Ответственные природопользователи - Морские вести России

Ответственные природопользователи

27.06.2021

Ответственные природопользователи

В последние годы был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих экологическую составляющую при перегрузке угля в портах. В частности разработан «Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям» (ИТС НДТ), содержащий раздел, посвященный сокращению выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля в морских портах.

Напомним, активное участие в работе по совершенствованию экологического законодательства в сфере портовой деятельности принимает Ассоциация морских торговых портов (АСОП). О законодательных инициативах портовиков и отдельных общественных деятелей в интервью «МП» рассказал председатель Комитета АСОП по технологии, механизации и природоохранной деятельности Дмитрий Тарасов.

«МП»: В последнее время в отрасли стали вновь слышны экологические инициативы отдельных общественных деятелей. Часть из них напрямую затрагивает интересы портовых операторов, специализирующихся на перевалке угля. Что это за инициативы и поддерживает ли их Ассоциация?

– Ассоциация внимательно следит за новыми инициативами по вопросам экологии. К сожалению, в основном все они направлены не на решение проблем в области природоохранной деятельности, а на усиление админис-трирования. А так как порты, переваливающие уголь, сегодня у всех на виду, то такие инициативы начинают принимать характер бесконечного «пиара» и решения узких корпоративных проблем.

Так, предложения по пересмотру справочника НДТ поступили от отдельных товарищей, которые пытаются пристроить свою «инновационную продукцию» в портовую сферу.

«МП»: Какая работа на сегодня проделана АСОП в области развития природоохранного законодательства? Что происходит сейчас, применяется ли справочник НДТ? Нужно ли вообще в этой сфере что-то поменять?

– Ассоциация консолидирует мнение профессионального сообщества и направляет документы в Минтранс России и Правительство Российской Федерации с предложениями относительно инициатив в области экологии. Если говорить о законодательной базе в сфере регулирования перегрузки угля, то на сегодня в достаточной мере сформировано правовое и нормативное регулирование. Дано определение закрытой перевалки, существует обязательный справочник наилучших доступных технологий (НДТ), где соб-раны, описаны требования к НДТ, которые направлены на снижение выбросов угольной пыли, и установлен порядок их применения.

Применение справочника НДТ стало обязательным с января 2021 года для всех операторов, осуществляющих перевалку угля. Теперь ни один порт не может обойтись без применения технологий НДТ. Причем стивидорам открыта возможность пополнять свои технологии, исходя из ситуации.

Поэтому мы считаем, что нормативная база достаточна. Но она только начала действовать, и сейчас необходимо наработать опыт ее применения и только после этого пересматривать.

Вот такая у нас позиция. А просто увеличивать штрафы или запрещать перегрузку угля — не самое правильное в ситуации, в какой находится наша страна.

Никто из стивидоров уже не работает так, как все работали четыре или пять лет назад. Все уже провели необходимые защитные экологические мероприятия против пыления, изменили процедуры перегрузки угля. Но, к сожалению, градус обсуждения не снижается и экологическая спираль продолжает раскручиваться.

«МП»: Расскажите подробней, в чем суть этого раскручивания?

– Многие общественные организации строят свою политику на экологической теме. И поскольку это уже раскрученная тема, то на ней просто зарабатывать «политические дивиденды». Тему можно сразу поднимать на агитационный щит и идти на выборы.

Угольные порты – это уже некая профессиональная схема действий, которая монетизирована. В ее рамках создаются различные общественные комитеты, фонды, проводятся массовые акции.

Одно из проявлений действия таких схем – инициативные предложения о внесении дополнительных региональных экологических сборов за перегрузку угля. Эту проблему тоже начинают монетизировать.

С моей точки зрения, история выглядит так: речь идет или о денежном капитале, или о политическом, который пытаются заработать определенные силы. Но эта деятельность так далека от реальных вопросов охраны окружающей среды и поиска комплексных решений проблемы.

«МП»: Как все это отражается на работе стивидоров и портов?

– Невзирая на то что делается на практике, продолжается «накал» общес-твенности, а следом идет уже прессинг со стороны контролирующих органов. Контроль очень плотный – ни одна отрасль в экономике не испытывает такого давления, как порты.

Если раньше наказывали действительно за какие-то нарушения, то сейчас наказывают уже за производственные ситуации. Например, за незначительную просыпь угля: немного рассыпалось угля при перегрузке и уже выписывается штраф, считается ущерб.

Очень жесткий подход со стороны Росприроднадзора. И просто вал проверок – иногда бывает до пяти экологических проверок в неделю на предприятии различными органами. При этом стивидорами уже установлены средства непрерывного мониторинга в рамках того же ИТС НДТ, когда датчики ставят по периметру предприятия и все нарушения фиксируются онлайн через Интернет, когда установлены камеры, которые позволяют в том числе общественности контролировать процесс перевалки. Сегодня это достаточно открытая деятельность.

Стивидорными компаниями и их акционерами вложены огромные инвестиции в природоохранные технологии, практически всеми стивидорами внедрены передовые решения, в том числе и цифровые, составлены долгосрочные программы природоохранных мероприятий. Стивидоры установили коммуникации с общес-твенными организациями, на регулярной основе проводят мероприятия, связанные с компенсацией вреда, оказывают социальную поддержку людям, проживающим рядом.

Эти и комплексные дополнительные обязательства, не относящиеся к устранению угольной пыли, включающие уборку территории с применением профессиональной техники, приняли на себя стивидоры в портах Мурманск, Находка, Ванино, Новороссийск, Усть-Луга, где такая профессиональная техника имеется.

«МП»: Какова сейчас доля экологичес-ких сборов в платежах стивидоров в бюджет?

– В прямом смысле экологических сборов в портах нет. Собираются средства на очистку акватории, есть плата за негативное воздействие на окружающую среду, которая взимается с предприятия и законодательно закреплена. Все по-разному платят в зависимости от расчетов.

Не нужно забывать, что у нас федеральный и местные бюджеты формируются из налогов, которые платят в том числе портовики, а они перечисляют суммы, исчисляемые миллиардами рублей.

Дополнительно доходы от налогов создаются по всей цепочке транспортировки угля на экспорт – от добычи угля до его перевозки в морские порты. При этом угольщики получают маржу примерно 3%, а остальное остается в стране — на железной дороге, в шахте, в порту, остается энергетикам, уходит в заработные платы. Таким образом, поддерживается и стимулируется вся экономика.

«МП»: 23 апреля состоялось выездное заседание Комитета по технологии, механизации и природоохранной деятельности в городе Туапсе. Какие вопросы там обсуждались?

– В Туапсе мы обсуждали вопросы о подходе к проведению проверок органами Росприроднадзора. Сейчас у них сформировался субъективный подход, профилактических мер со стороны Росприроднадзора практически не проводится. Хотелось бы со стороны этого ведомства большей объективности и большей профилактической работы, особенно в вопросах документального оформления деятельности.

Комитетом по технологии, механизации и природоохранной деятельности АСОП был поднят вопрос, каким образом взаимодействовать с контролирующими органами, как снять напряженность, потому что Росприроднадзор не замечает всего того позитивного, что делается в портах, – техническое перевооружение угольных терминалов, установка защитных экранов и другие меры.

Таким образом, мы на выездном Комитете обсуждали проблемы и способы взаимодействия, меры по снижению напряжения во взаимодействии с федеральными органами и общественностью, использования наилучшей практики применения НДТ, в том числе связанной с техническим перевооружением, внедрением способов орошения, выбором тех или иных пылезащитных сооружений, аспирационных систем, пылесосов и т.д.

«МП»: Вы говорите, что прошло слишком мало времени, чтобы заработали те процедуры, которые уже есть в законодательстве, чтобы понять, насколько они эффективны и следует ли их обновлять. Сколько, по-вашему, должно пройти времени?

– Сегодня только четыре месяца прошло. Как думаете, можно за четыре месяца определить – эффективно действует законодательство или нет? Я думаю, что это непросто сделать.

Мы в своем обращении в Правительство РФ попросили дать отрасли минимум два года, потому что сначала нужно что-то внедрить, посмотреть как это работает, поправить, а потом уже вновь вносить законодательные изменения. Ведь даже расчет по выбросам угольной пыли у нас дается средний за год. Мы не можем за короткий период ни посчитать, ни проанализировать ситуацию, если хотим использовать объективные показатели.

Поэтому хорошо бы, чтобы прошло пару лет. Чтобы посмотреть, каким будет снижение или повышение вредных выбросов, ведь внедрение НДТ – это технологический процесс, который требует изготовления оборудования и его монтажа, проведения строительства и соответствующих бюрократических процедур, связанных с проектированием, ту же экологическую экспертизу надо пройти.

Любой принятый закон должен сначала поработать, наверное, прежде чем думать о его пересмотре и вносить какие-то инициативные изменения или дополнения. Сам справочник НДТ тоже подлежит пересмотру один раз не более чем в 10 лет – в законе так прописано.

«МП»: То есть на сегодня в отрасли полагают, что нет необходимости менять законодательство, а можно как-то шире применять существующие технологии?

– Да, наверное, по-простому так. История с законодательными инициативами скорее о том, как кто-то пытается заработать. Скорее всего, это те люди, которые хотят пересмотреть положения справочника НДТ, внести в него свои экспериментальные технологии, которые туда не вошли, чтобы эти технологии стали обязательны и на них можно было бы заработать.

Замечу, что предлагаемые технологии связаны с применением новых химических веществ и до конца не проработаны. Неизвестно, как они будут воздействовать на органы дыхания тех людей, которые с ними работают, как они будут себя вести при контакте с водой, насколько легко смываются или не смываются. Там все сложнее, чем с механическим воздействием. Но пока все это находится на стадии изучения.

Однако, чтобы быстро взять и вписать эти технологии в справочник, кто-то должен взять на себя ответственность. АСОП этого делать не будет и выступает против таких скоротечных инициатив под предлогом несовершенства законодательства.

В нашей отрасли подбирают такие технологии, которые действительно будут работать. Каждой новой технологии необходимо пройти все стадии – рассмотрение, внесение предложений, законодательные изменения. Если даже это НДТ, то ведь никто не запрещает сделать и лучше в рамках существующих требований справочника.

«МП»: Существуют ли у АСОП сегодня еще предложения, кроме того, чтобы не трогали законопроект по улучшению экологической ситуации в портах?

– Улучшения экологической ситуации в российских портах нельзя добиться исключительно административными мерами. Нужно технологическое развитие государством новых территорий, развитие железнодорожных подходов, снижение скученности вагонов, увеличение пропускной способности БАМа, – все то, что обеспечивало бы ритмичные поставки груза и позволяло снять пиковые нагрузки на порты. Но это, скорее, относится к техническим решениям, а не к законодательным инициативам по ужесточению санкций в отношении угольных портов.

У членов АСОП есть только предложение, может быть, общий призыв – к солидарной ответственности по принимаемым решениям. Не санкции снижают воздействие на окружающую среду, а конкретные мероприятия конкретных предприятий и людей. И сегодня компании – члены Ассоциации реально снижают экологический вред от перевалки пылящих грузов, потому что они – ответственные природопользователи.

Морские порты №3 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ