Баланс экологии и экономики

22.01.2018  
Баланс экологии и экономики

В России 2017 год объявлен годом экологии. Вместе с тем, в последнее время российский бизнес, в частности работающий в сфере морской торговли, постоянно предпринимает шаги по снижению негативного влияния на окружающую среду, не дожидаясь проверок и санкций за выбросы загрязняющих и вредных веществ в атмосферу, которые находятся на особом контроле у государства. Об этом на примере Мурманского морского торгового порта корреспонденту «МП» рассказал заместитель генерального директора АО «ЦНИИМФ» Александр Буянов.

«МП»: Александр Сергеевич, ЦНИИМФ изучил ситуацию в акватории Кольского залива, связанную с выбросами судовых двигателей в Мурманском порту. Что именно исследовал ЦНИИМФ, и к каким выводам Вы пришли?

– Исторически порт Мурманск переваливает уголь в больших объемах. В 2012 году стивидорная компания «Мурманский морской торговый порт» была куплена компанией СУЭК («Сибирская угольная энергетическая компания» – на сегодняшний день крупнейшая российская угольная компания. – Прим. ред.). С этого периода начались положительные изменения, а именно: увеличились объемы перевалки, изменился подход к организации работы порта, в том числе к контролю за экологическими вопросами. Это особенно важно, так как порт находится на территории города, что вызвано спецификой Кольского залива и расположением по двум берегам.

Наше экспертное заключение касалось судовых выбросов. Появилось мнение, что в связи с увеличением объемов перевалки угля увеличилось количество заходов судов в порт Мурманск, что, соответственно, привело к значительному увеличению выбросов вредных и загрязняющих веществ судовых двигателей.

Да, объемы перевалки, действительно, увеличились. Что касается числа судозаходов, то эта зависимость не совсем верна. Политика СУЭК за последние пять лет сводилась к увеличению объема партии отгрузки. Если раньше типовым судном в порту Мурманск считался 22-30-тысячник, то сейчас СУЭК довела норму судовой партии до 60-80 тысяч тонн, а в принципе отгружаются и 100-тысячники.

Надо заметить, что это очень сложный процесс. Прежде всего есть ограничения на осадку, есть приливно-отливные явления в порту. Поэтому работа ведется по часам: судно во время прилива должно быть погружено и должно отойти от причала по высокой воде. Технология погрузо-разгрузочных работ в Мурманске отточена на 100%.

«МП»: Что это дало с точки зрения экологии?

– Во-первых, это дало сокращение простоев судов в порту, сокращение швартовных операций. Во-вторых, вместо прежних трех судов в порт теперь заходит одно. Выбросы от судна складываются из трех составляющих: движение судна на ходу, маневры и стоянка. Поэтому, в-третьих, увеличение грузовой партии привело к существенному снижению объемов ходовых и маневренных выбросов, причем уменьшились они в разы. Остались выбросы, которые происходят при стоянке судна у причала.

Понятно, что судно должно питаться энергией, есть судовые дизель-генераторы, они работают. Стояночные выбросы сейчас составляют наибольшую долю от судовых выбросов в порту. Но и тут надо заметить – дизель-генераторы работают от более чистого вида топлива.

Сейчас, в принципе, экологические вопросы находятся на повышенном контроле. Качество топлива изменилось. Если в советские времена судовой двигатель мог работать на тяжелом топливе и, соответственно, выбросы были максимальные, то сейчас используется низкосернистое топливо, что снижает выброс окиси серы (SОх) в атмосферу. А что касается дизель-генераторов, то они в целом имеют низкие показатели по выбросам загрязняющих веществ.

«МП»: И какова ситуация по выбросам в акватории Кольского залива? Что изменилось?

– Мы посмотрели в динамике и количество судозаходов, и объемы выбросов, изучили современный методический подход к оценке объемов выбросов. Есть требования по расчету выбросов – международные, например, конвенция МАРПОЛ. Мы проанализировали не только российскую, но и мировую практику по оценке объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с морских судов.

Заметим, российские нормативные документы по судовым установкам вообще отсутствуют. Все что мы можем использовать – это ГОСТы, связанные со стационарными дизельными установками. Принципиальной разницы нет, поэтому часть показателей рассчитывалось по ним.

С 2010 по 2016 год объемы выбросов в Мурманском порту уменьшились почти в 2 раза. Со 120 тонн в год до чуть менее 60 тонн. Надо понимать, что это очень серьезные цифры, речь идет не о грузах, угле, а о выбросах веществ от сгорания топлива в атмосферу, измеряемых в тоннах. Если брать окись серы, то она составляла 33 тонны в 2010 году, а к 2016 этот показатель упал до 2,2 тонны. Такое улучшение ситуации как раз и обусловлено сокращением числа судозаходов в порт Мурманск и повышением качества топлива.

Наибольший объем выбросов сейчас составляет азот (Nоx). Пока технических ноу-хау в этой области у нас нет. Снижения выбросов азота тоже можно добиться сокращением числа судозаходов. Вероятно, в будущем все будет зависеть от других видов топлива или способов очистки выхлопных газов. Сейчас уже наблюдается положительная тенденция. За исследуемые 6 лет выбросы окиси азота сократились с 58 до 38 тонн, что уже неплохой показатель. Но борьба с азотом продолжается.

Замечательно, что компания СУЭК занимается экологическим мониторингом и контролем. Своими действиями они активно показали себя в борьбе с выбросами в атмосферу. Кроме того, напомню, что для порта, расположенного прямо в городе, проблема выбросов не просто слова на бумажке, от их объемов зависит здоровье горожан. Людям нужно жить в нормальной экологической обстановке.

«МП»: Как Вы считаете, каковы перспективы борьбы отдельных компаний с выбросами в атмосферу в порту?

– Принципиально новых путей сни­жения выбросов пока нет, они просто не придуманы. Есть вариант работы судов от береговой инфраструктуры – получения энергии с берега, что позволит снизить и стояночные выбросы. Но у нас пока в этой сфере нет нормативной базы. И все зависит от договоренностей. Надо понимать, что речь идет о достаточно большом количестве судов различных компаний, с каждой из которых нужно договориться. Нельзя же никого заставить.

В Европе такая практика существует. Они борются за экологию, а для этого снижают портовые сборы, есть штрафные санкции за нарушения различных норм. Если изменить российское законодательство и обязать суда у причала получать электроэнергию с берега, то это будет слишком кардинально. Не все с таким согласятся, а последствия могут быть плачевными для нашей экономики. Это приведет к дополнительным затратам и удорожанию перевозок.

Компания СУЭК делает все, что в ее силах, и двигается в правильном направлении. Если говорить о ее стивидорной структуре – ММТП, то фактически у компании нет рычагов влияния на судовладельцев, использование ими более качественного топлива или современного оборудования на судах. Но как у продающей уголь компании у СУЭК есть определенные договоренности со своими покупателями и поставщиками, и она вольна выбирать более репутационно надежных партнеров или те компании, которые владеют современным флотом.

«МП»: Александр Сергеевич, каковы главные способы снижения объемов вредных выбросов в атмосферу?

– Конечно, методический подход к расчету объема выбросов может быть разным, а значит и результат исследования тоже. Но в данном случае куда больше эти результаты зависят от того оборудования, что установлено на судне: главный двигатель и дизель-генераторы могут быть различного экологического класса. Можно смело утверждать: чем современнее суда, тем меньший ущерб они наносят окружающей среде.

Политика СУЭК, насколько это возможно, в том числе заключается и в привлечении более современных судов в порт Мурманск. Но в этом вопросе многое зависит и от покупателя, и от условий продажи. Покупатель сам предоставляет судно к погрузке. Но есть некие рекомендации и видение ситуации, которые дают большие преференции для современного торгового флота. При этом надо понимать, что курсируют до сих пор и субстандартные суда, которые дымят как паровозы, и, конечно, допускать такое в черте города было бы халатно.

Современное оборудование по экологическим параметрам сейчас уже является неким конкурентным преимуществом. И если раньше найти какую-либо информацию о выбросах дизель-генераторов было практически невозможно и главные характеристики оборудования сводились к перечню видов топлива, на котором оно работает, то сейчас существуют отдельные документы о выполнении международных требований по объемам выбросов.

Компании заверяют, что они их выполняют, не уточняя, правда, насколько: в разы, на 10% или на сотые доли процентов? Но надо учитывать, чем «выше» экология, тем дороже технология.

Сегодня понимание необходимости поиска баланса между экологией и экономикой пришло к российскому бизнесу. На это повлияло широкое общественное мнение, а также ответственность бизнеса за людей, которые трудятся на предприятиях и проживают вблизи размещения производств. Решение экологических проблем занимает большую долю и в деятельности компании СУЭК.

Сейчас, в год экологии, когда проблемы выбросов загрязняющих веществ обсуждаются на высоком уровне, об этом говорит наш президент, эти вопросы приобрели приоритетный характер. А в целом, нужно отметить, что подход стал системным и ситуация, как мне кажется, будет только улучшаться в дальнейшем.

Морские порты №6 (2017)


Вернуться к разделу

Новости

Лента новостей

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово»

«Дорога Памяти» привела участников патриотической эстафеты к заводу «Красное Сормово» Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) стал пятым этапом эстафеты «Дорога Памяти», приурочен...

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов

СРЗ «Нерпа» поддерживает молодых специалистов На судоремонтном заводе «Нерпа» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) п...

Российская экономика

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов

Амурский судозавод в 2018 году в 2,3 раза увеличил чистый убыток на фоне роста себестоимости заказов ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре, входит в АО «Объединенная судо...

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции

За прошедшую неделю из Приморья и Сахалина в Китай экспортировано 316 партий рыбной продукции Отделом пограничного ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Ро...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам

Мурманский морской рыбный порт обжалует решение Арбитражного суда по причалам В среду в Арбитражном суде Мурманской области рассматривали исковое заявление АО «Мурманский морской...

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году

АО «Ростерминалуголь» заплатило 2,57 млрд рублей налогов в 2018 году АО «Ростерминалуголь» — крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, ...




Морской транспорт

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом

Юрий Цветков: ожидаем, что все 80 млн тонн грузов будут перевозиться по СМП судами под российским флагом В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков сказал несколько слов об СМП, судах для реализ...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста

Рекордный ж/д трафик ждут в Севастополе после запуска Крымского моста Железнодорожный трафик в Севастополе будет рекордным после открытия железнодорожной части Крымского ...

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки»

Грузоотправители Свердловской железной дороги стали в 3 раза чаще использовать электронную площадку «Грузовые перевозки» Участники транспортного рынка подвели итоги работы на электронной торговой площадке «Грузовые перево...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...