Администрация Севморпути: опыт и перспективы - Морские вести России

Администрация Севморпути: опыт и перспективы

14.11.2016

Администрация Севморпути: опыт и перспективы

Арктика – важнейший стратегический регион, являющийся зоной интересов многих государств. Прежде всего она привлекает перспективами освоения нефтегазового потенциала арктического континентального шельфа, добычей полезных ископаемых, а также возможностью сокращения маршрутов трансконтинентальных перевозок.

Реализация проектов по освоению месторождений на арктическом шельфе, развитие транзитного судоходства по Северному морскому пути накладывает определенные обязательства на государство в части создания безопасных условий плавания в акватории Севморпути. Об этом наша беседа с руководителем Администрации Северного морского пути Дмитрием Смирновым.

Беседовал А. Сидоров, спецкор

«МФ»: Какими инструментами снабжена Администрация для выполнения функции управления Севморпутем? Какими силами и средствами располагает?

– Организация плавания судов в акватории Северного морского пути в соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 30.04.1999 № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания» возложена на созданную в форме федерального казенного учреждения Администрацию Северного морского пути.

К основным функциям Администрации относятся: выдача разрешений плавания судов по СМП; мониторинг движения судов; предоставление навигационной, гидрометеорологической и иной информации; организация системы радиосвязи; выдача удостоверений лоцманам на право ледовой лоцманской проводки судов.

Как правило, основные трудности при осуществлении плавания в акватории СМП – это гидрометеорологическая и ледовая обстановка.

Существует веб-сайт Администрации СМП www. nsra.ru. На сайте на русском и английском языках размещаются следующие сведения:

контактная информация;

правила плавания;

информация о рассматриваемых заявлениях;

информация о выданных разрешениях;

информация об отказе в выдаче разрешения;

данные об организациях, оказывающих услуги по ледокольной проводке;

данные об организации, оказывающей услуги по ледовой лоцманской проводке;

ежесуточная информация о движении судов;

долгосрочный ледовый прогноз на 30 и 90 суток;

гидрометеорологический и ледовый анализ;

гидрометеорологический и ледовый прогноз на 72 часа;

рекомендации по связи.

Использование информации с веб-сайта о гидрометеорологической и ледовой обстановке помогает капитанам судов выбирать более безопасные маршруты плавания в акватории СМП.

«МФ»: Эксперты считают, что модернизация инфраструктуры Российской Арктики требует значительных финансовых и трудовых вложений. Нужно совершенствовать работу служб по гидрографии и метеорологии, налаживать систему воздушной разведки движения льдов, создавать структуры, ответственные за экологический контроль. Необходимо также увеличивать ресурсы МЧС, развивать инфраструктуру портов. Какие из этих вопросов относятся к компетенции Администрации? Какая вообще существует программа у Администрации СМП по его обустройству?

– Отмечаем положительный опыт использования спутникового сегмента автоматической идентификационной системы (АИС), который позволяет в автоматическом режиме получать информацию о местоположении всех судов любого флага в Арктическом бассейне, оборудованных аппаратурой АИС, с периодичностью 1,5-2 часа. В настоящее время информация поступает с канадских спутников, российских спутников с аналогичной аппаратурой нет.

Администрация СМП внесла следующие предложения для рассмотрения рабочей группой «Развитие транспортной системы» государственной комиссии по вопросам развития Арктики:

– создание отечественного спутникового сегмента АИС с последующей трансляцией полученных данных в Единую защищенную информационно-связную систему транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации;

– размещение на российских космических спутниках аппаратуры, позволяющей производить снимки ледовой обстановки Северного Ледовитого океана в радиолокационном диапазоне, с последующей их трансляцией в Единую защищенную информационно-связную систему транспортного комплекса Арктической зоны Российской Федерации.

Эти предложения рассмотрены и внесены в проект протокольного решения.

Для развития отечественного ледокольного флота в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.06.2012 № 660 и от 19.08.2013 № 715 на ООО «Балтийский завод – Судостроение» в 2012 году начато строительство серии из трех универсальных атомных двухосадочных ледоколов проекта 22220 (далее УАЛ) за счет средств федерального бюджета. Строительство осуществляется под контролем ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Планируемый ввод в эксплуатацию первого УАЛ в январе 2018 года, второго – в январе 2020 года, третьего – в январе 2021 года. Ледоколы, которые строят сейчас, практически уже распределены по существующим и создающимся проектам вывоза грузов из Арктики.

Учитывая остаточный ресурс мелкосидящих атомных ледоколов «Таймыр» и «Вайгач», важность завершения до 2020 года строительства универсальных атомных ледоколов проекта 22220 возрастает.

Для реализации государственных задач и обязательств по развитию Арктического региона необходимо построить до 2030 года еще два УАЛ.

Кроме того, имея в виду перспективы развития добычи и переработки углеводородного сырья в Арктической зоне, реализацию в ближайшие десятилетия международных проектов создания трансарктической магистрали межконтинентальных морских перевозок из Атлантического бассейна в Тихоокеанский регион и обратно, необходимо построить ледокол-лидер мощностью 110 МВт (типа ЛК-110Я), способный обеспечить плавание судов на традиционных, высокоширотных и приполюсных маршрутах СМП в круглогодичном навигационном цикле.

Строительство серии новых атомных ледоколов важно с точки зрения реализации раздела IV Комплексного проекта и мер по обеспечению вопросов национальной безопасности, обороны, предусматривающего восстановление и развитие инфраструктуры Минобороны России на островных территориях базирования кораблей и судов Военно-Морского Флота к 2018-2020 годам.

Как показал опыт проведения арктических навигаций последних лет, существуют проблемы, требующие принятия дополнительных мер по обеспечению безопасных условий плавания и уменьшению времени плавания судов в ледовых условиях Северного морского пути.

«МФ»: Известно, что судоходство в акватории СМП осуществляется в разрешительном порядке. Владельцы судов должны заранее подавать заявления на использование трасс СМП, а Администрация рассматривает их и принимает решения о выдаче разрешения или отказе в нем. Какие здесь установлены правила и какие страны наиболее активны?

– С принятием федерального закона от 28.08.2012 № 132-ФЗ вводится разрешительный порядок допуска судов к плаванию в акватории СМП. За все время существования Администрации СМП, а именно с 2013 года, было выдано 2551 разрешение на плавание судов в акватории СМП. Уведомлений об отказе в выдаче разрешения было выдано 130.

Основная причина выдачи отказа заявителю – это неправильно заполненное заявление на плавание судна в акватории СМП, а также приложение к нему.

Также отказы выдаются в связи с окончанием срока действия судовых документов, например, таких как «Классификационное свидетельство» или «Свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом» или «Свидетельства о страховании или об ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью».

Как правило, после устранения замечаний разрешения на плавание выдавались.

В акваторию СМП в период с 2013 по 2015 год заходили суда Австралии, Англии, Антигуа и Барбуды, Багамских Островов, Белиза, Бельгии, Бермудов, Великобритании, Германии, Гибралтара, Гонконга, Греции, Дании, Джерси, Исландии, Италии, Каймановых Островов, Камбоджи, Канады, Кипра, Китая, Кюрасао, Либерии, Люксембурга, Маврикия, Мальты, Маршалловых Островов, Нидерландов, Норвегии, Панамы, Сент-Винсента и Гренадины, Сент-Китса и Невиса, Финляндии, Франции, Швеции, Эстонии, Ямайки.

Большой интерес к использованию акватории СМП проявляет Китайская Народная Республика. В первых числах августа в городе Иркутске состоялось 20-е заседание Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая, где рассматривался и вопрос об использовании акватории СМП. Администрация СМП приняла активное участие в указанной встрече.

Что касается деятельности Администрации по другим направлениям, то, к примеру, ее сотрудничество с арктическими регионами сводится к согласованию документов, связанных с развитием Арктической зоны Российской Федерации.

«МФ»: Какие меры предпринимает Администрация для обеспечения безопасности судоходства в акватории СМП? Здесь как раз тот случай, когда надо семь раз отмерить, прежде чем резать.

– Как показал опыт проведения арктических навигаций последних лет, существуют проблемы, требующие принятия дополнительных мер по обеспечению безопасных условий плавания и сокращению времени плавания судов в ледовых условиях Северного морского пути.

Администрация СМП тесно сотрудничает с ФГУП «Гидрографическое предприятие», расположенным в Санкт-Петербурге. Они владеют собственным флотом и выполняют большой объем работ в акватории СМП. К этим работам относятся:

– комплексные гидрографические работы в акватории Северного морского пути с целью издания и обновления государственных морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания. Производство гидрографических (промер, площадная съемка рельефа дна) и топогеодезических работ в Арктике;

– оснащение морских путей и устьевых участков рек с морским режимом судоходства средствами навигационного оборудования. Обеспечение их регламентной эксплуатации и содержания в исправном состоянии и др.

Все работы, проводимые гидрографическим предприятием в акватории СМП, проводятся по нашему указанию и согласованию с нами.

«МФ»:Вы возглавили Администрацию не так давно. С чего начали деятельность? И какие планы на ближайшее время?

– С начала создания ФГКУ «Администрация Севморпути» в 2013 году сложился профессиональный, сплоченный и дружный коллектив. С момента назначения руководителем учреждения продолжил делать начатое.

Морской флот №4 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ