Экспортные грузы стремятся к портам Приморского края - Морские вести России

Экспортные грузы стремятся к портам Приморского края

15.11.2022

Экспортные грузы стремятся к портам Приморского края

Общая мощность морских портов Приморского края к 2030 году может достичь 300 млн тонн в год в результате реализации инвестпроектов. А вот темпы модернизации Восточного полигона РЖД, по которому внешнеторговые грузы следуют через порты, отстают от развития портовых мощностей. Чтобы быстро решить проблему доставки грузов для отправки морем, на Дальнем Востоке нужно развивать «сухие порты» и строить дороги, считает губернатор Приморского края Олег Кожемяко. В интервью «МП» он также рассказал о работе транспортного комплекса края в условиях санкционной политики Запада в отношении России.

Перевозчики адаптируются к санкциям

«МП»: Олег Николаевич, Приморский край занимает стратегически важное положение для России с точки зрения международных транспортных внешнеторговых путей, это было понятно всегда. Но сейчас значение транспортных путей на востоке страны повысилось. Какова динамика грузовых перевозок, в том числе через морские порты, в этом году?

– С января по май этого года всеми видами транспорта перевезено более 91 млн тонн грузов. По данным приморской статистики, транспортные организации обработали грузов, выполнили работы и услуги на 165,2 млрд рублей, на 46% больше, чем за такой же период 2021 года.

Грузооборот морских портов по итогам пяти месяцев составил 59,5 млн тонн, снизившись на 0,8% к аналогичному периоду прошлого года. При этом перевалка наливных грузов увеличилась на 7,4%, контейнерных – на 6,5%, генеральных – на 1,4%. Сократились объемы перевалки угля на 8,1% и в целом экспорт – на 2,4%, импорт увеличился на 30%, в том числе перевалка грузов в контейнерах – на 15%, генеральных – на 21,8%, тарно-штучных – в 2 раза.

«МП»: Как санкции сказались на перевозках, на грузообороте портов Приморья?

– Введение санкций негативно сказалось на транспортировке продукции всеми способами. С апреля отказались от сотрудничества и перестали работать в направлении морских портов Приморского края крупные морские контейнерные линии компаний стран Евросоюза и США – Maersk, CMA CGM, ННМ, MSC, Yang Ming, Seago, Evergreen, ONE, Hapag-Lloyd, Milaha.

По итогам апреля-мая текущего года внешнеторговый контейнерооборот портов края снизился на 19,3%. Но общее снижение контейнерооборота за этот период было связано и с закрытием с апреля порта Шанхай на карантин. С июня в большинстве районов Шанхая власти Китая постепенно снимают ограничения, и крупнейший контейнерный порт мира начинает восстанавливать свой грузооборот.

Мы ожидаем увеличения количес-тва заходов как китайских, так и российских судоходных компаний в наши порты. Надеемся, что увеличится и внешнеторговый грузооборот портов края. Наши производители и логистические компании постепенно адаптируются к условиям ограничений.

«МП»: Отечественные логистические компании меняют маршруты?

– География грузового транспортного сообщения расширилась. Компании, не только российские, комбинируют несколько видов транспорта в рамках одной логистической цепочки. Сейчас работающей крупной линией в регионе остается FESCO. Также осуществляют деятельность компании SINOKOR, TORGMOLL, SASCO, KASCO, ДВЛК. Планируется постепенный заход китайских линий. Первые трамповые рейсы уже осуществляют некрупные компании «Джонг», «Дайоань», «Ган Тонг Трейдинг» и другие.

В апреле FESCO в рамках развития морской контейнерной линии FESCO China Express-2 добавила новый порт судозахода – Ксинганг (провинция Хэбэй, КНР). Теперь новая линия работает по маршруту Владивосток – Циндао – Ксинганг – Владивосток. Развитие линии стало ответом на растущий спрос со стороны клиентов из Китая, в особенности из провинций Тяньцзинь, Хэбэй, а также из Пекина.

«Восточная стивидорная компания» в порту Восточный начала обслуживать новые регулярные контейнерные сервисы прямого сообщения с китайскими портами Тяньцзинь и Тайцан. Оператором выступает морская линия SWIFT LINE.

В мае логистический оператор «Рус-кон» успешно организовал комбинированную отправку партии продукции нефтехимии с Куйбышевской железной дороги в Китай через терминал «Восточной стивидорной компании».

Отмечу также запуск прямой линии между «Владивостокским морским торговым портом» и вьетнамскими портами. В наш порт доставляется продукция вьетнамских производителей (сантехника, одежда, продукты питания, кофе), во вьетнамские порты – российские экспортные грузы (древесина, полимерная продукция, продукты питания, косметика). Новые маршруты позволяют сократить сроки и уменьшить стоимость доставки товаров.

«МП»: Можно сказать, что в регионе формируется новая международная логистика?

– Безусловно. Выстраиваются новые мультимодальные логистические цепочки не только со странами АТР, Южной Азии, но и Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока.

Чтобы помочь российскому бизнесу в поиске партнеров, Минпромторг создал Ситуационный центр по воп-росам внешнеторговой деятельности, а в Минтрансе для поддержания бесперебойной доставки международных грузов России появился такой центр по обеспечению транспортной логистики.

Географическое положение Дальневосточного региона с его прямым железнодорожным выходом к морским портам Тихоокеанского побережья и к сухопутным пограничным переходам создает благоприятные условия для внутренних и внешних перевозок. Сегодня Приморье – самый выгодный регион Российской Федерации для международных перевозок, лучшее «транспортное окно».

Морские порты Приморского края обеспечивают транспортную независимость нашего государства и его обороноспособность. Они обслуживают основную часть грузов, идущих через восточную границу России, занимая около 60% грузооборота дальневос-точных портов и более 18% грузооборота всех российских портов.

Нужно открывать границы

«МП»: Как сегодня работают сухопутные авто- и ж/д переходы через границу с Китаем?

– На территории края действуют 15 пограничных пунктов пропуска, из них 6 морских, 5 автомобильных, 3 железнодорожных и 1 авиационный. Эти пункты пропуска – одна из основных инфраструктурных составляющих транспортного каркаса Приморья.

Начиная с 2010 года неоднократно принимались решения о финансировании строительства в Приморском крае из федерального бюджета дополнительных автомобильных пунктов пропуска (АПП). К сожалению, до сих пор ни один из них не построен. А состояние действующих АПП не позволяет обеспечить прогнозируемый грузооборот. Из-за низкой пропускной способности погранпереходов у региона нет возможности полностью реализовать свой экспортный потенциал.

Эта проблема обсуждалась на заседании Совета безопасности в Хабаровске. Вопрос о модернизации пунк-тов пропуска поставлен на контроль на самом высоком уровне. Надеюсь, дело сдвинется с места.

Сейчас в рамках федерального проекта «Логистика международной торговли», хоть и со сложностями, ведется реконструкция всех пяти АПП края: «Краскино», «Пограничный», «Полтавка», «Турий рог», «Марково». В результате мы ожидаем получить значительный рост пропускной способности как по грузовому, так и пассажирскому направлениям. Например, после проведения реконструкции многостороннего АПП «Пограничный» его пропускная способность в 2023 году увеличится до 1,3 тыс. транспортных средств в сутки при 23-часовом режиме работы.

Чтобы оптимизировать работу АПП, мы взаимодействуем с нашими китайскими соседями, а также с российскими федеральными структурами – Минтрансом России и Дирекцией по строительству и эксплуатации объектов Росграницы, договариваемся, чтобы к 2024 году увеличить пропускную способность АПП в 2,5 раза.

Для увеличения экспорта транспортных услуг в крае ведется реконструкция железнодорожных пунктов пропуска «Пограничный» и «Махалино», которые обеспечивают внешнюю торговлю с крупными китайскими провинциями Суйфэньхэ и Хуньчунь.

В результате реконструкции пункта «Пограничный», которая финансируется из федерального бюджета, его пропускная способность составит 20 тыс. транспортных средств в год – 27 пар поездов в сутки. Реконструкция пункта «Махалино» ведется в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД», по ее окончании планируется переход на круглосуточный режим работы, провозная способность к 2024 году увеличится с нынешних 2 млн тонн до 8 млн тонн в год, а пропускная способность составит 10 поездов в сутки в направлении из России в Китай и 7 поездов в обратном направлении.

«МП»: Есть ли проблемы с морскими пунктами пропуска?

– Пропускная способность морских пунктов пропуска (МПП) напрямую зависит от технической оснащеннос-ти и перерабатывающей способности морских терминалов, которые оказывают услуги по перевалке экспортно-импортных грузов. Здесь мы не видим больших проблем.

Кроме того, чтобы стимулировать грузоперевозки, были приняты нормативные правовые акты, которые значительно упрощают процедуры таможенного оформления транзитных контейнерных грузов в железнодорожных пунктах пропуска с последующим направлением их в морские порты края. В результате среднее время оформления пограничного и таможенного контроля в пункте «Махалино» составляет 50 минут, в пункте «Пограничный» – 38 минут.

Надеюсь, что скоординированные усилия по модернизации и развитию транспортной инфраструктуры обес-

печат бесперебойную отправку грузов в направлении приморских портов.

«МП»: Какую отдачу может получить или получает край от развития региональных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2»? Как и чем помогает край развитию этих коридоров? Каковы их дальнейшие перспективы?

– Одно из направлений развития транспортной системы – расширение экспорта услуг по транзитной перевозке грузов. Идея международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» родилась с постановки задачи обеспечить северо-восточным китайским провинциям Хэйлунцзян и Цзилинь кратчайший выход к морским портам на юге Приморья. Выгоды очевидны, ведь сокращение сроков транспортировки грузов оптимизирует логистику перевозок в соседние страны, в том числе и в южные провинции КНР.

В 2016 году правительство утвердило концепцию развития международных транспортных коридоров (МТК), где был определен потенциальный объем грузовой базы для переключения на МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» до 2030 года. Он оценивается около 45 млн тонн в год, из них по МТК «Приморье-1» – 7 млн тонн контейнерных грузов, по МТК «Приморье-2» – 23 млн тонн зерновых (пшеница, соя, рис) и 15 млн тонн контейнерных грузов.

К развороту на Восток порты были готовы

«МП»: Олег Николаевич, поток грузов переориентируется на Восток. Транспортная инфраструктура Приморья справляется с возросшей нагрузкой?

– С учетом географического положения мы давно развиваем внешнеэкономические связи и торгово-экономическое сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии. Не все они присоединились к антироссийским санкциям, поэтому для нас разворот на Восток не стал таким уж резким. Но нагрузка на транспортный комплекс края увеличилась.

Сейчас шесть морских портов суммарной мощностью свыше 150 млн тонн являются самыми крупными в Дальневосточном бассейне и обслуживают основную часть грузов, перемещаемых через восточную границу России. Чтобы ускорить логистический поток экспортных и импортных грузов, в крае модернизируются действующие и строятся новые морские терминалы.

К 2030 году в крае планируется реализовать инвестиционные проекты по строительству морских угольных, нефтяных и контейнерных терминалов общей мощностью более 120 млн тонн в год.

«МП»: Какие инфраструктурные портовые проекты, реализующиеся в крае, Вы считаете наиболее перспективными? На какие объемы перевалки грузов они рассчитаны?

– Все портовые проекты, реализуемые в Приморье, означают прежде всего значительные финансовые вложения в экономику края. Это новые рабочие места не только на терминалах, но и в смежных отраслях региона, налоговые поступления в бюджеты всех уровней, таможенные пошлины и сборы.

В 2019-2020 годах стивидорная компания «Восточный Порт», резидент Свободного порта Владивосток с 2016 года, реализовала два крупнейших частных инвестиционных проекта общей стоимостью более 40 млрд руб-лей. В эксплуатацию была введена третья очередь специализированного угольного комплекса и завершено строительство парка приема груженых составов. Двукратно увеличились специализированные портовые мощности – с 25 млн до 50-55 млн тонн угля в год.

В Шкотовском районе в 2019 году введена в эксплуатацию первая очередь нового угольного терминала «Порт «Вера» грузооборотом 7 млн тонн. Продолжается второй этап строительства проектной мощностью до 20 млн тонн.

К концу нынешнего года в бухте Теляковского Шкотовского района компания «Морской порт «Суходол», резидент Свободного порта Влади-восток с 2018 года, планирует ввести в эксплуатацию первую очередь специализированного угольного терминала мощностью 12 млн тонн с дальнейшим развитием до 20 млн тонн.

В этом году компания «Восток ЛПГ», тоже резидент Свободного порта Владивосток, начнет строить в бухте Перевозной Хасанского района морской терминал по перевалке сжиженного углеводородного газа (СУГ) проектной мощностью 1 млн тонн.

В порту Восточном в бухте Врангеля ведется строительство специализированного универсального производственно-перегрузочного комплекса «Север» мощностью 20 млн тонн угля в год.

Это проекты, которые уже реализованы, строятся или находятся в высокой степени готовности к запуску или началу строительства в этом году.

«МП»: Какие проекты могут быть запущены в ближайшем будущем?

– У нас есть проекты на уровне разработок и деклараций о намерениях инвестировать в строительство портовой инфраструктуры.

Например, «Владивостокский морской торговый порт» планирует создать восточный транспортно-логистический узел Северного морского пути. Это предусматривает формирование искусственного земельного участка, строительство двух глубоководных причалов с глубинами до 17 метров и контейнерного терминала мощностью до 840 тыс. TEU.

Компания «Коулстар» планирует построить в порту Восточном угольный терминал мощностью 17 млн тонн, а на берегу города Фокино – порт «Аврора» в составе угольного и нефтяного терминалов проектной мощностью 25 млн и 10 млн тонн соответственно.

«Центр развития портовой инфраструктуры» в бухте Суходол планирует строительство многофункционального портово-перегрузочного комплекса в составе контейнерного (3 млн TEU) и зернового (6 млн тонн) терминалов.

Компания «Тихоокеанский балкерный терминал», резидент Свободного порта Владивосток с 2017 года, намеревается построить в поселке Славянка Хасанского района терминальный комплекс навалочных и контейнерных грузов проектной мощностью по навалочным грузам – 10 млн тонн, по контейнерам – 500 тыс. TEU.

Там же компания «Международный морской перегрузочный терминал», резидент Свободного порта Владивос-ток с 2017 года, планирует создание искусственного земельного участка и строительство многофункционального морского терминала проектной мощностью 12 млн тонн грузов в год.

Если все инвестиционные проекты будут успешно реализованы – общая мощность морских портов Приморского края к 2030 году может достичь 300 млн тонн в год.

«МП»: Раньше были планы развития транспортного узла Восточный – Находка как контейнерного хаба мощнос-тью до 10 млн TEU в год. Затем из-за конъюнктуры был взят курс на перевалку экспортного угля. Есть ли сейчас долгосрочный план развития этого узла, на какие грузопотоки он ориентирован и на какие мощности?

– Транспортный узел Восточный – Находка в основном специализируется на работе с энергоносителями – углем и нефтью.

Сегодня там работает крупнейший нефтеналивной терминал «Транснефть – Порт Козьмино», который входит в состав ПАО «Транснефть» и является конечной точкой трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». Нефтеналивной терминал Козьмино предназначен для приема нефти по трубопроводу и перевалки ее на современные морские суда.

Из 17 стивидорных компаний, которые осуществляют перевалку угля в портах края, 13 расположены в портах Находка и Восточный, среди них крупнейший специализированный угольный терминал «Восточного Порта».

Пока сложившаяся конъюнктура рынка направляет развитие узла Восточный – Находка в сторону перевалки сырьевых ресурсов.

«МП»: Как развиваются рыбные порты региона?

– В этом направлении также реализованы и реализуются многие инвестиционные проекты. Например, запущена вторая очередь проекта «Строительство холодильного комплекса объемом условного хранения 6 тыс. тонн на территории морского терминала «Диомидовский рыбный порт». Общий объем хранения мороженой рыбопродукции составил 12 тыс. тонн.

Компания «Открытая база бункеровки рыболовного флота», резидент Свободного порта Владивосток, в городе Находка построила и ввела в эксплуатацию современный холодильный склад с блоком административно-бытовых помещений мощностью единовременного хранения 12 тыс. тонн.

Группа компаний «Аква Ресурсы» в Артемовском городском округе реализовала первую очередь инвес-тиционного проекта по созданию транспортно-логистического центра «Сухой порт». Он позволяет размес-тить на закрытых складах 6 тыс. тонн рыбной продукции единовременного хранения, а также разместить и подключить до 100 рефрижераторных контейнеров.

«Владивостокский рыбный терминал», резидент Свободного порта Владивосток, в начале этого года ввел в эксплуатацию новый рефрижераторный терминал на 1200 TEU хранения рефконтейнеров и холодильно-складской комплекс вместимостью 7140 тонн. На их базе планируется создать межрегиональный оптовый распределительный центр, чтобы развить производство рыбной продукции с глубокой степенью переработки и повысить ее доступность для населения.

Группа компаний «Доброфлот» в рамках создания на территории городского округа Большой Камень логис-тического комплекса для перегрузки продукции с судов на берег, складского хранения и транспортировки автомобильным и железнодорожным транспортом завершила строительство основного контура одного из крупнейших холодильных складов для рыбной продукции в ДФО мощностью 15 тыс. тонн единовременного хранения.

Как повысить пропускную способность железной дороги

«МП»: Эксперты заявляют, что пропускная способность железных дорог в направлении портов Приморья отстает от мощности этих портов. Какова ситуация на практике, насколько она критична?

– Необходимо отметить, что более 60% грузопотока, направленного в порты Приморья, за исключением порта Ольга, обеспечивается железнодорожным транспортом. Еще примерно 24% приходится на трубопроводный транспорт и около 6% – на автомобильный.

Мы уже столкнулись с проблемой недостаточной пропускной и провозной способности железной дороги. Сегодня из-за этих ограничений стивидорные компании в портах Восточный, Вера и других испытывают недозагруз около 50 млн тонн. Думаю, в перспективе ситуация усложнится.

Грузопоток не бывает постоянным во времени – он то растет, то падает, есть пики и обвалы. Но существующие провозные и пропускные способности железной дороги пока не способны в полном объеме удовлетворить необходимые потребности в перевозках грузов в направлении морских портов края.

Существует известная формула: транспортная инфраструктура нормально работает при загрузке на 80%, еще 20% – это резерв на пиковую нагрузку. Если нагрузка перевалила за 80% – пора заниматься развитием, что мы сегодня и делаем.

Основная стратегическая магис-траль, питающая грузами все порты края, – это Транссиб. По его главному ходу пропускная способность составляет 123 пары поездов в сутки, провозная – около 120 млн тонн. После модернизации к 2024 году пропускная способность Транссиба увеличится до 154 пар поездов в сутки (+23%), провозная – до 129,6 млн тонн в год (+8%) при массе грузового поезда 7100 тонн.

К сожалению, достигнутые к 2024 году целевые показатели пропускной и провозной способности участков программы второго этапа модернизации Восточного полигона РЖД не позволят в полной мере обеспечить нормальную, то есть до 80%, загрузку действующих портовых мощностей края. Дело в том, что расчет потенциальной грузовой базы программы второго этапа формировался с учетом потребностей крупных грузоотправителей, производственные мощности которых размещены за пределами Приморского края. Это так называемые точки зарождения груза. Но при этом не учитывалась потребность в грузовой базе действующих портовых мощностей и строящихся новых морских терминалов.

Приведу пример. Крупнейший специализированный угольный терминал «Восточный Порт» загружен максимум на 45-50%. Техническое оснащение компании позволяет обрабатывать до 1580 вагонов с углем в сутки, а среднесуточная подача вагонов составляет всего 700-800. При 80% загрузки терминал способен обеспечить до 40-44 млн тонн экспортных поставок угля в год, забрав при этом более 55% провозной способности участка Смоляниново – Находка.

«МП»: И что делать? Можно ли увеличить возможности железной дороги здесь и сейчас, ведь ситуация нестандартная?

– Вопрос расширения пропускной способности Транссиба – один из самых главных сейчас. Железнодорожные перевозки сегодня с учетом разворота российских грузопотоков на восток не только выгодны, но и необходимы. Стратегическая задача для России – это использование сухих грузовых терминалов. Именно туда могут входить двухэшелонные составы по 140 вагонов. Далее их распределят, скажем, по портам железнодорожным или иным транспортом. Это гораздо быстрее и логичнее, чем тащить 70-вагонный состав в порт, там его загружать, выгружать... Система «сухих портов» обеспечит слаженную работу транспорта на стыке железная дорога – море.

Мы рассчитываем, что при формировании потенциальной грузовой базы Восточного полигона в период 2025-2030 годов обязательно будут приняты во внимание потребности морских терминалов с учетом реализации крупных портовых инвестиционных проектов. Действительно, нестандартность сложившейся ситуации показала всю значимость, все сильные и особенно слабые стороны транспортного каркаса Дальнего Востока в целом и Приморского края в частности по обеспечению экономической стабильности и развития страны.

Приморье выходит на первый план потому, что это самая южная точка, она ближе всего к зонам грузообразования и грузопоглощения. Поэтому здесь сегодня формируется новый вход в логистику Северного морского пути, отсюда есть выход на Корейский полуостров, в Китай, в другие дружеские страны Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Мы давно говорим о необходимос-ти создания в порту Владивосток хаба, где пересекаются, начинаются и заканчиваются различные маршруты, оказываются ключевые логистические услуги, где должна происходить консолидация, распределение и перераспределение грузопотоков.

Автодороги будут развиваться

«МП»: Испытывают ли порты сложности с доставкой и вывозом грузов автомобильным транспортом? Насколько высока загрузка автодорог, ведущих в порты, в каком они состоянии?

– С доставкой и вывозом грузов у морских портов особых сложностей нет. Существующая улично-дорожная сеть пока вполне справляется с трафиком грузовых автомобилей. Основной грузопоток в порты сейчас все же поступает по железной дороге.

Однако в дальнейшем, при поэтапном вводе в эксплуатацию транспортно-логистических центров, возможен значительный рост грузового трафика от этих центров в направлении морских портов и обратно. Тогда нам придется решать вопросы, связанные с развитием дорожной сети Приморского края.

Часть грузов будет переориентирована с железной дороги через создаваемые транспортно-логистические центры на автомобильный транспорт. Уже сегодня стивидорные компании в направлении от Владивостока до порта Восточный подтверждают перевозки грузов грузовыми автомобилями. Но чтобы соединить транспортную, промышленную и логистическую инфраструктуры Приморья, необходимо завершить строительство скоростной автодороги Владивосток – Находка – порт Восточный. Дорога, по которой сейчас идет движение, уже не справляется с транспортным потоком. А в нем ежегодно увеличивается доля тяжеловесных грузовых автомобилей.

Строительство скоростной автомобильной дороги позволит переориентировать грузы, следующие железнодорожным транспортом, через мультимодальные транспортно-логистические центры автомобильным транспортом в направлении портов Находка и Восточный. Это решит государственную задачу по обеспечению бесперебойной отправки российских внешнеторговых грузов через восточные ворота нашей страны.

«МП»: Для контроля движения большегрузного транспорта на дороге Раздольное – Хасан в тестовом режиме с 6 июня работает новый пост весового контроля, что позволит снизить нагрузку на дорогу, которая имеет выходы к портам Посьет, Зарубино и Славянка. Насколько важен контроль за движением большегрузного транспорта в Приморском крае?

– С нарушениями правил дорожного движения, которые ведут к прежде-временному износу автодорог в Приморье, теперь помогают бороться цифровые технологии.

На территории края до конца лета вместе с комплексами автоматической фотовидеофиксации нарушений заработают 8 автоматических пунктов весового контроля. Сейчас там завершены строительно-монтажные и пусконаладочные работы, пункты функционируют в режиме тестовой эксплуатации. Благодаря уже установленному оборудованию выявлены автопоезда, масса которых превышает 100 тонн.

С полноценным запуском комп-лексов штрафы за подобные нарушения составят до 400 тыс. рублей за одно нарушение. И владельцы такого транспорта задумаются, что дешевле – эксплуатировать автомобиль в соответствии с требованиями или платить миллионные штрафы.

«МП»: Олег Николаевич, в регионе представлены все виды транспорта. Каковы физические и финансовые показатели транспортной отрасли за прошлый год? Какую долю в доходах края занимает транспортный комплекс в целом и морские порты в частности? Чего Вы ожидаете от инвестиций в портовую инфраструктуру?

– Транспортный каркас Приморья включает в себя, как уже говорил, шесть морских портов суммарной мощностью свыше 150 млн тонн, железнодорожные пути протяженностью более 1,5 тыс. км, автомобильные дороги протяженностью почти 20 тыс. км, международный аэропорт Владивосток. Сюда же входят 15 пунктов пропуска через государственную границу РФ, а также транспортно-логистические центры и складские помещения. Отрасль обеспечивают свыше 8 тыс. предприятий, на которых работает более 60 тыс. человек.

Вклад транспортного комплекса в валовой региональный продукт края за 2021 год составил около 26%. Доля доходов от деятельности водного транспорта в 2021 году составила 1,4% – практически 1,8 млрд рублей. Грузооборот морских портов края увеличился на 3,1% в сравнении с 2020 годом, достигнув 142,3 млн тонн. А за десять лет их суммарная мощность выросла на 51%.

Общий объем инвестиций, направленных в реализацию крупных инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры до 2030 года, составит почти 400 млрд рублей. Планируется создать более 5 тыс. новых рабочих мест. Дополнительный объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составит около 94 млрд рублей.

Морские порты №6 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты