Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Баланс экологии и экономики

22.01.2018  
Баланс экологии и экономики

В России 2017 год объявлен годом экологии. Вместе с тем, в последнее время российский бизнес, в частности работающий в сфере морской торговли, постоянно предпринимает шаги по снижению негативного влияния на окружающую среду, не дожидаясь проверок и санкций за выбросы загрязняющих и вредных веществ в атмосферу, которые находятся на особом контроле у государства. Об этом на примере Мурманского морского торгового порта корреспонденту «МП» рассказал заместитель генерального директора АО «ЦНИИМФ» Александр Буянов.

«МП»: Александр Сергеевич, ЦНИИМФ изучил ситуацию в акватории Кольского залива, связанную с выбросами судовых двигателей в Мурманском порту. Что именно исследовал ЦНИИМФ, и к каким выводам Вы пришли?

– Исторически порт Мурманск переваливает уголь в больших объемах. В 2012 году стивидорная компания «Мурманский морской торговый порт» была куплена компанией СУЭК («Сибирская угольная энергетическая компания» – на сегодняшний день крупнейшая российская угольная компания. – Прим. ред.). С этого периода начались положительные изменения, а именно: увеличились объемы перевалки, изменился подход к организации работы порта, в том числе к контролю за экологическими вопросами. Это особенно важно, так как порт находится на территории города, что вызвано спецификой Кольского залива и расположением по двум берегам.

Наше экспертное заключение касалось судовых выбросов. Появилось мнение, что в связи с увеличением объемов перевалки угля увеличилось количество заходов судов в порт Мурманск, что, соответственно, привело к значительному увеличению выбросов вредных и загрязняющих веществ судовых двигателей.

Да, объемы перевалки, действительно, увеличились. Что касается числа судозаходов, то эта зависимость не совсем верна. Политика СУЭК за последние пять лет сводилась к увеличению объема партии отгрузки. Если раньше типовым судном в порту Мурманск считался 22-30-тысячник, то сейчас СУЭК довела норму судовой партии до 60-80 тысяч тонн, а в принципе отгружаются и 100-тысячники.

Надо заметить, что это очень сложный процесс. Прежде всего есть ограничения на осадку, есть приливно-отливные явления в порту. Поэтому работа ведется по часам: судно во время прилива должно быть погружено и должно отойти от причала по высокой воде. Технология погрузо-разгрузочных работ в Мурманске отточена на 100%.

«МП»: Что это дало с точки зрения экологии?

– Во-первых, это дало сокращение простоев судов в порту, сокращение швартовных операций. Во-вторых, вместо прежних трех судов в порт теперь заходит одно. Выбросы от судна складываются из трех составляющих: движение судна на ходу, маневры и стоянка. Поэтому, в-третьих, увеличение грузовой партии привело к существенному снижению объемов ходовых и маневренных выбросов, причем уменьшились они в разы. Остались выбросы, которые происходят при стоянке судна у причала.

Понятно, что судно должно питаться энергией, есть судовые дизель-генераторы, они работают. Стояночные выбросы сейчас составляют наибольшую долю от судовых выбросов в порту. Но и тут надо заметить – дизель-генераторы работают от более чистого вида топлива.

Сейчас, в принципе, экологические вопросы находятся на повышенном контроле. Качество топлива изменилось. Если в советские времена судовой двигатель мог работать на тяжелом топливе и, соответственно, выбросы были максимальные, то сейчас используется низкосернистое топливо, что снижает выброс окиси серы (SОх) в атмосферу. А что касается дизель-генераторов, то они в целом имеют низкие показатели по выбросам загрязняющих веществ.

«МП»: И какова ситуация по выбросам в акватории Кольского залива? Что изменилось?

– Мы посмотрели в динамике и количество судозаходов, и объемы выбросов, изучили современный методический подход к оценке объемов выбросов. Есть требования по расчету выбросов – международные, например, конвенция МАРПОЛ. Мы проанализировали не только российскую, но и мировую практику по оценке объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с морских судов.

Заметим, российские нормативные документы по судовым установкам вообще отсутствуют. Все что мы можем использовать – это ГОСТы, связанные со стационарными дизельными установками. Принципиальной разницы нет, поэтому часть показателей рассчитывалось по ним.

С 2010 по 2016 год объемы выбросов в Мурманском порту уменьшились почти в 2 раза. Со 120 тонн в год до чуть менее 60 тонн. Надо понимать, что это очень серьезные цифры, речь идет не о грузах, угле, а о выбросах веществ от сгорания топлива в атмосферу, измеряемых в тоннах. Если брать окись серы, то она составляла 33 тонны в 2010 году, а к 2016 этот показатель упал до 2,2 тонны. Такое улучшение ситуации как раз и обусловлено сокращением числа судозаходов в порт Мурманск и повышением качества топлива.

Наибольший объем выбросов сейчас составляет азот (Nоx). Пока технических ноу-хау в этой области у нас нет. Снижения выбросов азота тоже можно добиться сокращением числа судозаходов. Вероятно, в будущем все будет зависеть от других видов топлива или способов очистки выхлопных газов. Сейчас уже наблюдается положительная тенденция. За исследуемые 6 лет выбросы окиси азота сократились с 58 до 38 тонн, что уже неплохой показатель. Но борьба с азотом продолжается.

Замечательно, что компания СУЭК занимается экологическим мониторингом и контролем. Своими действиями они активно показали себя в борьбе с выбросами в атмосферу. Кроме того, напомню, что для порта, расположенного прямо в городе, проблема выбросов не просто слова на бумажке, от их объемов зависит здоровье горожан. Людям нужно жить в нормальной экологической обстановке.

«МП»: Как Вы считаете, каковы перспективы борьбы отдельных компаний с выбросами в атмосферу в порту?

– Принципиально новых путей сни­жения выбросов пока нет, они просто не придуманы. Есть вариант работы судов от береговой инфраструктуры – получения энергии с берега, что позволит снизить и стояночные выбросы. Но у нас пока в этой сфере нет нормативной базы. И все зависит от договоренностей. Надо понимать, что речь идет о достаточно большом количестве судов различных компаний, с каждой из которых нужно договориться. Нельзя же никого заставить.

В Европе такая практика существует. Они борются за экологию, а для этого снижают портовые сборы, есть штрафные санкции за нарушения различных норм. Если изменить российское законодательство и обязать суда у причала получать электроэнергию с берега, то это будет слишком кардинально. Не все с таким согласятся, а последствия могут быть плачевными для нашей экономики. Это приведет к дополнительным затратам и удорожанию перевозок.

Компания СУЭК делает все, что в ее силах, и двигается в правильном направлении. Если говорить о ее стивидорной структуре – ММТП, то фактически у компании нет рычагов влияния на судовладельцев, использование ими более качественного топлива или современного оборудования на судах. Но как у продающей уголь компании у СУЭК есть определенные договоренности со своими покупателями и поставщиками, и она вольна выбирать более репутационно надежных партнеров или те компании, которые владеют современным флотом.

«МП»: Александр Сергеевич, каковы главные способы снижения объемов вредных выбросов в атмосферу?

– Конечно, методический подход к расчету объема выбросов может быть разным, а значит и результат исследования тоже. Но в данном случае куда больше эти результаты зависят от того оборудования, что установлено на судне: главный двигатель и дизель-генераторы могут быть различного экологического класса. Можно смело утверждать: чем современнее суда, тем меньший ущерб они наносят окружающей среде.

Политика СУЭК, насколько это возможно, в том числе заключается и в привлечении более современных судов в порт Мурманск. Но в этом вопросе многое зависит и от покупателя, и от условий продажи. Покупатель сам предоставляет судно к погрузке. Но есть некие рекомендации и видение ситуации, которые дают большие преференции для современного торгового флота. При этом надо понимать, что курсируют до сих пор и субстандартные суда, которые дымят как паровозы, и, конечно, допускать такое в черте города было бы халатно.

Современное оборудование по экологическим параметрам сейчас уже является неким конкурентным преимуществом. И если раньше найти какую-либо информацию о выбросах дизель-генераторов было практически невозможно и главные характеристики оборудования сводились к перечню видов топлива, на котором оно работает, то сейчас существуют отдельные документы о выполнении международных требований по объемам выбросов.

Компании заверяют, что они их выполняют, не уточняя, правда, насколько: в разы, на 10% или на сотые доли процентов? Но надо учитывать, чем «выше» экология, тем дороже технология.

Сегодня понимание необходимости поиска баланса между экологией и экономикой пришло к российскому бизнесу. На это повлияло широкое общественное мнение, а также ответственность бизнеса за людей, которые трудятся на предприятиях и проживают вблизи размещения производств. Решение экологических проблем занимает большую долю и в деятельности компании СУЭК.

Сейчас, в год экологии, когда проблемы выбросов загрязняющих веществ обсуждаются на высоком уровне, об этом говорит наш президент, эти вопросы приобрели приоритетный характер. А в целом, нужно отметить, что подход стал системным и ситуация, как мне кажется, будет только улучшаться в дальнейшем.

Морские порты №6 (2017)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

Майское столкновение сухогрузов на реке Лена будет расследоваться в рамках уголовного дела о нарушении правил безопасности движения

Майское столкновение сухогрузов на реке Лена будет расследоваться в рамках уголовного дела о нарушении правил безопасности движения Уголовное дело возбуждено по факту столкновения двух грузовых судов на реке Лена в Иркутской области...

Россия усилит эскадру у берегов Сирии новым кораблем с ракетами «Калибр»

Россия усилит эскадру у берегов Сирии новым кораблем с ракетами «Калибр» Новейший малый ракетный корабль Черноморского флота РФ «Вышний Волочек» с крылатыми ракетами «Калибр...

Российская экономика

Россия и Гвинея планируют подписать соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства

Россия и Гвинея планируют подписать соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства Россия и Гвинея планируют подписать межправительственное соглашение о сотрудничестве в области рыбно...

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство

Решения о механизме распределения крабовых квот пока нет, рассматриваются два варианта - Росрыболовство Решение о механизме распределения квот на вылов крабов пока не принято, рассматриваются два варианта...

Транспортная политика

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы

Росрыболовство предложило вывести из офшоров суда для перевозки рыбы В ответ на требования ФСБ прекратить перевозку рыбы иностранными судами Росрыбловство предложило пер...

Морские порты

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства За 6 месяцев текущего года на развитие производства ГК «Туапсинский морской торговый порт» (вход...

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года В I полугодии 2018 года на реализацию социальной программы АО »Таганрогский морской торговый порт» &...




Морской транспорт

В Петербурге стартовали модельные испытания самодвижущейся платформы «Северный полюс»

В Петербурге стартовали модельные испытания самодвижущейся платформы «Северный полюс» Испытания необходимы для определения оптимальной формы и выяснения свойств судна, отметил директор А...

Южнокорейское судостроение - мировой лидер по итогам июля

Южнокорейское судостроение - мировой лидер по итогам июля Агентство Рёнхап сообщает, что по итогам июля 2018 года судостроительным предприятиям Южной Кореи уд...

Речной транспорт

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ 27 июля в Хабаровске состоялось годовое собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспор...

Омский речной порт погасил более 7,5 млн рублей задолженности по зарплате после вмешательства прокуроров

Омский речной порт погасил более 7,5 млн рублей задолженности по зарплате после вмешательства прокуроров Омская транспортная прокуратура выявила нарушения трудового законодательства в ОАО «Омский речной по...

Ж/Д транспорт

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития

РЖД определится с продажей 25% Gefco после утверждения долгосрочной программы развития ОАО «Российские железные дороги» может принять решение о возможной продаже части акций логистической...

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор

Крымская железная дорога планирует выйти на самоокупаемость после 2025 года - гендиректор ФГУП «Крымская железная дорога» (КЖД), которое в настоящее время дотируется из бюджета, план...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...