Новый регламент для новороссийского порта - Морские вести России

Новый регламент для новороссийского порта

29.08.2021

Новый регламент для новороссийского порта

Крупнейший по грузообороту в России порт Новороссийск в период пандемии испытал снижение грузооборота на 10% в основном по причине сокращения объемов перевалки нефтяных грузов. Снизилось и количество судозаходов, соответственно, танкеров. Службой капитана порта в условиях санэпидограничений был разработан новый регламент работы, направленный на обеспечение бесперебойной работы порта и осуществление контролирующих функций. Об этом, а также о перспективах грузооборота, развитии портовых мощностей, обеспечении безопасности мореплавания и экологических норм рассказал капитан морского порта Новороссийск ФГБУ «АМП Черного моря» Станислав Урюпин.

«МП»: Станислав Анатольевич, как сказался кризис, связанный с пандемией коронавируса, на показателях работы лидера российских морских портов по грузообороту – Новороссийска? Как сработал порт в 2020 году и какие тенденции отмечаются в году текущем? Исходя из данных грузооборота за 4 месяца, какие прогнозы можно дать по годовому грузообороту в 2021 году?

– Конечно, общий спад мировой экономики, связанный с пандемией, введением многими странами ограничительных мер и локдаунов, не мог не сказаться на показателях порта. Грузооборот в 2020 году снизился примерно на 10% и составил чуть более 142 млн тонн, это на 16 млн тонн меньше по сравнению с «доковидным» 2019 годом.

В 2021 году спад продолжился, за январь-апрель грузооборот сократился на 12% и составил 47 млн тонн, что на 6,5 млн тонн меньше, чем в прошлом году. В настоящий момент тенденция к снижению грузооборота сохраняется, и, возможно, по итогам года он составит около 125-130 млн тонн. Все будет зависеть от темпов восстановления экономик разных стран мира. Надежду вселяет также вакцинация населения Земли, способствующая снижению заболеваемости COVID-19 и увеличению экономической активности.

Наибольшее снижение в 2020 году произошло в отгрузке сырой нефти и нефтепродуктов – основного сегмента грузооборота порта, поскольку этому способствовали следующие факторы: падение биржевых котировок сырой нефти марок Brent, WTI и Urals в моменте с $75-80 до $16-20 и установление их на уровне около $25 за баррель; снижение потребления топлива воздушным, наземным и морским транспортом из-за введенных государствами ограничений на передвижение людей. Так, сырой нефти и нефтепродуктов было отгружено почти 98 млн тонн, а годом ранее – 117,5 млн тонн. Из-за геополитических конфликтов на Ближнем Востоке снизилась отгрузка пиломатериалов, традиционно отправляемых в этот регион.

Вместе с тем, положительную динамику отгрузок показали зерновые и контейнерные грузы. Этому способствовали хороший урожай зерновых культур и начало работы нового причала №38 ООО «Контейнерный терминал НУТЭП», позволяющего обрабатывать суда-контейнеровозы длиной 300 метров.

«МП»: Как изменились цифры судозаходов в морской порт и характеристики судов по итогам прошлого года и 4 месяцев текущего? Какова статистика проверок и инспекций судов, особенности в условиях коронавирусной инфекции?

– Количество судозаходов в 2020 году составило 4890 судов, что на 5,9% меньше по сравнению с 2019 годом. За 4 месяца текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого количество судозаходов снизилось меньше чем на процент – с 1740 до 1731, но по категориям судов разница значительная: так, танкеров прибыло в порт 500, что на 20,5% меньше прошлогоднего показателя, а остальных судов (сухогрузы, контейнеровозы, балкеры, ро-ро, рефрижераторные) – 1022, или на 14,5% больше.

Как известно, морской порт Новороссийск является портом Черноморского меморандума о взаимопонимании о контроле судов государством порта. Несмотря на сложившуюся в прошлом году сложную эпидемиологическую обстановку, сектор по проведению осмотров и контрольных осмотров российских и иностранных судов Службы капитана порта Новороссийск, следуя рекомендациям Роспотребнадзора и Инструкции по профилактике коронавирусной инфекции ФГБУ «АМП Черного моря», продолжил бесперебойную работу по инспектированию судов под российским и иностранными флагами.

В 2020 году осмотрено 1406 судов под иностранными флагами (+2,1%) и 217 судов под российским флагом (-22,1%). Задержано 97 судов под иностранными флагами и 5 судов под российским флагом. Анализ задержаний по флагам морских администраций судов таков. Больше всех в 2020 году было задержано судов под флагом Панамы – 22, затем Мальты и Маршалловых островов – по 11, Либерии – 9, Молдовы и Гонконга – по 5, Коморских островов – 7, Танзании и Антигуа и Барбуды – по 4 задержания. Средний возраст задержанных судов составил 21 год.

Анализ недостатков, выявленных при инспектировании судов под иностранными флагами, показывает, что наибольший процент замечаний приходится на несоответствие Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС-2006) – 24,6%, по разделам «спасательные средства» – 17,3%, «навигационное оборудование» – 15,6%, «главные и вспомогательные механизмы машинного отделения» – 9,8%, «аварийное оборудование и сигнализация» – 7,7%, «противопожарное оборудование» – 7,5%.

За 4 месяца текущего года осмот-рено 473 судна под иностранными флагами, процент проведенных инспекций с несоответствиями составил 66,5%, 36 судов задержано. В 2021 году статистика по флагам задержанных судов такова: Панама – 10, Маршалловы острова – 5, Либерия – 4, Молдова и Вануату – по 3 задержанных судна. Под российским флагом осмотрено 58 судов, из них замечания выданы 52 судам, задержано 2 судна.

Важно отметить, что в этом году в 21-й раз состоялась сессия Комитета Черноморского меморандума (ЧМ), которая прошла на площадке Информационно-координационного центра государственного портового контроля (ИЦГПК) в Москве в режиме видео-конференц-связи. Кроме традиционных вопросов анализа данных инспекций в регионе ЧМ, изменений в Руководстве для инспекторов государственного портового контроля, рассмотрения годовых отчетов Секретариата и менеджера Информационной системы ЧМ и других, было выдвинуто предложение о создании рабочей группы по разработке процедуры запрета на заход в морские порты ЧМ субстандартных судов (процедура «баннинга»), куда вошли и представители Службы капитана морского порта Новороссийск. Комитету Черноморского меморандума был представлен новый секретарь ЧМ – представитель Турции Онур Турхан.

«МП»: Какое событие прошедшего года в порту могло бы претендовать на главное событие года? Какое отношение к нему имеет Служба капитана порта?

– С учетом спада деловой активности и экономической деятельности практически все запланированные значимые мероприятия были отменены. Главным для нас стало обеспечение работы порта в условиях пандемии. При этом важно подчеркнуть, что основная задача Службы капитана порта – обеспечение безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему – в 2020 году выполнена, аварий не допущено.

Кроме того, блестящим результатом считаю отсутствие аварийных разливов нефтепродуктов при проведении бункеровочных операций и операций с нефтепродуктами, а их было проведено 2293, количество перегруженного бункерного топлива составило 1,18 млн тонн.

Пожалуй, стоит отметить, что Служба приняла активное участие в организации патриотической акции «Черноморская эстафета Победы. Заплыв памяти и славы», посвященной 75-ле-тию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и проводимой Межрегиональной Ассоциацией холодового плавания России и Международной Ассоциацией ледяного плавания с 19 октября по 7 ноября 2020 года. Заплыв спортсменов проходил по маршруту Новороссийск – Керчь – Севастополь. В мероприятии приняли участие спортсмены со всей России и бывших советских республик.

«МП»: В вопросах безопасности судоходства какие были зафиксированы нарушения не по вине Службы? Как реагировала Ваша Служба в таких ситуациях?

– Моряки знают, что море не прощает ошибок и безответственного подхода к вопросам безопасности мореплавания. Ошибочно считать, что если судно пришло в морской порт, то ему и экипажу уже ничто не угрожает.

Безусловно, в морском порту есть капитан порта и специализированные организации, способные оказать помощь в тех или иных ситуациях. Но не всегда эта помощь гарантирована, особенно в штормовую погоду.

Однако некоторые капитаны судов не всегда или не в полном объеме выполняют требования обязательных постановлений и рекомендации капитана порта, тем самым увеличивая риски возникновения нештатной ситуации на судне. Также замечу, что капитаны судов не всегда при нахождении судна в порту производят анализ предстоящих погодных условий и не следят за их развитием.

Новороссийск является одним из таких портов, где в силу географических особенностей местности погодные условия могут меняться со стремительной скоростью. Визитная карточка Новороссийска – так называемая бора – сильнейший северо-восточный ветер с гор, скорость которого в зимний период может достигать ураганных значений – 25-50 м/сек. Именно из-за этих условий, из-за медлительности капитанов судов и скоротечности наступления событий суда вынуждены покидать акваторию порта и следовать в открытое море, часто опасно маневрируя вблизи навигационных опасностей и других судов.

Конечно, Служба капитана порта с учетом опыта прошлых лет и анализа обстоятельств возникновения подобных ситуаций и их последствий в тесном взаимодействии с другими портовыми службами и организациями строит свою работу, как говорится, «на опережение». Иными словами, стараемся просчитать и установить наиболее проблемные места, выдать рекомендации и указания капитанам судов для принятия ими превентивных мер с тем, чтобы избежать попадания в сложную ситуацию.

«МП»:В порту постоянно ведутся ремонтные, строительные, дноуглубительные работы. Как организовано судоходство в этих районах акватории?

– В порту насчитывается 89 причалов с длиной причального фронта 16 247 метров. Планово-предупредительные ремонты на причалах выполняются операторами терминалов втечение всего года и, как правило, без вывода сооружения из эксплуатации. Если ремонты требуется проводить на операционных акваториях действующих причалов и на судоходных путях, то, конечно, они затрудняют судоходство, добавляют риски.

При организации таких работ тщательно прорабатывается раздел проекта производства работ по безопасности мореплавания. На рабочем совещании у капитана порта подробно рассматриваются вопросы взаимодействия при различных возможных ситуациях с привлечением представителей организации – исполнителя работ, лоцманской службы, СУДС и всех заинтересованных операторов терминалов.

Одно из главных условий выполнения работ – исключение простоев грузовых судов по вине исполнителя.

«МП»: Насколько активно развивается порт, какие инфраструктурные проекты реализуются?

– В настоящее время в порту реализуется один инвестиционный проект по реконструкции зернового терминала АО «КСК» мощностью 2,5 млн тонн с увеличением до 4 млн тонн. Заказчик строительства – ФГУП «Росморпорт», инвестор – АО «Контейнерный терминал «КСК». В рамках проекта построен новый причал эстакадного типа длиной 309 метров для обработки судов длиной 254 метра, дедвейтом 100 тыс. тонн, осадкой 14,6 метра.

Строительные работы по ГТС практически завершены. В настоящее время выполняются работы по монтажу и наладке технологического оборудования, дноуглублению операционной акватории и подходов к причалу. Постановка первого судна под обработку планируется в сентябре 2021 года.

Порт Новороссийск находится в постоянном развитии, модернизируется существующая инфраструктура перегрузочных комплексов, строятся новые гидротехнические сооружения. На сегодня имеется более 10 деклараций о намерениях инвестировать в строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры. Из-за имеющихся проблем в мировой экономике, возможно, не все инвестиционные проекты будут реализованы. Назову лишь те, что согласованы Минтрансом и реализация которых возможна уже в краткосрочной перспективе:

– универсальный перегрузочный комплекс АО «НСРЗ» для перевалки навалочных грузов объемом до 12 млн тонн в год (выполняются инженерно-геологические изыскания);

– терминал по перевалке навалочных грузов в контейнерах и генеральных грузов ООО «Порт Виктория» мощнос-тью 2,5 млн тонн (ведутся подготовительные работы на территории);

– контейнерный терминал ПАО «НМТП» (уже включены в границы порта два земельных участка для развития терминала);

– терминал перевалки растительных масел на 3-й и 4-й пристанях (идет подготовка территории для резервуарного парка и дооборудование причалов пристаней).

Морские порты №4 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ