У порта Архангельск большие перспективы - Морские вести России

У порта Архангельск большие перспективы

21.06.2021

У порта Архангельск большие перспективы

Морской порт Архангельск играет важнейшую роль в снабжении удаленных территорий в Арктике, освоении месторождений арктических территорий и морей, развитии Северного морского пути. В основном через Архангельск для нужд Арктики идут генеральные грузы, оборудование, из насыпных грузов – песок. Через порт осуществляется так называемый северный завоз по обеспечению труднодоступных территорий Баренцева, Белого морей, Байдарацкой губы Карского моря топливом, углем, строительными материалами, товарами народно-хозяйственного назначения. О показателях работы порта, перспективах его развития и условиях обеспечения безопасности мореплавания в интервью «МП» рассказывает капитан морского порта Архангельск ФГБУ «АМП Западной Арктики» Николай Нестеров.

«МП»: Николай Вячеславович, как сработал порт в 2020 непростом году, какие достигнуты результаты по грузообороту по сравнению с прошлым годом? Чем характеризуется начало года в перевалке грузов?

– Прошлый год, действительно, был непростым, осложненным не только пандемией коронавируса, но и выз-ванным ею экономическим кризисом. Однако, несмотря на это, порт Архангельск показал хороший прирост объемов перевалки грузов. Грузооборот порта за 2020 год вырос более чем на 22% и составил 3,29 млн тонн. Рост произошел за счет увеличения объемов перевалки сухих грузов на 43,8%, до 2,21 млн тонн. А вот объем наливных грузов заметно сократился – на 6%, до 1,08 млн тонн.

В этом году ситуация по наливным грузам лучше: за январь-март перегружено 446,9 тыс. тонн нефтепродуктов, что на 31,9% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Связано это с увеличением объема перевалки ООО «РН-Морской терминал Архангельск». Зато объем сухогрузов снизился на 12,8%, до 367,9 тыс. тонн. Основной причиной снижения грузооборота через производственные мощности ОАО «Архангельский морской торговый порт» является неблагоприятная ситуация на мировом рынке.

Всего за январь-март 2021 года перевалено 814,8 тыс. тонн грузов, что на 7,1% больше в сравнении с этим же периодом прошлого года.

«МП»: Как отразилась на работе Службы капитана порта пандемия коронавируса, в каком режиме работаете сейчас? Повлияла ли пандемия на характер деятельности отделов Службы?

– С началом эпидемии коронавируса Службой капитана морского порта Архангельск в соответствии с распоряжениями Росморречфлота, Рос-потребнадзора и губернатора Архангельской области были предприняты меры по предупреждению заражения и противодействию распространению инфекции коронавируса, в том числе введены изменения в организацию рабочих процессов, проведены тесты на наличие инфекции у сотрудников Службы, закуплены и выданы индивидуальные средства защиты для работников и посетителей, обеспечена учащенная уборка и дезинфекция помещений и т.д.

Хотелось бы отметить, что все службы и отделы продолжали полноценно работать. Оптимизация деятельнос-ти дипломного отдела позволила не прерывать дипломирование членов экипажей судов. В этой связи у нас увеличился поток моряков из других портов, где работа дипломных отделов была ограничена или приостановлена. Таким образом, за 2020 год было выдано: 1156 УЛМ, 106 мореходных книжек, 1604 диплома, 457 квалификационных свидетельств, более 400 других удостоверяющих документов, тестирование прошли 555 моряков. За три месяца 2021 года отдел дипломирования выдал 374 УЛМ, 49 мореходных книжек, 596 дипломов, 174 квалификационных свидетельства, около 200 других удостоверений.

На деятельность порта пандемия не повлияла, грузооборот даже увеличился. Суда обрабатывались без задержек. Ведется непрерывный контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на судах.

«МП»: Насколько изменился судопоток в порту в 2020 году, и как в условиях эпидемиологических ограничений сработала инспекция государственного портового контроля (ИГПК), много ли было нарушений? Какая картина в этом году?

– Количество судозаходов в морской порт Архангельск в 2020 году составило 2047, что на 110 судозаходов больше, чем в предыдущем (2019 г. – 1937 судозаходов), в том числе заходов сухогрузов – 652, танкеров – 221. Также в 2020 году было оформлено 1073 барже-буксирных состава. Из общего числа судов под флагом РФ зашло 1868 судов, под иностранными флагами (Нидерланды, Кипр, Гибралтар, Антигуа и Барбуда) – 179.

В 2020 году инспекторами группы по проведению осмотров российских и иностранных судов в морском порту было проведено 597 осмотров судов под флагом РФ и 5 осмотров судов под иностранными флагами. По результатам осмотров 30 судам было выдано извещение об отказе в выдаче разрешения на выход из порта и 6 судам было аннулировано разрешение на право плавания в морском порту.

В текущем году на конец апреля проведено 166 осмотров судов под флагом РФ и 5 инспекций судов под иностранными флагами. Всего с начала года задержано 2 судна, составлено 11 протоколов об административных правонарушениях.

В прошлом году специалистам Службы капитана морского порта пришлось работать в новой реальности, обусловленной пандемией COVID-19 и введенными в связи с ней ограничениями. Часть сотрудников Службы была переведена на удаленную работу. Несмотря на это, безопасность мореплавания в порту и на подходах к нему обеспечивалась в полном объеме.

В настоящее время оформление документов на заход/выход судов в/из порта, как и в прошлом году, осуществляется дистанционно, посредством информационных систем Portcall Marinet и FSC Marinet. Если судно пришло из неблагоприятных по условиям распространения коронавируса портов и с момента выхода из порта не прошло 14 дней, то Роспотребнадзор на 14 дней устанавливает ограничение для схода экипажа на берег.

«МП»: Какие меры выхода из кризиса прорабатываются на этот и следующий год в отношении круизных перево-зок – заходов пассажирских судов в акваторию Северной Двины?

– Возможность захода круизных судов в порт Архангельск в навигацию 2021 года будет зависеть в основном от эпидемиологической обстановки в мире. Пока еще трудно строить прогнозы.

Между тем порт Архангельск и его инфраструктура готовы принимать круизные суда и пассажиров-туристов, которые интересуются красотами и достопримечательностями русского Севера. Нами подготовлены и направлены обращения к Правительству Архангельской области и генеральному агенту о необходимости заблаговременной подготовки к планируемым заходам круизных судов, выполнении требований по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, которые необходимо предпринять до и после прихода судов в порт для беспрепятственного схода пассажиров на берег и посещения дос-топримечательностей города.

Инфраструктура причалов морского и речного вокзалов в полной мере соответствует параметрам для приема иностранных круизных судов типа Silver Cloud длиной до 155 метров и осадкой до 6,5 метра. Инфраструктура причалов УПК «Экономия» также соответствует условиям для приема иностранных круизных судов большего водоизмещения – длиной до 190 метров и осадкой до 9,2 метра, но для их постановки необходимо предварительное согласование с оператором причалов.

Кроме того, в Архангельске идет реконструкция набережной им. Седова в районе Соломбала.

«МП»: Ваше мнение по проекту строительства глубоководного района порта в Двинском заливе Белого моря?

– Основная цель проекта строительства глубоководного района морского порта Архангельск – содействие социально-экономическому развитию Архангельской области за счет снижения транспортных инфраструктурных ограничений действующего порта.

Реализация проекта будет способствовать развитию транспортной системы области и Северо-Западного региона в целом, а также оказывать активное содействие повышению инвестиционной привлекательности области, развитию промышленности в соседних с ней регионах, освоению мес-

торождений Арктической зоны РФ.

Проект предусматривает создание в новом районе порта логистического, контейнерного и нефтеналивного терминалов, терминалов для приема круизных лайнеров и для обеспечения нужд Минобороны России. И, несомненно, у него большие перспективы.

«МП»: Помимо перевозок обычных контейнеров, готов ли порт участвовать в логистике перевозок рыбной продукции с Дальнего Востока по Севморпути, есть ли соответствующие мощности?

– Бесспорно, это важнейшая тема. Доставка рыбопродукции с Дальнего Востока в европейскую часть России по Северному морскому пути (СМП) – это самый лучший вариант с точки зрения экономической эффективности перевозок и сохранения качества продукции. Благодаря использованию СМП, тихоокеанская рыба в короткие сроки прибывает в западные регионы страны непосредственно из районов промысла. Так, в 2019 году судами компании «Доброфлот» за период летней навигации в Архангельск было доставлено около 5,6 тыс. тонн мороженной рыбы.

Однако для увеличения объемов перевозок рыбопродукции через Архангельск в порту не хватает энергомощнос-тей для хранения замороженной рыбы: для этого требуется создать возможность подключения к энергосети одновременно около 120-200 рефрижераторных контейнеров для их временного хранения и дальнейшего транзита.

«МП»: Николай Вячеславович, каковы планы дальнейшего развития морского порта Архангельск?

– Дальнейшее развитие морского порта во многом зависит от согласования и реализации ряда инфраструктурных проектов, таких как строительство глубоководного района порта Архангельск в комбинации с проектом строительства железнодорожной магистрали «Белкомур», производственно-логистического комплекса (по инициативе Минобороны России), портового комплекса в бухте Безымянная на острове Южный архипелага Новая Земля (Архангельская область), территорию и акваторию которого в дальнейшем планируется включить в границы морского порта Архангельск.

Также в соответствии с планом мероприятий по изменению границ морских портов РФ планируется включение в границы морского порта Архангельск территории морских портов Онега и Мезень.

Морские порты №3 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон