Контроль за угольной пылью - Морские вести России

Контроль за угольной пылью

20.09.2021

Контроль за угольной пылью

Как известно, уголь пылит на всех этапах работы с ним. Для эффективного пылеподавления при работе с этим грузом необходимо принимать комплекс защитных мер. В их числе использование специальных реагентов для орошения угля, которые позволяют минимизировать вредное экологическое воздействие на природу и человека. Такую продукцию на основе биотехнологий, предназначенную для подавления пыления в любых сферах деятельности, производит высокотехнологичная компания «ТампоМеханика». О подходах к разработке реагентов против пыления и практике их использования в различных климатических условиях рассказывает коммерческий директор компании «ТампоМеханика» Наталья Аверьянова.

«МП»: Что необходимо учитывать при разработке реагентов, предназначенных для использования в технологии орошения пылящих грузов? И какие проблемы приходится решать компании «ТампоМеханика», производя такие реагенты?

– При разработке реагентов для пылеподавления прежде всего надо понимать, с чем именно мы боремся. Как известно, пыль – это мелкие твердые частицы органического или минерального происхождения размером от долей микрона до максимального – 0,1 мм.

Согласно медицинским исследованиям, наиболее опасная для человека пыль – от 2,5 до 10 мкм. Это обусловлено тем, что эти мелкие фракции не задерживаются в верхних дыхательных путях, а проходят в легкие и оседают там, вызывая поражение легочной ткани. Именно исходя из размеров этих фракций и регламентируются предельно допустимые концентрации (ПДК) по гигиеническим нормативам.

Осаждение мельчайших частиц представляет большую проблему на различных производствах, имеющих дело с угольной пылью. Например, частица пыли диаметром

10 мкм, находящаяся на расстоянии 1 метра от поверхности земли, оседает в течение 4 минут, а частица пыли диаметром 1 мкм – 6-7 часов. То есть, с учетом наличия воздушных потоков, частицы 1-2 мкм практически не оседают на землю.

«МП»: Возникает вопрос – какие меры надо применять, чтобы осаждались именно мельчайшие частицы пыли? Какое для этого требуется оборудование и материалы?

– В настоящее время наиболее распространенное средство в борьбе с угольной пылью, которое активно применяется в портах, – это туманогенерирующие пушки. В основном они работают на чистой воде, без реагентов.

Однако данный подход не всегда эффективен. Дело в том, что осаждение пыли из воздуха происходит тогда, когда капли воды, соединяясь с частицами пыли, увеличивают их вес, в результате чего частицы пыли и оседают.

Между тем исследования показали, что в случае, когда размеры капель воды существенно превышают размеры частиц пыли, эти частицы будут двигаться вокруг капель воды вместе с потоками воздуха, обтекающими каплю, и не соединятся с водой. Таким образом, чтобы увеличить вероятность столкновения капель воды и частиц пыли, необходимо ввести в воздух капли жидкости примерно такого же размера, как частицы пыли.

Кроме того, на интенсивность соединения воды и пыли влияют такие факторы, как склонность частиц к растворению в воде, их гидрофобность или гидрофильность (способность к смачиванию), присутствие гигроскопичных солей, электричес-кий потенциал частиц пыли и капель воды, температура, влажность воздуха, атмосферное давление, наличие и влияние электрических полей.

«МП»: В таком случае какое существует решение, позволяющее максимально эффективно осаждать пыль?

– Для более качественного пылеподавления существуют специальные реагенты, улучшающие смачивающие способности воды. В частности, наша компания разработала ряд реагентов-пылеподавителей для эффективной борьбы с угольной пылью как в летний, так и в зимний период.

При их использовании, вне зависимости от размера капли воды, эффективность применения туманогенерирующих пушек и других оросительных систем возрастает в разы. Реагенты просты в применении: они заливаются в емкость с водой, перемешиваются, после чего вода со специальной добавкой готова к использованию. Особенно реагенты эффективны при погрузо-разгрузочных работах.

«МП»: Это только один этап в борьбе с угольной пылью. Что же делать на других этапах работы с углем, помимо погрузо-разгрузочных работ?

– Как известно, уголь пылит на всех этапах работы с ним, в том числе и при его хранении в штабелях, и при его транспортировке, и при пылении дорог в технологических зонах.

Для решения данной проблемы мы предлагаем применять суперабсорбент-пылеподавитель «Аквасин». Данный реагент представляет собой биоразлагаемый полимер в виде порошка, который засыпается в емкость поливальной машины и, поглощая воду, переходит в состояние гидрогеля. Готовый гель наносится на штабель через пожарный ствол, а дороги обрабатывают из стационарных нижних форсунок.

Гидрогель связывает мельчайшие частицы пыли в более крупные агломераты, тем самым препятствуя выносу с обработанной поверхности. Обработанный уголь первые дни, в зависимости от климатических условий и ветровой нагрузки, остается влажным за счет удерживающих воду свойств реагента.

В дальнейшем, по мере высыхания, на поверхности образуется хрупкая корка, препятствующая ветровой эрозии угольной пыли из штабеля. Такой метод весьма эффективен и для обработки угля в вагонах перед отправкой, где потери некоторых марок от выветривания при транспортировке могут достигать 2-4%.

«МП»: Каким образом с помощью ваших реагентов можно эффективно удалить угольную пыль в зимний период?

– Зима – самое сложное время для угольной промышленности. Всем потребителям, в том числе и портовикам, доставляет много хлопот не только выгрузка смерзшегося угля, но и увеличенное пыление некоторых марок угля с низким показателем влажности.

Ранее для пылеподавления наиболее популярны были хлорсодержащие реагенты, такие как бишофит (хлорид магния), а также композиции с другими хлоридами (натрия, калия и т.д.) в связи с их дешевизной.

Однако при промышленном использовании хлоридов предприятия столкнулись с рядом других проблем. Дело в том, что хлориды обладают высокой коррозионной активностью, вызывая ускорение образования ржавчины на оборудовании и технике. Также хлор негативно влияет на качество угля и относится к числу промышленно вредных элементов, вызывающих коррозию аппаратуры при энергетическом и технологическом использовании углей. Сжигание углей при содержании хлора более 0,3% крайне затруднительно.

Чтобы избежать этих проблем, специально для применения в зимний период наша компания разработала линейку высокоэффективных реагентов-пылеподавителей ArcticLine, изготовленных на основе солей, не содержащих хлоридов, поверхностно-активных веществ (ПАВ) и антикоррозийных добавок. Принцип действия этих реагентов заключается в утяжелении и склеивании частиц угля в более крупные агломераты, что ведет к осаждению пыли.

Реагенты ArcticLine поставляются на предприятия клиентов в виде концентратов, которые на месте могут разводиться водой для использования в разных температурных режимах (с температурой кристаллизации рабочего раствора -26° C, -40° C и -55° C). Как следствие, нет необходимости в дополнительном обогреве трубопровода и форсунок оросительной системы.

Также «ТампоМеханика» разработала и внедрила зимний реагент-пылеподавитель на основе глицерина ArcticLine-G. Аналогичные реагенты достаточно давно положительно зарекомендовали себя как антигололедное средство для обработки самолетов и взлетно-посадочных полос даже в экстремальных погодных условиях (до -55° C).

Зимние реагенты-пылеподавители ArcticLine и ArcticLine-G могут применяться как через распыление туманогенерирующими пушками, так и через другие виды оросительного оборудования, так как представляют собой однородную жидкость без каких-либо твердых включений, при этом вязкость в зависимости от температуры меняется несущественно (кинематическая вязкость при +20°/-40° C с Ст: 2,10/18,9).

«МП»: Насколько экологически безопасны ваши реагенты и те решения, которые применяются для подавления угольной пыли? Какие стивидорные компании пользуются продукцией «ТампоМеханика» в своей производственной деятельности при обработке пылящих грузов, в частности угля?

– Все реагенты-пылеподавители, производимые компанией «ТампоМеханика», имеют IV класс опасности (малоопасные вещества). Химические вещества, используемые в реагентах, благодаря невысоким показателям опасности и токсичности, несут наименьшую угрозу как человеку, так и окружающей среде.

Следует особо отметить, что «ТампоМеханика» сотрудничает с ведущими горными университетами России, а также с производителями оросительного оборудования, что дает возможность предложить клиентам не только эффективный реагент, но и готовое технологичное решение проблемы с пылением.

Это уже оценили такие предприятия, как ООО «Восточная стивидорная компания» (ВСК) – крупнейший контейнерный оператор на Дальнем Востоке России, переваливающий сегодня в порту Восточный, кроме контейнеров, и уголь, и ОАО «Владморрыбпорт» – один из крупных операторов морского терминала в порту Владивосток, в номенклатуре перерабатываемых грузов которого также присутствует уголь. Эти компании эффективно используют наши решения по подавлению угольной пыли при производстве погрузо-разгрузочных работ в рамках комплексных природоохранных мер.

Морские порты №4 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон