МСКЦ Владивосток: снижение аварийности и укрепление системы - Морские вести России

МСКЦ Владивосток: снижение аварийности и укрепление системы

04.10.2021

МСКЦ Владивосток: снижение аварийности и укрепление системы

На Дальнем Востоке система координации поиска и спасания на море развивается в соответствии с политикой Российской Федерации и в тесном международном сотрудничестве, отвечая потребностям судоходства и ориентируясь на перспективное развитие морской отрасли. Об актуальных тенденциях в функционировании данной системы, совершенствовании законодательной базы отрасли в части взаимодействия аварийно-спасательных служб на море рассказывает начальник Морского спасательно-координационного центра Владивосток ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Николай Пирожков.

«МП»: Николай Владимирович, каковы результаты работы МСКЦ Владивос-ток в 2020 году и в первом полугодии 2021 года?

– За прошлый год и первую половину текущего года нашим центром получено и обработано 258 аварийных сигналов и сообщений, проведено 14 поисково-спасательных операций (ПСО), спасено 48 человек.

Аварийные сигналы приходят как в автоматическом режиме по системе ГМССБ, так и сообщения по другим видам связи. Надо отметить, что порядка 95-97% всех аварийных сигналов, приходящих по системе ГМССБ, после тщательной проверки оказываются ложными, что связано с погодными условиями, техническим состоянием оборудования и человеческим фактором.

Характер сигналов и сообщений об аварийных случаях разный, но в большей части касается тех или иных аварийных ситуаций с судами в море в условиях штормовой погоды. Немалое количество случаев происходит с рыболовными судами, находящимися на промысле, по причине намотки сетей на винто-рулевую группу.

Стоит отметить, что основное количество аварийных случаев происходит в дальневосточных морях. По статистике, наши морские спасательные подцентры (МСПЦ) Тикси и Певек не являются зонами повышенного напряжения в силу того, что интенсивность судоходства в восточном секторе Арктики относительно невысокая, а период навигации длится с июля по ноябрь, практически не захватывая наиболее аварийный осенне-зимний период.

«МП»: Изменилась ли зона ответственности МСКЦ за последнее время и что в нее сейчас входит, какие моря, участки акватории? В связи с этим изменилась ли структура (количество МСПЦ, баз, инженерных сооружений, причалов, построек и пр.) и техническое обеспечение МСКЦ (появилось ли новое оборудование, каким стал парк транспортных средств)?

– Зона ответственности МСКЦ Владивосток не изменилась и сейчас, после утверждения в ноябре 2020 года «Правил осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море», согласно Приложению к этим Правилам (Перечень поисково-спасательных районов Российской Федерации) так же простирается от акватории Японского моря, Охотского и Берингова морей, Тихого океана и до Берингова пролива.

Указанное Приложение закрепляет за МСКЦ Владивосток и его двумя МСПЦ Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский конкретные районы поиска и спасания. Структура и техническое обеспечение МСКЦ/МСПЦ остаются прежними и отвечают всем международным требованиям для осуществления поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море.

ФГБУ АМП «Приморского края и Восточной Арктики» полностью обеспечивает МСКЦ Владивосток современным оборудованием, позволяющим оперативно выполнять поставленные задачи.

«МП»: Какие в этом году были самые масштабные и сложные аварийные случаи?

– Самым сложным, пожалуй, был пожар на рыболовном судне «Витим» 6 марта 2021 года в заливе Петра Великого. Причина – возгорание в рыбном цехе судна.

Для эвакуации экипажа и тушения пожара были привлечены находящиеся в этом районе пять транспортных и рыболовных судов, направлены спасательные суда МФАСС «Спасатель Заборщиков», СБС «Лазурит» Приморского филиала ФГБУ «Морспасслужба» и ЛСС «Суворовец» ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР». На случай экстренной эвакуации в состоянии готовности находились два вертолета Ми-8 региональных управлений Росавиации и МЧС России.

Безопасную эвакуацию членов экипажа осложняла штормовая погода. Однако, благодаря своевременным, скоординированным и профессиональным действиям участников операции, а также профессионализму капитана и экипажа аварийного судна, все 30 членов экипажа были благополучно эвакуированы на два спасательных плота и подняты на борт подошедшего рыболовного судна «Алчан». Никто не пострадал.

Спасательные суда продолжили тушение пожара. Сложность заключалась в том, что судно имело крен на правый борт до 35 градусов и сильное задымление. Высадить аварийную партию для разведки и тушения пожара, произвести спрямление судна при помощи переносных насосов не представлялось возможным из-за угрозы опрокидывания судна.

8 марта ЛСС «Суворовец» в сопро-вождении СБС «Лазурит» отбуксировал аварийное судно на рейд в Уссурийском заливе, где аварийно-спасательные работы по тушению пожара и спрямлению судна продолжили специалисты «Морспасслужбы» при участии судов СБС «Лазурит», РВК «Водолаз Сташков» и СКБ «Капитан Балашов». В результате крен судна был уменьшен до 5 градусов, пожар полностью потушен, разлива нефтепродуктов не произошло. Судно было ошвартовано к причалу №1 мыса Поспелова на острове Русский и передано судовладельцу.

Были и менее масштабные случаи. Например, 24 апреля 2021 года в Уссурийском заливе при ухудшении погоды и резком усилении ветра в районе поселка Рыбачий в море унесло резиновую лодку с двумя рыбаками. МСКЦ провел оповещение участников взаимодействия. На поиски из Владивос-тока вышел СКБ «Капитан Балашов» ФГБУ «Морспасслужба». Стоящему поблизости теплоходу «Бухта Русская» была дана команда сняться с якоря и приступить к поиску, который вскоре увенчался успехом: лодку с рыбаками обнаружили на выходе из Уссурийского залива.

Пострадавшие были подняты на борт судна и переданы подошедшим из Владивостока спасателям для доставки в порт. Спасенных осмотрел судовой врач, но, к счастью, в медицинской помощи они не нуждались.

«МП»: Как бы Вы охарактеризовали тенденции, происходящие в области аварийности на морском транспорте? Нормализуется ли ситуация в части маломерного судоходства?

– Одна из позитивных тенденций прошлого года и первой половины текущего – полное отсутствие аварийных случаев с рыболовными судами КНДР. Еще недавно это было серьезной проблемой.

В общем количество аварийных случаев с судами постепенно снижается. В то же время отмечается увеличение количества медицинских эвакуаций с судов в море.

Что касается ситуации с аварийнос-тью маломерного флота, то здесь, благодаря работе надзорных органов, проводящих большую разъяснительную работу с владельцами маломерных судов о неукоснительном соблюдении правил безопасности при выходе в море, количество аварийных случаев значительно снизилось.

«МП»: Недавно в акватории залива Петра Великого прошли масштабные учения по спасанию людей с затонувшего судна. Расскажите об особенностях и результатах этой операции.

– 18 мая в районе Амурского залива было проведено плановое Бассейновое учение по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море. В учении, организованном МСКЦ Владивосток, приняли участие ИГПК морского порта Владивосток, спасательные суда ФГБУ «Морспасслужба», Тихоокеанский флот ВМФ, Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю, катера и моторные лодки ГУ МЧС России по Приморскому краю, ГИМС и Приморской ПСС, Владивос-

токской РПСБ, ДВБФ ФГУП «Росморпорт», две бригады экстренного реагирования и санитарный транспорт КГКУЗ «ТЦМК» и ФГБУЗ «ДВОМЦ ФМБА России», а также два вертолета Ми-8 МЧС России и Росавиации.

По сценарию МСКЦ Владивосток получил условное сообщение о бедствии: «В Амурском заливе в результате столкновения с неизвестным подводным объектом затонул теплоход». Экипаж покинул судно на спасательном надувном плоту, шесть членов экипажа оказались в воде, из них двое получили травмы.

По указанию начальника МСКЦ дежурный капитан-координатор оповестил суда в районе бедствия, оперативного дежурного ГМСКЦ, дежурного диспетчера Приморского филиала ФГБУ «Морспасслужба» и другие организации. Силы и средства, участвующие в учении, были приведены в немедленную готовность и действовали в соответствии с заданиями и командами штаба руководства учением.

Сначала был выполнен авиационный поиск. По указанию координатора произведен подъем на борт вертолета и эвакуация одного человека (манекена). Суда, катера и моторные лодки, привлеченные к ПСО, выполнили поиск по переданным координатам. Условные пострадавшие были обнаружены, подняты из воды и доставлены на берег в медучреждение. Учение проведено успешно.

Представители разных ведомств и служб получили важный практический опыт совместной оперативной работы по спасанию людей на море, ценность которого подтверждают спасательные операции в реальных условиях.

«МП»: Какие организационные, структурные, технологические инновации имеют первостепенное значение для успешного развития спасательной отрасли?

– В первую очередь хотелось бы сказать о решении давно существовавшей проблемы по приведению законодательной базы отрасли в части взаимодействия аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море к современному уровню, отвечающему реалиям сегодняшнего дня.

Как я уже сказал, 25 ноября 2020 года Правительством РФ были утверждены «Правила осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций при проведении поисковых и спасательных операций на море».

По распоряжению Росморречфлота все МСКЦ и МСПЦ переработали свои бассейновые планы в соответствии с новыми требованиями, что, несомненно, приведет к совершенствованию и улучшению деятельнос-ти участников взаимодействия при проведении поисково-спасательных операций.

«МП»: Каким образом отразятся на МСКЦ Владивосток планы по развитию Северного морского пути? Коснутся ли они подцентров в портах Тикси и Певек?

– В рамках Плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года готовятся предложения по развитию системы поиска и спасания людей и судов, а также системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов.

ФГБУ «Морспасслужба» по федеральной программе Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры получит к 2030 году 19 новых судов и 4 арктические базы, две из них в Певеке и Тикси. Это значительно усилит возможности МСПЦ Тикси и МСПЦ Певек по проведению поисково-спасательных операций на трассе Севморпути в восточном секторе Арктики.

«МП»: Николай Владимирович, и в заключении интервью несколько слов о развитии международного сотрудничества центра. Какие аспекты совместной работы и обмена опытом наиболее актуальны?

– В основе программы международного сотрудничества лежат межправительственные соглашения между Россией, Японией, Республикой Кореей, КНДР, КНР и США. МСКЦ Владивосток наиболее тесно сотрудничает с аналогичными центрами Японии, Китая и Республики Кореи и ежегодно принимает участие в региональных встречах представителей поисково-спасательных служб этих стран.

Также мы участвуем во встречах российско-американской группы совместного планирования по ликвидации разливов нефти в рамках межправительственного соглашения 1989 года и встречах экспертов рабочих групп форумов пограничных ведомств/береговых охран государств северной части Тихого океана (России, Канады, США, КНР, Республики Кореи и Японии).

Отдельное направление сотрудничества – учения. Так, в 2020 году и в первом полугодии этого года наш центр принял участие в шести международных учениях: по связи BRAVO-2020 и BRAVO-2021 с Береговой охраной США в рамках Совместного плана чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях, дважды в учениях NOWPAP BRAVO Exercise с береговыми охранами Японии, Китая и Республики Кореи в рамках Плана действий по защите, управлению и развитию морской и прибрежной окружающей среды Северо-западной части Тихого океана (NOWPAP) и дважды в учениях SAR Communication Exercise с коллегами из портов Отару и Ниигата.

Морские порты №5 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Mordraga
Camco
Портовый вебинар Административная ответственность за нарушение технических регламентов в портах
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России