«Интеллектика» создает SmartPort - Морские вести России

«Интеллектика» создает SmartPort

24.08.2021

«Интеллектика» создает SmartPort

«Компьютерное зрение», «искусственный интеллект», «BigData», «Smart» — большинство этих слов за прошлое десятилетие стали не только журналистскими штампами, красивые слова из научных журналов давно обосновались как в обычной жизни, так и на рабочих местах. Причем эти рабочие места находятся в самых разных сферах деятельности человека и отраслях экономики. Сегодня речь пойдет о том, какое применение эти понятия и процессы находят в портовой деятельности и в чем заключается будущее портового дела. В гостях у «МП» Юрий Оганянц, директор по развитию бизнеса ООО «Интеллектика», которое разрабатывает и внедряет сверхсовременные решения для портов, терминалов и стивидорного бизнеса в целом.

«МП»: Юрий Вячеславович, начнем с простого – чем именно занимается IT-компания «Интеллектика» и что она предлагает портовому бизнесу?

– Если обобщить – мы создаем комплексы и системы, упрощающие человеческий труд, предоставляющие новые рычаги для анализа и управления как отдельными процессами, так и всем портом или терминалом в целом.

В контексте морского транспорта у нас есть MOORiNET – система-«парктроник» со стороны причалов (берега) на основе технологий LiDAR с возможностью создания полноценной 2D- и 3D-модели судна в реальном времени и с машинным зрением, позволяющим полностью автоматизировать процесс слежения за судном в момент проведения швартовной операции и в разы сокращающим риск ошибки при швартовке судна; и цифровой двойник порта и терминала на базе SmartTwin, единой высокоуровневой «умной» платформы, использующей BigData и аналитику данных для real-time-работы в порту, а также для полноценного удаленного управления предприятием.

Вообще, «Интеллектика» – разносторонняя компания и, кроме множества решений для портов и терминалов, мы активно работаем с различными задачами и в других отраслях и областях производства. Естественно, кроме специалистов в области искусственного интеллекта и машинного зрения, компания обладает компетенциями проектирования, построения ЦОД, работает с низкоуровневыми устройствами АСУ ТП и т.д. Именно такая всесторонняя компетенция позволяет выполнять сложные проекты на стыке технологий.

«МП»: Расскажите подробнее, что это за решения и чем они помогают операторам морских терминалов и другим участникам транспортного процесса в порту?

– Любой порт или терминал, как и любое крупное предприятие, – это живой организм, в котором постоянно должны решаться сотни или даже тысячи задач: как найти правильное место для размещения груза с учетом заранее установленных ограничений доступных мест хранения и прогнозируемого времени прибытия груза, или как правильно выбрать причал для каждого судна, учитывая тип груза и доступность ресурсов, или как синхронизировать грузовые операции с доставкой груза…

Этот список из логических, а иногда и нетривиальных задач можно продолжать бесконечно. Как все успеть, как сделать так, чтобы этот организм не давал сбоев, как при необходимости восстановить единую картину в порту на определенные сутки/время или, наоборот, смоделировать и выбрать верное сочетание необходимых переменных? Как минимизировать человеческий фактор, ведь еще очень часто встречаются ситуации, когда операторы фактически держат в голове характеристики причалов, судов, техники и грузов?!

Внедрением системы SmartTwin решается множество операционных проблем. Вам больше не нужно держать информацию в голове, бояться что-то забыть или перепутать. Становятся наглядными вещи, которых раньше просто не замечали. С появлением продвинутой статистики станет видно все – от скрытых проблем до недооцененных специалистов.

Огромный массив информации (система обрабатывает сотни параметров!), который человеку сложно или даже невозможно обработать, мы систематизируем и показываем в удобном для анализа виде. Система является ядром цифрового и «умного порта» (Smart Port) и помогает не ошибаться: например, подсказывает лоцману при швартовке, передавая данные с метеостанции, дальномеров и ряда датчиков, стоящих на причале, или выбирает оптимальный причал, исходя из запроса и характеристик; возможна и обратная связь – изменения, которые вы сделаете в системе, превратятся в задачи для операторов, водителей, тальманов.

«МП»: Как давно такие решения применяются на практике в мире и каковы тенденции их внедрения?

– Идея оцифровизации морского дела не нова, о ней говорят уже четыре десятилетия. Объемы морских перевозок год от года только растут: если в начале 90-х их объем составлял около 5 млрд тонн, то в 2020-м было перевезено уже

11 млрд. Выросли почти все показатели – от размеров контейнеровоза до средней скорости его движения по маршруту.

В этой истории узким местом оказывается, как ни странно, человек, нагрузка и цена ошибки с каждым годом лишь растут. По статистике, сегодня более 60% чрезвычайных ситуаций происходят по причине «человеческого фактора». Это огромные убытки, которых можно было бы избежать, так как любая авария имеет период своего созревания, перед аварией всегда есть аварийная ситуация, которую можно своевременно обнаружить, а значит, предотвратить и саму аварию либо максимально снизить ее последствия.

Гамбург, Гонконг, Амстердам – назовите любой крупный портовый город – в их портах в том или ином виде будет использоваться цифровой двойник в рамках создания «умного порта». При этом Gartnet прогнозирует использование цифрового двойника в 2023 году уже в половине всех сущес-

твующих портов, терминалов и крупных промышленных предприятий.

Мы тоже поспособствовали продвижению прогресса: на счету «Интеллектики» внедрение комплексов в России и ОАЭ. Очень большая активность и интерес к нашим решениям наблюдается в Европе, причем из портов, названия которых у всех на слуху.

«МП»: Вы упомянули словосочетание «умный порт». Насколько это устоявшийся термин и какие процессы в организации портовой деятельности он характеризует?

– Концепции «умного порта» уже не первый десяток лет, она часто используется в зарубежной литературе и научных работах. Основная идея – в объединении всех систем, датчиков и ресурсов береговой линии, техники, судов в единую информационную систему. Таким образом, можно видеть узкие места, аномалии или неэффективное использование производственных ресурсов.

В более широком масштабе «умный порт» становится час-тью «умного города», где подобные системы, объединенные в один комплекс, решают задачи уже масштаба города, к примеру, оптимизируют транспортные потоки, снижают загрязнение воздуха, повышают безопасность и качество жизни.

В Евросоюзе последние годы активно продвигается концепция «зеленого порта». Главная мысль здесь – технологии должны помогать человеку использовать свое время и ресурсы правильно, не расходуя лишнего и не вредя окружающей среде.

С изменениями в целом согласны и другие мировые организации. Так, ООН в прошлом году выпустила очередной «Обзор морского транспорта», где в выводах года отметила растущую цифровизацию и дематериализацию, а также рост электронного документооборота. По итогам 2020 года оказалось, что трудные времена пандемии легче пережили организации с более высоким уровнем внедрения технологий.

«МП»: Что «умный порт» конкретно привносит в практи-ческую работу порта или терминала? В чем прямая выгода от его внедрения и обновления инфраструктуры?

– Главные показатели работы порта: эффективность, грузооборот (объемы, скорость), ну и сейчас добавилась экологичность. Возьмем, к примеру, швартовку. В портах старого образца она производится буквально на ощупь, безопасность многомиллионного груза зависит от мастерства одного человека – лоцмана. При этом скорости растут, размеры судов увеличиваются. Поэтому, пока технологии беспилотного судовождения еще в процессе становления, мы должны оказывать всестороннюю помощь человеку – лоцману, капитану, швартовной команде, всем!

Система MOORiNET объединяет в единое пространство измерительные и сканирующие комплексы, комплексы видеонаблюдения и машинного зрения, датчики мониторинга состояния гидротехнических сооружений, позволяя диспетчеру и лоцману осуществлять оперативный мониторинг процессов швартовки и контролировать причаливание буквально до сантиметра.

Информация выводится в реальном времени на любой удобный экран с практически любым пользовательским интерфейсом. Разница, если приводить пример из обычной жизни, как между визуальным осмотром врача и результатами компьютерной томографии. В первом случае приходится полагаться на опыт специалиста, во втором – достаточно посмотреть на экран.

Для цифрового двойника SmartTwin мы ушли еще дальше. Вся информация, поступающая от операторов, датчиков и автоматизированных систем, собирается в единую трехмерную модель порта. И это не просто красивая картинка – двойник обрабатывает огромные массивы информации, дает подсказки на их основе.

Большинство рутинных задач, с которыми встречается персонал порта, – это ведь практическая математика. То, что люди делают по интуиции, машина буквально решает как задачу на самый оптимальный маршрут. По нашему опыту, только за счет этой оптимизации общая эффективность возрастает примерно на 10%. В целом цифры очень различаются и зависят от стартовых условий: чем ниже начальный старт, тем больше даст цифровизация.

«МП»: Вы хотите сказать, что ваш искусственный интеллект уже все берет в свои руки?

– Назвать полноценным искусственным интеллектом наши комплексы еще нельзя: это, скорее, экспертная система, реагирующая на набор четко заданных триггеров. Но мы уже совершаем первые, самые важные шаги – увеличиваем связность инфраструктуры, делая ее по-настоящему умной.

Возьмем, к примеру, машинное зрение. Лет семь назад суперкомпьютеры с трудом отличали собаку от кошки, сегодня нейронные сети для распознавания лиц можно найти в смартфоне. Десятилетиями швартовные системы основывались на лазерных дальномерах, но появившаяся технология «лидаров» изменила правила игры. Пока устройства на дальномерах определяют положение судна по нескольким точкам, LiDAR рисует объемные 2D- и 3D-картинки. Разница – как между портретом и скульптурой.

Наши комплексы встраиваются и работают абсолютно с любыми другими системами управления, дополняя их данные и помогая оператору. MOORiNET и SmartTwin связывают в единое целое комплекс систем, датчиков, сенсоров и камер, позволяя оператору фактически видеть все.

Самая главная тенденция в том, что тот массив информации, который раньше не имел особой ценности, начинает становиться востребованным, а фразы «предиктивная аналитика» и «машинное обучение» перестают быть ругательными. Очень важно, что «умный порт» не просто собирает таблицы со статистикой и заваливает ими управленца, он позволяет решать и нерутинные задачи, контролировать, оптимизировать и подсказывать – в итоге, можно сказать, управлять предприятием, портом, терминалом.

«МП»: Нужна ли автоматизация для небольших портов? Помогут ли новые технологии тем, у кого не двадцать причалов, а всего два?

– Если говорить о MOORiNET, то для небольших портов он даже более важен, чем для крупных, именно потому, что любая авария фактически парализует работу всего терминала. Относительная цена ошибки здесь намного выше.

В целом работа систем не зависит от масштаба порта. Если наши комплексы снижают риск аварии на треть и время обработки судов на 5-10% – все это будет верно как для крупного, так и для малого терминала.

Разница в том, что для крупных портов выгода видна почти сразу, или после первой предотвращенной ошибки, или на росте производительности в абсолютных числах. У небольших терминалов это не так наглядно и быстро.

«МП»: Как, по-вашему, изменятся морские перевозки в России в ближайшее десятилетие?

– Здесь я снова сошлюсь на резюме UNCTAD (конференции ООН по торговле и развитию). Очень любопытный в целом документ, особенно в области перспективных направлений. Там все то же, о чем я вам уже говорил, – стандартизация, управление рисками, зеленые технологии, увеличение провозной способности.

Думаю, в будущем мы продолжим двигаться в этом же направлении, если не появится какой-то новой, прорывной технологии.

«МП»: Юрий Вячеславович, спасибо за интервью, было очень интересно! Будем ждать вашего выступления на форуме портовиков в июне.

– Вам тоже спасибо за беседу. В этом году «Интеллектика» покажет и расскажет много нового – от нашей реализации цифрового «умного порта» до практических решений в области BigData, машинного зрения, дополненной реальности.

Морские порты №4 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон