10 лет специальным программам тренажерной подготовки - Морские вести России

10 лет специальным программам тренажерной подготовки

29.01.2018

10 лет специальным программам тренажерной подготовки

Развитие учебно-тренажерной подготовки моряков в целом соответствует потребностям судоходной отрасли. Сегодня в отрасли функционируют порядка 70 учебно-тренажерных центров (УТЦ) в различных городах страны. Конкурентная среда позволяет и качество подготовки держать на уровне, и не допускать дефицита услуги. Во многом благодаря УТЦ Россия остается в белом списке стран, полностью выполняющих требования международных конвенций. Среди них свое место на рынке специальных программ тренажерной подготовки успешно занимает и учебно-тренажерный центр «Приско».

О том, что входит в комплекс тренажерной спецподготовки по швартовым операциям в порту Пригородное, особенностях терминала, возможностях обучения и новых специальных программах тренажерной подготовки в интервью «МФ» рассказал директор УТЦ Сергей Вихарев.

«МФ»: Сергей Иванович, что включает в себя комплекс специальной тренажерной подготовки по швартовым операциям применимо к порту Пригородное (Сахалин)?

– Программа навигационной тренажерной подготовки по швартовым операциям к экспортным терминалам порта Пригородное – терминалу по отгрузке сжиженного газа (LNG Jetty) и выносному терминалу по отгрузке нефти (TLU) была разработана специалистами учебно-тренажерного центра «ПРИСКО» по заказу компании Sakhalin Energy Investment Company Ltd. («Сахалин Энерджи»). Программа совмещает лекционный материал с отработкой на навигационном симуляторе тренажерных упражнений, разработанных на основании практических руководств. Пятидневный курс подготовки по швартовым операциям включает такие разделы, как:

– факторы влияния на управление судном;

– приемка лоцмана;

– использование буксиров и подруливающих устройств;

– технология швартовых операций к терминалам LNG и TLU. Отработка швартовых операций в различных погодных условиях, включая ледовые условия, течения, швартовки в дневных/ночных условиях и т.д.;

– национальные и международные правила, требования компании.

Сценарии тренажерных упражнений оценивались и выверялись экспертами заказчика на соответствие реальным практическим процедурам. Первый тренажерный курс обучения по швартовым операциям был проведен в июне 2007 года.

«МФ»: Чем отличаются характеристики терминала Пригородный от других терминалов, что пришлось учесть в разработке специальных программ тренажерной подготовки по швартовым операциям?

– Для проведения курса навигационной тренажерной подготовки выполнена натурная фото- и видеосъемка района порта Пригородное, на основании которой была создана математическая модель визуализации района швартовых операций, включая навигационное обеспечение и портовые средства. Для реализации сценариев зимней навигации активно используются возможности навигационного тренажера по симуляции различных условий ледовой обстановки.

«МФ»: Существуют ли какие-либо заметные особенности в проводке судов, швартовке, постановке к причалу, устройстве терминала, которые отличают его от других LNG-терминалов?

– При создании сценариев швартовых операций учитывались реальные природные условия, характерные для залива Анива. Упражнения разработаны для различных сезонов и учитывают типичные для данного района направления течений и ветров, максимально допустимые для проведения швартовых операций условия волнения, ветра и ледовой обстановки. Согласно требованиям практического руководства, упражнения по швартовкам предусматривают использование до четырех портовых буксиров ASD-типа.

При отработке подобных задач используется весь потенциал навигационного комплекса УТЦ «ПРИСКО», включающий возможность одновременного интерактивного использования трех навигационных мостиков, позволяющих отрабатывать в масштабе реального времени взаимодействия команды танкера, буксиров обеспечения и/или ледоколов.

Принимая во внимание ледовые условия, характерные для зимней навигации в заливе Анива, заказчику был также предложен курс навигационной тренажерной подготовки по плаванию в ледовых условиях. Курс включает лекционный материал, объясняющий физику льдообразования, специфические особенности различных видов льда, методику по управлению судном в ледовых условиях, рекомендованную для одиночного плавания и плавания в составе каравана. Основу курса составляют практические упражнения, нацеленные как на привитие навыков по безопасному управлению собственным судном в ледовых условиях, так и на отработку взаимодействия с судами обеспечения (ледоколами и ледовыми буксирами). Три интегрированных активных мостика навигационного тренажерного комплекса позволяют успешно реализовывать такие сложные сценарии, как проводка танкера в сопровождении двух ледоколов, ледокольное обеспечение и ледовый менеджмент с использованием ледовых буксиров при проведении швартовых операций и т.д.

В 2017 году учебно-тренажерный центр «ПРИСКО» модернизировал курсы ледовой подготовки и в мае успешно прошел международную аккредитацию на их соответствие курсам подготовки судоводителей к плаванию в полярных водах. Аудит на предмет соответствия обучения положениям Правила V/4 МК ПДНВ и требованиям разделов А-V/4, B-V/g Кодекса ПДНВ проведен классификационным обществом Nippon Kaiji Kyokai (Class NK). По результатам проведенной проверки и оценки УТЦ «ПРИСКО» получил свидетельства об аккредитации базового и расширенного курсов подготовки экипажей судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Basic training for ships operating in polar waters, Advanced training for ships operating in polar waters).

Аудиторы Class NK оценили соответствие учебных программ, методического обеспечения, системы стандартов качества, квалификации инструкторского состава, применяемого тренажерного оборудования и иных средств обучения действующим стандартам Class NK по освидетельствованию учебно-тренажерных программ подготовки моряков и принятым ИМО в ноябре 2016 г. поправкам в Конвенцию ПДНВ (Правило V/4).

«МФ»: Смогут ли капитаны и офицеры из других судоходных компаний, которые будут работать на терминале, проходить подготовку в тренажерном центре «ПРИСКО»?

– Согласно требованиям заказчика тренажерной программы подготовки по швартовым операциям в порту Пригородное компании «Сахалин Энерджи», данный курс является обязательным для лоцманов и муринг-мастеров. Также компания рекомендует судовладельцам, участвующим в проекте «Сахалин-2», обеспечить обучение по данной программе капитанов и старших помощников танкеров и буксиров, задействованных в реализации проекта «Сахалин-2». В этом направлении УТЦ много лет успешно сотрудничает с компаниями СКФ и MOL.

«МФ»: Планируется ли продолжение сотрудничества «Транзаса» и УТЦ «ПРИСКО» по разработке новых специальных программ тренажерной подготовки? Если да, то что они будут включать?

– По заявке учебно-тренажерного центра компания «Транзас» установила панели органов управления для моделирования судов с ASD-установками. В настоящее время специалисты учебного центра, которые прошли обучение по программе Maritime Simulator Instructor combining LNG and ASD Tug Handling в FORCE Technology (Denmark), успешно реализуют программу обучения, нацеленную на отработку задач по управлению ASD-буксирами. Разработаны программы швартовых операций для порта Приморск, для порта Козьмино. Мы считаем развитие специальных программ тренажерной подготовки очень перспективным и необходимым делом для обеспечения безопасности мореплавания.

Морской флот №4 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ