, чтобы Пассажирский порт «Морской фасад» стал еще лучше в плане обслуживания судов и клиентов?

– Нашим предприятием совместно с администрацией города реализуется целый ряд проектов, направленных как на увеличение туристской привлекательности Санкт-Петербурга и Балтийского региона, так и на постоянное улучшение качества обслуживания судов и пассажиров в порту.

Как ранее говорилось, сейчас наш порт – транзитный. Однако любой желающий может присоединиться к путешествию, осуществив подсадку на судно в Санкт-Петербурге. По статистике за 2017 год 13281 пассажир (преимущественно граждане РФ) начал или закончил круиз в Санкт-Петербурге.

Организация на базе Пассажирского порта полноценного порта начала и окончания круизов является одной из основных целей для города и нашей компании. Однако с учетом того, что подавляющее большинство морских туристов не являются жителями России, для реализации данного проекта необходимо решить вопросы по снятию существующих административных барьеров для въезда иностранных граждан на территорию РФ. Снятие указанных ограничений, а также решение вопросов транспортной логистики для иностранных туристов, желающих посетить Санкт-Петербург с последующей отправкой в круиз по Балтийскому и Северному морям, позволят организовать возможность регулярной отправки туристов на пассажирских судах из Санкт-Петербурга, значительно увеличить пассажиро-оборот морского порта и приумножить поступления в бюджет города за счет увеличения времени пребывания туристов в Санкт-Петербурге.

Новый толчок к развитию этот проект может получить в случае установления 72-часового безвизового режима для туристов, которые прибывают в город на воздушных судах. Указанная инициатива уже поддержана губернатором Санкт-Петербурга и направлена на рассмотрение Президенту РФ.

Также отметим, что на данный момент единственным отечественным судовым оператором на Балтике является Moby SPL (ранее – St. Peter Line). Однако в связи с недавней реорганизацией компании в регионе было оставлено только одно судно – «Принцесса Анастасия».

С учетом этого порт рассматривает возможность реализации проекта по созданию региональной пассажирской судоходной компании. Создание такой компании позволит повысить узнаваемость России за рубежом и увеличить популярность Санкт-Петербурга как мировой туристской дестинации, а также обеспечит полную круглогодичную загрузку инфраструктуры Пассажирского порта Санкт-Петербург.

Принимая во внимание тенденцию к повышению пассажировместимости круизных судов и увеличению их размерений, в конце 2015 года по результатам проведения конкурсной процедуры наша компания заключила договор на проектирование выносных палов у причала №7, что позволит увеличить длину причального фронта и осуществлять одновременную постановку двух судов длиной 333 метра у причалов №6 и №7. В соответствии с графиком в начале следующего года запланировано начало работ по строительству выносных палов, а завершение I этапа строительства намечено на конец 2018 года.

Сейчас совместными усилиями администрации города и АО разрабатывается стратегия создания в Санкт-Петербурге Центра международного круизного туризма. Главным элементом этого проекта станет «Морской фасад».

Также необходимо отметить перспективу по расширению зоны деятельности компании, в том числе передачи под ее управление Морского вокзала Санкт-Петербурга, где сейчас швартуются паромные суда. Это позволит как увеличить количество причалов, так и оптимизировать управленческие процедуры за счет создания единого оператора.

Все инициативы АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» реализуются совместно и при полной поддержке правительства города. Администрация Санкт-Петербурга и Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга всегда активно участвуют в развитии круизного туризма в нашем городе, за что отдельно хочу выразить им благодарность.

Морские порты №8 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ