Баланс экологии и экономики - Морские вести России

Баланс экологии и экономики

22.01.2018

Баланс экологии и экономики

В России 2017 год объявлен годом экологии. Вместе с тем, в последнее время российский бизнес, в частности работающий в сфере морской торговли, постоянно предпринимает шаги по снижению негативного влияния на окружающую среду, не дожидаясь проверок и санкций за выбросы загрязняющих и вредных веществ в атмосферу, которые находятся на особом контроле у государства. Об этом на примере Мурманского морского торгового порта корреспонденту «МП» рассказал заместитель генерального директора АО «ЦНИИМФ» Александр Буянов.

«МП»: Александр Сергеевич, ЦНИИМФ изучил ситуацию в акватории Кольского залива, связанную с выбросами судовых двигателей в Мурманском порту. Что именно исследовал ЦНИИМФ, и к каким выводам Вы пришли?

– Исторически порт Мурманск переваливает уголь в больших объемах. В 2012 году стивидорная компания «Мурманский морской торговый порт» была куплена компанией СУЭК («Сибирская угольная энергетическая компания» – на сегодняшний день крупнейшая российская угольная компания. – Прим. ред.). С этого периода начались положительные изменения, а именно: увеличились объемы перевалки, изменился подход к организации работы порта, в том числе к контролю за экологическими вопросами. Это особенно важно, так как порт находится на территории города, что вызвано спецификой Кольского залива и расположением по двум берегам.

Наше экспертное заключение касалось судовых выбросов. Появилось мнение, что в связи с увеличением объемов перевалки угля увеличилось количество заходов судов в порт Мурманск, что, соответственно, привело к значительному увеличению выбросов вредных и загрязняющих веществ судовых двигателей.

Да, объемы перевалки, действительно, увеличились. Что касается числа судозаходов, то эта зависимость не совсем верна. Политика СУЭК за последние пять лет сводилась к увеличению объема партии отгрузки. Если раньше типовым судном в порту Мурманск считался 22-30-тысячник, то сейчас СУЭК довела норму судовой партии до 60-80 тысяч тонн, а в принципе отгружаются и 100-тысячники.

Надо заметить, что это очень сложный процесс. Прежде всего есть ограничения на осадку, есть приливно-отливные явления в порту. Поэтому работа ведется по часам: судно во время прилива должно быть погружено и должно отойти от причала по высокой воде. Технология погрузо-разгрузочных работ в Мурманске отточена на 100%.

«МП»: Что это дало с точки зрения экологии?

– Во-первых, это дало сокращение простоев судов в порту, сокращение швартовных операций. Во-вторых, вместо прежних трех судов в порт теперь заходит одно. Выбросы от судна складываются из трех составляющих: движение судна на ходу, маневры и стоянка. Поэтому, в-третьих, увеличение грузовой партии привело к существенному снижению объемов ходовых и маневренных выбросов, причем уменьшились они в разы. Остались выбросы, которые происходят при стоянке судна у причала.

Понятно, что судно должно питаться энергией, есть судовые дизель-генераторы, они работают. Стояночные выбросы сейчас составляют наибольшую долю от судовых выбросов в порту. Но и тут надо заметить – дизель-генераторы работают от более чистого вида топлива.

Сейчас, в принципе, экологические вопросы находятся на повышенном контроле. Качество топлива изменилось. Если в советские времена судовой двигатель мог работать на тяжелом топливе и, соответственно, выбросы были максимальные, то сейчас используется низкосернистое топливо, что снижает выброс окиси серы (SОх) в атмосферу. А что касается дизель-генераторов, то они в целом имеют низкие показатели по выбросам загрязняющих веществ.

«МП»: И какова ситуация по выбросам в акватории Кольского залива? Что изменилось?

– Мы посмотрели в динамике и количество судозаходов, и объемы выбросов, изучили современный методический подход к оценке объемов выбросов. Есть требования по расчету выбросов – международные, например, конвенция МАРПОЛ. Мы проанализировали не только российскую, но и мировую практику по оценке объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с морских судов.

Заметим, российские нормативные документы по судовым установкам вообще отсутствуют. Все что мы можем использовать – это ГОСТы, связанные со стационарными дизельными установками. Принципиальной разницы нет, поэтому часть показателей рассчитывалось по ним.

С 2010 по 2016 год объемы выбросов в Мурманском порту уменьшились почти в 2 раза. Со 120 тонн в год до чуть менее 60 тонн. Надо понимать, что это очень серьезные цифры, речь идет не о грузах, угле, а о выбросах веществ от сгорания топлива в атмосферу, измеряемых в тоннах. Если брать окись серы, то она составляла 33 тонны в 2010 году, а к 2016 этот показатель упал до 2,2 тонны. Такое улучшение ситуации как раз и обусловлено сокращением числа судозаходов в порт Мурманск и повышением качества топлива.

Наибольший объем выбросов сейчас составляет азот (Nоx). Пока технических ноу-хау в этой области у нас нет. Снижения выбросов азота тоже можно добиться сокращением числа судозаходов. Вероятно, в будущем все будет зависеть от других видов топлива или способов очистки выхлопных газов. Сейчас уже наблюдается положительная тенденция. За исследуемые 6 лет выбросы окиси азота сократились с 58 до 38 тонн, что уже неплохой показатель. Но борьба с азотом продолжается.

Замечательно, что компания СУЭК занимается экологическим мониторингом и контролем. Своими действиями они активно показали себя в борьбе с выбросами в атмосферу. Кроме того, напомню, что для порта, расположенного прямо в городе, проблема выбросов не просто слова на бумажке, от их объемов зависит здоровье горожан. Людям нужно жить в нормальной экологической обстановке.

«МП»: Как Вы считаете, каковы перспективы борьбы отдельных компаний с выбросами в атмосферу в порту?

– Принципиально новых путей сни­жения выбросов пока нет, они просто не придуманы. Есть вариант работы судов от береговой инфраструктуры – получения энергии с берега, что позволит снизить и стояночные выбросы. Но у нас пока в этой сфере нет нормативной базы. И все зависит от договоренностей. Надо понимать, что речь идет о достаточно большом количестве судов различных компаний, с каждой из которых нужно договориться. Нельзя же никого заставить.

В Европе такая практика существует. Они борются за экологию, а для этого снижают портовые сборы, есть штрафные санкции за нарушения различных норм. Если изменить российское законодательство и обязать суда у причала получать электроэнергию с берега, то это будет слишком кардинально. Не все с таким согласятся, а последствия могут быть плачевными для нашей экономики. Это приведет к дополнительным затратам и удорожанию перевозок.

Компания СУЭК делает все, что в ее силах, и двигается в правильном направлении. Если говорить о ее стивидорной структуре – ММТП, то фактически у компании нет рычагов влияния на судовладельцев, использование ими более качественного топлива или современного оборудования на судах. Но как у продающей уголь компании у СУЭК есть определенные договоренности со своими покупателями и поставщиками, и она вольна выбирать более репутационно надежных партнеров или те компании, которые владеют современным флотом.

«МП»: Александр Сергеевич, каковы главные способы снижения объемов вредных выбросов в атмосферу?

– Конечно, методический подход к расчету объема выбросов может быть разным, а значит и результат исследования тоже. Но в данном случае куда больше эти результаты зависят от того оборудования, что установлено на судне: главный двигатель и дизель-генераторы могут быть различного экологического класса. Можно смело утверждать: чем современнее суда, тем меньший ущерб они наносят окружающей среде.

Политика СУЭК, насколько это возможно, в том числе заключается и в привлечении более современных судов в порт Мурманск. Но в этом вопросе многое зависит и от покупателя, и от условий продажи. Покупатель сам предоставляет судно к погрузке. Но есть некие рекомендации и видение ситуации, которые дают большие преференции для современного торгового флота. При этом надо понимать, что курсируют до сих пор и субстандартные суда, которые дымят как паровозы, и, конечно, допускать такое в черте города было бы халатно.

Современное оборудование по экологическим параметрам сейчас уже является неким конкурентным преимуществом. И если раньше найти какую-либо информацию о выбросах дизель-генераторов было практически невозможно и главные характеристики оборудования сводились к перечню видов топлива, на котором оно работает, то сейчас существуют отдельные документы о выполнении международных требований по объемам выбросов.

Компании заверяют, что они их выполняют, не уточняя, правда, насколько: в разы, на 10% или на сотые доли процентов? Но надо учитывать, чем «выше» экология, тем дороже технология.

Сегодня понимание необходимости поиска баланса между экологией и экономикой пришло к российскому бизнесу. На это повлияло широкое общественное мнение, а также ответственность бизнеса за людей, которые трудятся на предприятиях и проживают вблизи размещения производств. Решение экологических проблем занимает большую долю и в деятельности компании СУЭК.

Сейчас, в год экологии, когда проблемы выбросов загрязняющих веществ обсуждаются на высоком уровне, об этом говорит наш президент, эти вопросы приобрели приоритетный характер. А в целом, нужно отметить, что подход стал системным и ситуация, как мне кажется, будет только улучшаться в дальнейшем.

Морские порты №6 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Контейнерные перевозки 2025:Ancheng рекомендует
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ