Советская Гавань на пороге новых возможностей - Морские вести России

Советская Гавань на пороге новых возможностей

25.04.2022

Советская Гавань на пороге новых возможностей

По итогам 2021 года грузооборот порта Советская Гавань снизился почти на 38%. Одной из причин стала реконструкция терминала «Компании Ремсталь», на котором в прошлом году ПРР не производились. Кроме этого, компания строит транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке наливных и контейнерных грузов мощностью 9 млн тонн. Срок завершения проекта – 2028 год.

Несмотря на заметное снижение грузооборота после рекордных показателей перевалки в 2020 году в 1 млн тонн, количество судозаходов в порт существенно не изменилось. Служба капитана порта на протяжении прошлого года продолжала выполнять свои функции в полном объеме. Хотя известно, что портовые власти готовятся к слиянию с портом Ванино – документы в данный момент находятся на доработке. В подробностях об этом рассказал капитан морского порта Советская Гавань ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Сергей Фомин.

«МП»: Сергей Юрьевич, каковы показатели грузооборота порта и судозаходов за 2021 год в сравнении с предыдущим? По каким видам грузов наблюдался рост, по каким – снижение объемов перевалки?

– Грузооборот морского порта Советская Гавань в 2021 году по сравнению с предыдущим снизился почти на 38% и составил 525 тыс. тонн. Снижение произошло за счет сокращения перевалки угля почти на 65%.

Это связано с реконструкцией терминала «Компании Ремсталь». В 2020 году компания перевалила почти 109 тыс. тонн, а в 2021 году погрузо-разгрузочные работы на причале не осуществлялись. Сократил перевалку угля и «Терминал Совгавань» – примерно на 53%.

Из-за запрета на вывоз круглого леса перевалка лесных грузов в порту снизилась почти на 54%, или на 184 тыс. тонн.

Наблюдался рост объемов перевалки нефтепродуктов. АО «ННК-Гаваньбункер» перевалено 159 тыс. тонн, что на 29% больше, чем в предыдущем году.

Количество судозаходов в порту снизилось, но незначительно, всего на 5%.

«МП»: Произошли ли изменения по типам и водоизмещению судов, прибывающих в порт? Какие-то ограничения по осадке и размерениям судов на сегодня имеются в порту?

– Размеры и водоизмещение судов, заходящих в порт, практически не изменились. В соответствии с Обязательными постановлениями морской порт принимает у причалов суда длиной до 200 метров и осадкой до 10 метров.

Фактические глубины в акватории, у причалов порта и проходные осадки судов доводятся капитаном порта до сведения мореплавателей ежегодно.

Осенью 2021 года в соответствии с техническим заданием ФГУП «Росморпорт» выполнены гидрографические работы по детальной съемке рельефа дна акватории порта. Данная работа проведена в целях обеспечения мореплавателей достоверной информацией о фактических глубинах. Дноуглубительные работы в порту не проводились.

«МП»: Как сегодня осуществляется управление движением судов, по-прежнему с ограниченным использованием СУДС Ванино? Появились ли в порту новые вспомогательные суда?

– Расширения границ действия СУДС Ванино на порт Советская Гавань не произошло. Движение судов в акватории порта, проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря регулируются в соответствии с графиком движения и расстановки судов капитаном порта. Службой капитана порта ведется постоянный контроль за местоположением судов, находящихся в акватории порта и на подходах к нему.

Для более полного контроля за находящимися в порту судами специалистами Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» произведен монтаж оборудования АИС и АРМ Видео в помещении инспекции государственного портового контроля. Оно позволяет получить оперативную информацию, необходимую для обеспечения безопасности мореплавания.

Нового флота в порту не прибавилось. Швартовные операции осуществляются с помощью буксиров АО «Дальтрансуголь», ФГУП «Росморпорт», расположенных в порту Ванино, и буксирами ИП Швецова В.Ю. в Советской Гавани.

«МП»: В чем особенность текущего периода ледокольных проводок? Как сказывается ледовая обстановка на показателях перевозок и грузооборота порта?

– Начало периода ледокольных проводок 2021-2022 годов и введение ограничений в порту Советская Гавань и на подходах к нему было объявлено с 18.12.2021 г. распоряжением капитана порта. Это на три дня позже, чем в предыдущем году.

Особых отличий по сравнению с прошлым зимним периодом пока не наблюдается. Работает штаб ледокольных проводок, сформированный из членов Бассейновой комиссии ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива», по организации ледокольной проводки судов в морских портах Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри и на подходах к ним.

Согласно Плану расстановки ледоколов в сезон 2021-2022 годов в замерзающих портах ледокол «Новороссийск» должен был прийти в порт Ванино 15 января. 11 января он уже находился в акватории порта Советская Гавань, 12 января осуществил первую ледокольную проводку судна в Советской Гавани по индивидуальному коммерческому договору между судовладельцем и оператором ледокола.

«МП»: Какие планы на 2022 год у порта в плане развития инфраструктуры? Насколько активны инвесторы, реализующие проекты, в частности транспортно-перегрузочных комплексов по перевалке СУГ и по перевалке навалочных, генеральных и наливных грузов?

– ООО «Компания Ремсталь», как один из портовых операторов, реализует инвестиционный проект строительства транспортно-перегрузочного комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) мощностью до 1 млн тонн и пропускной способностью до 33 судов в год. Срок завершения проекта – 2023 год. С этой целью ведется и реконструкция действующего терминала.

Кроме этого, компания реализует проект строительства транспортно-перегрузочного комплекса по перевалке наливных и контейнерных грузов в районе мыса Марии залива Советская Гавань, который станет важным звеном транспортно-логистической цепочки экспорта продуктов переработки нефти и газа.

Включение обработки контейнерных грузов в процесс внешнеторговых перевозок в страны АТР позволит увеличить общий грузооборот ТПК до 9 млн тонн в год с планируемым числом судозаходов до 16 в месяц.

Естественная глубоководная бухта Эгге залива Советская Гавань располагает всеми условиями для оптимального размещения комплекса. В состав его производственных объектов будут входить объекты железнодорожного, причального фронтов и складского хозяйства. Технические характеристики причала позволят принимать под погрузку танкеры типа Panamax. Планируемый режим работы ТПК – круглосуточный и круглогодичный. Сроки реализации проекта – 2022-2028 годы.

Кроме того, в декабре 2021 года на причале ООО «Бункер Порт» было обработано первое судно с контейнерами, которое прибыло из порта Владивосток. Перевалка контейнеров может оказаться перспективным направлением дальнейшего развития инфраструктуры порта.

«МП»: На каком этапе находится процесс объединения портов Советская Гавань и Ванино? Будет ли в связи с этим упразднена Служба капитана порта Советская Гавань?

– Процесс объединения морских портов Ванино и Советская Гавань в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 г. №1775 «Об утверждении Правил установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта» находится в стадии подготовки и согласования документов.

В настоящее время материалы возвращены на доработку, проводится работа по уточнению координат земельных участков инициаторов для включения в границы территории порта Ванино, вносятся корректировки.

После объединения портов филиал будет ликвидирован. Все работники филиала останутся на своих рабочих мес-тах и будут осуществлять возложенные на них функции по обеспечению безопасности мореплавания в акватории залива Советская Гавань. Их должности перейдут в Службу капитана морского порта Ванино.

Морские порты №2 (2022)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты