Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Баланс экологии и экономики

22.01.2018  
Баланс экологии и экономики

В России 2017 год объявлен годом экологии. Вместе с тем, в последнее время российский бизнес, в частности работающий в сфере морской торговли, постоянно предпринимает шаги по снижению негативного влияния на окружающую среду, не дожидаясь проверок и санкций за выбросы загрязняющих и вредных веществ в атмосферу, которые находятся на особом контроле у государства. Об этом на примере Мурманского морского торгового порта корреспонденту «МП» рассказал заместитель генерального директора АО «ЦНИИМФ» Александр Буянов.

«МП»: Александр Сергеевич, ЦНИИМФ изучил ситуацию в акватории Кольского залива, связанную с выбросами судовых двигателей в Мурманском порту. Что именно исследовал ЦНИИМФ, и к каким выводам Вы пришли?

– Исторически порт Мурманск переваливает уголь в больших объемах. В 2012 году стивидорная компания «Мурманский морской торговый порт» была куплена компанией СУЭК («Сибирская угольная энергетическая компания» – на сегодняшний день крупнейшая российская угольная компания. – Прим. ред.). С этого периода начались положительные изменения, а именно: увеличились объемы перевалки, изменился подход к организации работы порта, в том числе к контролю за экологическими вопросами. Это особенно важно, так как порт находится на территории города, что вызвано спецификой Кольского залива и расположением по двум берегам.

Наше экспертное заключение касалось судовых выбросов. Появилось мнение, что в связи с увеличением объемов перевалки угля увеличилось количество заходов судов в порт Мурманск, что, соответственно, привело к значительному увеличению выбросов вредных и загрязняющих веществ судовых двигателей.

Да, объемы перевалки, действительно, увеличились. Что касается числа судозаходов, то эта зависимость не совсем верна. Политика СУЭК за последние пять лет сводилась к увеличению объема партии отгрузки. Если раньше типовым судном в порту Мурманск считался 22-30-тысячник, то сейчас СУЭК довела норму судовой партии до 60-80 тысяч тонн, а в принципе отгружаются и 100-тысячники.

Надо заметить, что это очень сложный процесс. Прежде всего есть ограничения на осадку, есть приливно-отливные явления в порту. Поэтому работа ведется по часам: судно во время прилива должно быть погружено и должно отойти от причала по высокой воде. Технология погрузо-разгрузочных работ в Мурманске отточена на 100%.

«МП»: Что это дало с точки зрения экологии?

– Во-первых, это дало сокращение простоев судов в порту, сокращение швартовных операций. Во-вторых, вместо прежних трех судов в порт теперь заходит одно. Выбросы от судна складываются из трех составляющих: движение судна на ходу, маневры и стоянка. Поэтому, в-третьих, увеличение грузовой партии привело к существенному снижению объемов ходовых и маневренных выбросов, причем уменьшились они в разы. Остались выбросы, которые происходят при стоянке судна у причала.

Понятно, что судно должно питаться энергией, есть судовые дизель-генераторы, они работают. Стояночные выбросы сейчас составляют наибольшую долю от судовых выбросов в порту. Но и тут надо заметить – дизель-генераторы работают от более чистого вида топлива.

Сейчас, в принципе, экологические вопросы находятся на повышенном контроле. Качество топлива изменилось. Если в советские времена судовой двигатель мог работать на тяжелом топливе и, соответственно, выбросы были максимальные, то сейчас используется низкосернистое топливо, что снижает выброс окиси серы (SОх) в атмосферу. А что касается дизель-генераторов, то они в целом имеют низкие показатели по выбросам загрязняющих веществ.

«МП»: И какова ситуация по выбросам в акватории Кольского залива? Что изменилось?

– Мы посмотрели в динамике и количество судозаходов, и объемы выбросов, изучили современный методический подход к оценке объемов выбросов. Есть требования по расчету выбросов – международные, например, конвенция МАРПОЛ. Мы проанализировали не только российскую, но и мировую практику по оценке объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с морских судов.

Заметим, российские нормативные документы по судовым установкам вообще отсутствуют. Все что мы можем использовать – это ГОСТы, связанные со стационарными дизельными установками. Принципиальной разницы нет, поэтому часть показателей рассчитывалось по ним.

С 2010 по 2016 год объемы выбросов в Мурманском порту уменьшились почти в 2 раза. Со 120 тонн в год до чуть менее 60 тонн. Надо понимать, что это очень серьезные цифры, речь идет не о грузах, угле, а о выбросах веществ от сгорания топлива в атмосферу, измеряемых в тоннах. Если брать окись серы, то она составляла 33 тонны в 2010 году, а к 2016 этот показатель упал до 2,2 тонны. Такое улучшение ситуации как раз и обусловлено сокращением числа судозаходов в порт Мурманск и повышением качества топлива.

Наибольший объем выбросов сейчас составляет азот (Nоx). Пока технических ноу-хау в этой области у нас нет. Снижения выбросов азота тоже можно добиться сокращением числа судозаходов. Вероятно, в будущем все будет зависеть от других видов топлива или способов очистки выхлопных газов. Сейчас уже наблюдается положительная тенденция. За исследуемые 6 лет выбросы окиси азота сократились с 58 до 38 тонн, что уже неплохой показатель. Но борьба с азотом продолжается.

Замечательно, что компания СУЭК занимается экологическим мониторингом и контролем. Своими действиями они активно показали себя в борьбе с выбросами в атмосферу. Кроме того, напомню, что для порта, расположенного прямо в городе, проблема выбросов не просто слова на бумажке, от их объемов зависит здоровье горожан. Людям нужно жить в нормальной экологической обстановке.

«МП»: Как Вы считаете, каковы перспективы борьбы отдельных компаний с выбросами в атмосферу в порту?

– Принципиально новых путей сни­жения выбросов пока нет, они просто не придуманы. Есть вариант работы судов от береговой инфраструктуры – получения энергии с берега, что позволит снизить и стояночные выбросы. Но у нас пока в этой сфере нет нормативной базы. И все зависит от договоренностей. Надо понимать, что речь идет о достаточно большом количестве судов различных компаний, с каждой из которых нужно договориться. Нельзя же никого заставить.

В Европе такая практика существует. Они борются за экологию, а для этого снижают портовые сборы, есть штрафные санкции за нарушения различных норм. Если изменить российское законодательство и обязать суда у причала получать электроэнергию с берега, то это будет слишком кардинально. Не все с таким согласятся, а последствия могут быть плачевными для нашей экономики. Это приведет к дополнительным затратам и удорожанию перевозок.

Компания СУЭК делает все, что в ее силах, и двигается в правильном направлении. Если говорить о ее стивидорной структуре – ММТП, то фактически у компании нет рычагов влияния на судовладельцев, использование ими более качественного топлива или современного оборудования на судах. Но как у продающей уголь компании у СУЭК есть определенные договоренности со своими покупателями и поставщиками, и она вольна выбирать более репутационно надежных партнеров или те компании, которые владеют современным флотом.

«МП»: Александр Сергеевич, каковы главные способы снижения объемов вредных выбросов в атмосферу?

– Конечно, методический подход к расчету объема выбросов может быть разным, а значит и результат исследования тоже. Но в данном случае куда больше эти результаты зависят от того оборудования, что установлено на судне: главный двигатель и дизель-генераторы могут быть различного экологического класса. Можно смело утверждать: чем современнее суда, тем меньший ущерб они наносят окружающей среде.

Политика СУЭК, насколько это возможно, в том числе заключается и в привлечении более современных судов в порт Мурманск. Но в этом вопросе многое зависит и от покупателя, и от условий продажи. Покупатель сам предоставляет судно к погрузке. Но есть некие рекомендации и видение ситуации, которые дают большие преференции для современного торгового флота. При этом надо понимать, что курсируют до сих пор и субстандартные суда, которые дымят как паровозы, и, конечно, допускать такое в черте города было бы халатно.

Современное оборудование по экологическим параметрам сейчас уже является неким конкурентным преимуществом. И если раньше найти какую-либо информацию о выбросах дизель-генераторов было практически невозможно и главные характеристики оборудования сводились к перечню видов топлива, на котором оно работает, то сейчас существуют отдельные документы о выполнении международных требований по объемам выбросов.

Компании заверяют, что они их выполняют, не уточняя, правда, насколько: в разы, на 10% или на сотые доли процентов? Но надо учитывать, чем «выше» экология, тем дороже технология.

Сегодня понимание необходимости поиска баланса между экологией и экономикой пришло к российскому бизнесу. На это повлияло широкое общественное мнение, а также ответственность бизнеса за людей, которые трудятся на предприятиях и проживают вблизи размещения производств. Решение экологических проблем занимает большую долю и в деятельности компании СУЭК.

Сейчас, в год экологии, когда проблемы выбросов загрязняющих веществ обсуждаются на высоком уровне, об этом говорит наш президент, эти вопросы приобрели приоритетный характер. А в целом, нужно отметить, что подход стал системным и ситуация, как мне кажется, будет только улучшаться в дальнейшем.

Морские порты №6 (2017)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

В Крыму найдены остатки древнеримского корабля

В Крыму найдены остатки древнеримского корабля В устье крымской реки Бельбек ученые нашли два якоря и другие артефакты, по предварительным данным, ...

Российский адмирал: Американские эсминцы в Черном море будут у нас на прицеле

Российский адмирал: Американские эсминцы в Черном море будут у нас на прицеле Бывший командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев заявил, что два эсминца США в Черном мо...

Российская экономика

ВР спрогнозировала экспорт газа из РФ к 2040 году в объеме миллиарда кубометров в сутки

ВР спрогнозировала экспорт газа из РФ к 2040 году в объеме миллиарда кубометров в сутки Россия к 2040 году будет экспортировать по миллиарду кубометров газа в сутки (36 млрд кубических...

Арктические регионы страны нуждаются в создании концепции развития транспортной системы в Арктике.

Арктические регионы страны нуждаются в создании концепции развития транспортной системы в Арктике. Арктические регионы страны нуждаются в субсидиях на реконструкцию и ремонт посадочных площадок и аэр...

Транспортная политика

В конкурентной борьбе против российских компаний на европейском логистическом рынке все чаще используются санкции - эесперт

В конкурентной борьбе против российских компаний на европейском логистическом рынке все чаще используются санкции - эесперт В санкционный список, утвержденный Минфином США недавно включена транспортная компания «Instar Logis...

Минтранс создает «зеленый коридор» для транзита грузов через Россию - первый замминистра

Минтранс создает «зеленый коридор» для транзита грузов через Россию - первый замминистра Внедрение электронных навигационных пломб на транзитных и международных грузоперевозках, которые осу...

Морские порты

«Ростерминалуголь» перечислил более 1,5 млрд рублей налогов в 2017 году

«Ростерминалуголь» перечислил более 1,5 млрд рублей налогов в 2017 году АО «Ростерминалуголь» в 2017 году перечислил в бюджеты всех уровней более 1,5 млрд рублей. Из них в ...

Регуляторы, портовики и судовладельцы обсудили план создания Каспийского морского кластера

Регуляторы, портовики и судовладельцы обсудили план создания Каспийского морского кластера Совещание по вопросам формирования плана мероприятий по реализации Стратегии развития каспийских пор...




Морской транспорт

Океанский лайнер Amadea откроет круизный сезон во Владивостоке

Океанский лайнер Amadea откроет круизный сезон во Владивостоке Первый в новом сезоне круизный лайнер Amadea зайдет во Владивосток 26 февраля, сообщает в среду прес...

Институт ДПО при Макаровке займется подготовкой специалистов по ядерным энергетическим установкам

Институт ДПО при Макаровке займется подготовкой специалистов по ядерным энергетическим установкам Программы повышения квалификации и переподготовки специалистов по эксплуатации ядерных энергетически...

Речной транспорт

«Красное Сормово» спустит на воду пятый танкер-химовоз «БФ Танкер» проекта RST27M

«Красное Сормово» спустит на воду пятый танкер-химовоз «БФ Танкер» проекта RST27M На заводе «Красное Сормово» завтра, 22 февраля, состоится спуск на воду танкера-химовоза проекта RTS...

Годовое собрание акционеров Хабаровского речторгпорта назначено на 18 мая

Годовое собрание акционеров Хабаровского речторгпорта назначено на 18 мая Совет директоров ОАО «Хабаровский речной торговый порт» («Хабречторгпорт») назначил годовое ...

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» может направить на дивиденды за 2017 г. до 50% прибыли по РСБУ

«Трансконтейнер» может направить на дивиденды за 2017 г. до 50% прибыли по РСБУ Менеджмент ПАО «Трансконтейнер» считает возможным направить на дивиденды за 2017 год до 50% чист...

Представители структуры Абрамовича получили 2 места в совете директоров «Трансконтейнера»

Представители структуры Абрамовича получили 2 места в совете директоров «Трансконтейнера» Представители ООО «Енисей Капитал» (структура Романа Абрамовича и Александра Абрамова) получ...

Авто транспорт

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон

Крупнейшую ледовую дорогу открыли на Байкале, возобновив сообщение с островом Ольхон Крупнейшая в Иркутской области ледовая дорога, соединяющая с материком единственный населенный на Ба...

Сборы в системе «Платон» в 2018 г. могут составить 23 млрд руб., в 2019 г. - 25 млрд руб.

Сборы в системе «Платон» в 2018 г. могут составить 23 млрд руб., в 2019 г. - 25 млрд руб. Минтранс рассчитывает, что сборы в системе взимания платы с большегрузных автомобилей "Платон» ...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена

Росморречфлот: работа над поручениями президента будет продолжена Совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Федеральном агентстве морско...

Военно-морская политика России в действии

Военно-морская политика России в действии Предлагаемая на суд читателей газеты статья подготовлена по итогам двух указов президента РФ В.В. Пу...

Морские порты

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП Основание городу-порту Магадан было положено в 1929 году на берегу бухты Нагаева Охотского моря. Пер...

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период Один из крупнейших по грузообороту российских морских портов – Новороссийск – из года в год демонстр...

Морской транспорт

Арест судна

Арест судна Почему держателю коносамента не удалось арестовать судно в случае выдачи груза без предъявления ориг...

Текущее и оперативное планирование работы флота

Текущее и оперативное планирование работы флота Советская система планирования приняла свой законченный вид в течение 50-х годов. К этому времени он...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

Привлечь, обучить, удержать!

Привлечь, обучить, удержать! «Когда к нам вторгаются иностранные капиталы, мы знаем, что не для нашей, а для своей выгоды они при...

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом ...

Грузовая база

Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Рынок минудобрений: рост с укрупнением Производство минеральных удобрений в России с каждым годом растет и уже превысило 20 млн тонн в год...

Экспорт зерна против профицита

Экспорт зерна против профицита Текущий сельскохозяйственный год проходит под знаком очередного высокого урожая зерна, который по ра...

Безопасность мореплавания

Обвиняются «хамелеоны»

Обвиняются «хамелеоны» Навигационно-офтальмологический детектив.

IQ судоводителя и пересмотр МППСС

IQ судоводителя и пересмотр МППСС Статья Н. Григорьева и М. Наконечного «Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения» (М...

Севморпуть

За безопасность мореплаванияна Севморпути

За безопасность мореплаванияна Севморпути В июле состоялась рабочая встреча председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с генеральным дире...

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ Одним из инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие государства, является стратегическое плани...




Судостроение

Существующий и перспективный флот

Существующий и перспективный флот Потребность в судах для водного транспорта, возможности верфей и пароходств по развитию флота, новые...

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...