Калининградская область: на повестке – единство экономического пространства - Морские вести России

Калининградская область: на повестке – единство экономического пространства

15.06.2021

Калининградская область: на повестке – единство экономического пространства

Важными вопросами социально-экономического развития Калининградской области по-прежнему являются транспортная доступность региона и его единство с экономическим пространством России. С учетом этого составлены и дорожная карта обеспечения транспортной доступности области и другие программы развития перевозок. Несмотря на выгодное географическое расположение области – в центре Европы, наличие морских портов и довольно разветвленной сети дорог, всем видам транспорта есть куда развиваться. О том, что сегодня происходит в транспортном комплексе области, каковы перспективы развития инфраструктуры морских портов, авто– и ж/д магистралей, чем характеризуются показатели грузо– и пассажироперевозок и прогнозы на них, в эксклюзивном интервью «МП» рассказал губернатор Калининградской области Антон Алиханов.

«МП»: Антон Андреевич, как Вы оцениваете перспективы развития транспортного комплекса Калининградской области? Какую роль он играет в транспортной системе России? Насколько эффективно используются его возможности по интегрированию в европейскую и мировую транспортные системы, по увеличению внешнеторговых и транзитных перевозок Российской Федерации?

– В настоящее время транспортная доступность и единство экономического пространства с остальной частью Российской Федерации – это самые актуальные вопросы для Калининградской области.

Через территорию области проходят ответвления двух трансъевропейских транспортных коридоров: №1А Рига – Калининград – Гданьск и №9Д Киев – Минск – Вильнюс – Калининград, которые интегрированы с железными и автомобильными дорогами, морским портом Калининград.

Одним из основных грузообразующих видов транспорта в регионе является железнодорожный транспорт. Уникальность железной дороги – в наличии участков двойной колеи: европейской – 1435 мм и российской – 1520 мм, которые выходят в Польшу из Калининграда до станции Бранево и из Черняховска до станции Скандава, что позволяет отправлять и принимать грузы из России и стран СНГ в Европу и в обратном направлении без перестановки колесных пар.

На территории региона функционируют транспортно-логистические центры: ТЛЦ «Калининград» на станции Дзержинская-Новая, ориентированный на центральную и северную части Европы, и ТЛЦ «Черняховск», ориентированный на юго-восточную часть. На терминалах проводится таможенное, фитосанитарное и ветеринарное оформление грузов.

Совокупный потенциал перерабатывающих способностей данных терминалов составляет 750 тыс. TEU, 3,5 млн тонн грузов и 200 тыс. автомобилей в год. На текущий момент завершено строительство контейнерно-контрейлерной площадки площадью 5 га с возможностью единовременного хранения 14 тыс. TEU и всеми необходимыми современными техническими средствами. С мая 2019 года этот сервис организован на регулярной основе, что позволило региону стать полноправным участником проекта «Нового шелкового пути».

«МП»: Как работал транспортный комплекс в последние годы в сфере перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов, какова динамика? Каковы показатели работы портового комплекса, железной дороги, грузового автотранспорта по итогам 2020 «ковидного» года? Какие терминалы и грузопотоки обеспечили прирост грузооборота? Какова основная номенклатура перевозимых грузов?

– Безусловно, мировой кризис, связанный с пандемией коронавируса, негативно повлиял и на динамику грузооборота нашего региона. Однако, благодаря мерам, принимаемым Правительством Калининградской области совместно с федеральными органами исполнительной власти, ОАО «РЖД» удается достигать роста по отдельным показателям.

В 2020 году по инфраструктуре Калининградской железной дороги между Китаем и Европой было перевезено 47,5 тыс. TEU. В сравнении с 2019 годом объем перевозок контейнерных грузов увеличился в 4,6 раза. Свыше 60% указанных грузов (29,1 тыс. TEU) было отправлено в мультимодальном сообщении с перегрузом на фидерные суда в морских портах Балтийск и Калининград, оставшийся объем (18,4 тыс. TEU) – через железнодорожный пограничный пункт пропуска Мамоново/Бранево. Основной объем перегрузки контейнеров с платформ широкой колеи на платформы европейской колеи выполнен на станции Дзержинская-Новая.

Достижение положительных показателей, в частности, обусловлено реализацией новых сервисов. Так, например, в конце декабря прошлого года на станцию Калининград-Сортировочный прибыл первый контейнерный поезд из китайского города Сиань для дальнейшей перегрузки контейнеров на судно и отправки в норвежский порт Осло. Из Китая до Норвегии срок доставки мультимодальным маршрутом составил 15-17 дней – в три раза быстрее, чем морским транспортом.

В целом основная номенклатура грузов, перевозимых железнодорожным транспортом в/из Калининградской области, – это нефтепродукты, уголь, черные металлы, контейнерные грузы, автомобили, удобрения и жмых.

В состав грузов, перевалка которых осуществляется в Калининградском порту, сегодня входят генеральные грузы (черные и цветные металлы, металлолом, тарно-штучные грузы, рефгрузы и проч.); навалочные грузы (уголь, кокс, минеральные удобрения и проч.); насыпные грузы (зерно, сахар и проч.).

«МП»: На недавней встрече с Министром транспорта РФ В.Г. Савельевым Вы обсуждали вопросы развития транспортного комплекса региона. Если говорить в общем, о чем договорились? Какие просьбы были у Вас к федеральному центру, к Минтрансу России? Какие пожелания к Вам высказывал министр? О чем договорились по развитию портового комплекса, железной дороги и подходных путей к портам?

– В ходе встречи с Министром транспорта Российской Федерации В.Г. Савельевым обсуждался разработанный совместно с федеральными органами исполнительной власти проект дорожной карты по обеспечению транспортной доступности Калининградской области.

В дорожную карту включен комплекс мер, реализация которых предусматривается за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, в частности оптимизация маршрутов по грузоперевозке всеми видами транспорта в/из Калининградской области, комплексное развитие транспортной инфраструктуры, увеличение грузооборота портов, обеспечение загрузки Калининградского транспортно-логистического узла, развитие международных перевозок автомобильным транспортом, обеспечение транспортной доступности Калининградской области в сфере пассажирских перевозок.

Особое внимание было уделено обсуждению вопросов развития морского транспорта. Среди приоритетных проектов – строительство порта в Пионерском и реконструкция Калининградского канала в целях обеспечения гарантированных глубин для прохода больших судов. Также обсуждалось строительство двух паромов для обеспечения транспортной доступности по маршруту Усть-Луга – Балтийск, завершение запланировано на 2021 и 2022 годы.

Проговорили реализацию проектов в сфере дорожного хозяйства, так называемое строительство двух больших колец: окружной дороги – северном и южном обходах Калининграда – и Приморского кольца вокруг приморской рекреационной зоны. На данный момент уже построен участок ответвления к аэропорту Храброво с подъездами к Пионерскому и Светлогорску.

Кроме того, обсудили развитие авиаперевозок в части необходимости расширения географии полетов.

«МП»: Калининградская область, как эксклавный регион, в сфере перевозок во многом зависит от соседних государств. Как складываются сегодня взаимоотношения с сопредельными странами, в том числе с Белоруссией? Каковы перспективы роста грузоперевозок через Белоруссию, перевода отдельных грузопотоков в Калининградский порт в связи с решением государства отказаться от их перевозок через Литву?

– Изменения геополитической обстановки последнего времени создают потребность в решении задач по переориентации не только российских грузопотоков, идущих через порты стран Балтии, на порты Российской Федерации, но и грузопотоков, генерируемых в Республике Беларусь (удобрения, бензин).

Безусловным преимуществом Калининградской области в этом смысле является развитая транспортная инфраструктура. В регионе находится единственный в России незамерзающий порт на Балтике. Одним из неоспоримых плюсов перераспределения перспективных грузопотоков на морской порт Калининград является его выгодное географическое расположение – в центре Европы, а расстояние до столицы Белоруссии составляет чуть более 500 км.

По итогам проделанной аналитической работы и проведенного рабочего совещания в Правительство РФ нами был направлен ряд предложений по вопросу обеспечения перевалки вышеуказанных грузопотоков через морской порт Калининград.

«МП»: Какие еще обсуждались варианты наращивания объемов перевозок в Калининградскую область и далее на мировые рынки? Что для этого планируется сделать с точки зрения развития транспортной инфраструктуры? Каковы резервы портовых мощностей и как быстро их планируется нарастить с учетом динамики роста грузопотоков?

– Совокупная мощность транспортного комплекса нашего региона составляет более 75 млн тонн грузов в год, при этом задействована она в настоящее время менее чем на 50%, что говорит о ее высоком потенциале, особенно с учетом начинающегося роста дефицита мощностей морских портов Северо-Западного федерального округа.

Работа, направленная на рост показателей эффективности функционирования транспортного комплекса области, организована на регулярной основе. Полагаем, что наращиванию объемов перевозок и развитию транспортной инфраструктуры будет способствовать реализация дорожной карты обеспечения транспортной доступности региона, о которой я уже сказал.

«МП»: Расскажите о планах реконструкции морского порта Калининград. Что здесь планируется усовершенствовать, построить, какие частные инвестиции привлечь, под какие объекты и грузы?

– В первоочередном порядке в среднесрочной перспективе Правительством Калининградской области предлагается реализовать проект комплексной реконструкции Калининградского морского канала, предусматривающий увеличение ширины судоходной части и дноуглубление до гарантированных глубин в 17 метров, что позволит принимать крупнотоннажные суда практически с любой номенклатурой грузов.

На 16 километрах причальных линий порта предлагают свои услуги по перевалке различных грузов более 20 стивидорных компаний, некоторые из них реализуют проекты по модернизации собственной инфраструктуры. Для привлечения крупных инвесторов с целью реализации полномасштабных проектов нами проводится долгосрочная политика улучшения инвестиционного климата.

«МП»: Одним из перспективных грузов в Калининградском порту всегда были контейнеры. Как сейчас обстоят дела с этим грузопотоком, каковы перспективы и планы порта по его наращиванию? Какова на сегодня логистика перевозок контейнерных грузов (направления, маршруты, точки перегрузки и перевалки)? Планируется ли строительство нового контейнерного хаба в области, который еще лет десять назад собирались построить? Проект в Янтарном или Балтийске сегодня еще стоит на повестке?

– Грузооборот морского порта Калининград по контейнерным грузам в 2020 году составил 281,25 тыс. TEU, что на 13% меньше по сравнению с 2019 годом. Особенность калининградского контейнерооборота заключается в том, что он отражает экономическую ситуацию на предприятиях региона, их потребность в комплектующих, сырье и вывозе готовой продукции.

Оборот груженых контейнеров в порту Калининград в 2020 году составил 162,88 тыс. TEU, что на 2,1% меньше, чем в 2019 году. Данные показатели достигаются в основном за счет ОАО «Автотор».

В прошлом году по «Новому шелковому пути» Китай – Европа с использованием морского участка пути (порт Калининград – порты Евросоюза) в обоих направлениях прошло порядка 28 тыс. TEU. Основными факторами, препятствующими развитию в порту серьезного транзитного контейнерного грузопотока с территории РФ, по-прежнему являются завышенные тарифы Литовской и Белорусской железных дорог на транзит грузов.

Правительством Калининградской области был подготовлен бизнес-план проекта, в соответствии с которым представляется целесообразным создание глубоководного международного морского порта в районе муниципального образования Янтарный городской округ, а также модернизация существующей портовой инфраструктуры Калининградского морского судоходного канала в рамках альтернативного варианта.

Расположение порта в районе пос.Янтарный позволит значительно уменьшить ограничения заходов крупнотоннажных судов в порт по метеоусловиям, сократить ежегодные расходы на поддержание габаритов подходов к морскому каналу и самого судоходного канала, особенно при его замерзании, и обеспечит конкурентоспособность порта с портами – соседями по Балтике.

Одной из основных предпосылок для размещения глубоководного порта как международного морского хаба в Калининградской области является выгодное географическое положение.

В случае подтверждения конкретных объемов финансирования на реализацию проекта со стороны потенциальных инвесторов, полагаем возможным повторно проработать с федеральными органами исполнительной власти вопрос реализации проекта в среднесрочной перспективе.

«МП»: Как сейчас обстоят дела с проектом строительства круизного и грузо-пассажирского порта в г. Пионерском? В чем причины задержек в его строительстве? Претерпел ли изменения сам проект: по объемам грузо– и пассажирооборота, конфигурации, назначению терминалов, есть ли у него на сегодня инвесторы?

– Госзаказчиком по проекту «Строительство международного морского терминала для приема круизных и грузо-пассажирских судов в г.Пионерский Калининградской области» выступает Росморречфлот.

В настоящее время ведутся работы по сохранению построенных гидротехнических сооружений, при этом контракт на строительство не заключен, что, несомненно, вызывает обеспокоенность в части своевременной сдачи объекта. Задержки в строительстве терминала связаны с тем, что первоначальный государственный контракт был расторгнут по причине неисполнения генеральным подрядчиком обязательств по контракту.

Сам проект по объемам грузо– и пассажирооборота, конфигурации изменений не претерпел. Планируется до 2022 года за счет средств федерального бюджета построить комплекс гидротехнических и береговых сооружений для приема круизных и паромных судов с пассажирооборотом не менее 250 тыс. человек в год и грузооборотом до 80 тыс. грузовых единиц в год. Указанный потенциальный объем круизных пассажиров и грузов будет обеспечен за счет переориентации на Калининградскую область части туристов и грузов из соседних стран Евросоюза.

«МП»: Помимо громкого проекта в г.Пионерском, какие еще проекты портовых терминалов Вами рассматриваются и воспринимаются федеральным центром? Какие новые порты и терминалы могут появиться в перспективе в области?

– Одним из перспективных проектов является строительство глубоководного порта-хаба, о котором я уже сказал. Предполагается, что в состав порта войдут: контейнерный терминал мощностью 35 млн тонн, терминалы наливных грузов (4,9 млн тонн), накатных грузов (2 млн тонн), генеральных грузов (6,1 млн тонн) и регазификационный терминал мощностью 2,3 млн тонн (уже построен). Таким образом, мощность глубоководного порта составит более 50 млн тонн грузов в год.

«МП»: Рассматривается ли порт Балтийск в качестве перспективного порта для внешнеторговых перевозок? Как на сегодня работает паромная переправа, обслуживающая линию Усть-Луга – Балтийск – порты Германии? Каковы планы по ней, будет ли она расширяться, увеличится ли количество паромов, рейсов и т.д.? Появятся ли в ближайшем будущем здесь новые перегрузочные комплексы?

– Очевидно, что Балтийский грузовой район морского порта Калининград имеет предпосылки к развитию. На сегодняшний день на линии Балтийск – Усть-Луга работает один паром «Балтийск», паром «Амбал» находится в текущем ремонте ориентировочно до середины апреля 2021 года.

В настоящее время для железнодорожной паромной переправы ведется строительство двух паромов стоимостью более 5 млрд рублей каждый. Завершение строительства планируется в 2021-2022 годах.

Надеемся на положительные решения федерального центра по нашим предложениям относительно увеличения количества паромов, задействованных на линии, а также возобновление регулярного паромного сообщения с портами Германии.

«МП»: Как Ваше правительство рассматривает конкуренцию портового комплекса области с другими соседними портами, например стран Балтии, Польши, Германии? Способен ли он конкурировать за растущие внешнеторговые и транзитные грузопотоки? Что нужно сделать России, чтобы выгодный с точки зрения близости к европейским рынкам регион получил конкурентные преимущества?

– Действительно, географическое положение порта Калининград весьма выгодное: во-первых, как уже отмечалось, он единственный незамерзающий российский порт на Балтийском море, во-вторых, расстояние до крупнейших портов на Балтике составляет от 300 до 700 км.

Порт Калининград связан контейнерными линиями с портами Англии, Германии, Нидерландов, Швеции, Финляндии, Польши и Литвы. Порт имеет железнодорожные и автомобильные паромные линии с портами Засниц, Усть-Луга, Санкт-Петербург.

Для повышения конкурентоспособности региона по сравнению со странами Балтии дорожной картой обеспечения транспортной доступности Калининградской области, в частности, предусмотрено установление конкурентоспособных тарифных условий на грузоперевозки и совершенствование таможенных операций при контейнерных и контрейлерных перевозках, в том числе мультимодальных.

«МП»: Насколько дорожная инфраструктура соответствует наращиванию автоперевозок и что в этом смысле планируется построить? Учитывают ли эти проекты планы по развитию портов – то есть будут ли порты снабжены качественными и логистически эффективными подъездными автомобильными путями?

– Автомобильные дороги являются важным звеном транспортной системы региона, без которого не может функционировать ни одна отрасль народного хозяйства. Общая протяженность автомобильных дорог Калининградской области – 9156 км, в том числе федерального значения – 256 км (в нормативном состоянии 100%), регионального и межмуниципального значения – 4421,5 км (в нормативном состоянии 38,2%), находящихся в собственности муниципальных образований – 4478 км (в нормативном состоянии 57,3%).

Все мероприятия, направленные на улучшение состояния развития дорожного хозяйства области, проводятся в рамках подпрограммы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования Калининградской области» государственной программы «Развитие транспортной системы». В государственную программу также включены мероприятия, реализуемые в рамках различных федеральных программ, федеральных и национальных проектов.

Ежегодно в регионе, в том числе в рамках регионального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги Калининградской области», проводится капитальный ремонт и ремонт около 100 км автомобильных дорог, строится и реконструируется более 10 км автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения.

Безусловно, при строительстве порта в г.Пионерском проводится ремонт как муниципальной дороги, так и региональной. Так, реализуется проект «Строительство магистральной улицы районного значения от границы муниципального образования Пионерский городской округ к проектному терминалу по приему круизных и грузо-пассажирских судов в г.Пионерский Калининградской области».

«МП»: Какие средства Калининградская область планирует вложить в развитие своего транспортного комплекса и какую отдачу получить, скажем, к 2030 году? Какие проекты войдут в обновленный Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2030 года? Каких вложений Вы ждете от федерального центра, от инвесторов?

– Постановлением Правительства Калининградской области от 08.07.2016 г. №341 «О прогнозе социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочный период до 2030 года» предусмотрено два сценария развития портового и железнодорожного комплексов.

Базовый сценарий развития портовой инфраструктуры ориентирован на продолжение наращивания мощностей в границах существующих объектов портовой инфраструктуры, целевой – на реализацию проекта по переносу внутригородских портовых терминалов на Балтийское побережье в г.Пионерский и пос.Янтарный, что позволит обслуживать океанские суда, повысить объем перегружаемых транзитных грузов. Объем перевалки грузов портовым комплексом в соответствии с базовым сценарием к 2030 году вырастет незначительно – до 20 млн тонн в год, что составит 158,7% к уровню 2015 года, а в соответствии с целевым сценарием – до 62,6 млн тонн в год, что в 5 раз выше уровня 2015 года.

Базовый сценарий развития грузовой специализации железных дорог Калининградской области тесно связан с базовым сценарием развития портового комплекса, предусматривающим к 2030 году рост объемов грузовых перевозок железнодорожным транспортом от показателей 2015 года на 27,2%. По целевому сценарию планируется строительство северного железнодорожного обхода Калининграда в направлении порта Балтийск. Северный обход протяженностью более 50 км позволит разгрузить областной центр и даст

возможность для дальнейшего развития мощностей грузового порта Балтийск. Реализация целевого сценария должна обеспечить рост грузооборота железнодорожного транспорта к 2030 году в 3 раза по сравнению с уровнем 2015 года.

Принимая во внимание, что наиболее крупные объекты транспортной инфраструктуры находятся в федеральной собственности, предполагается их модернизация за счет средств федерального бюджета. Например, реконструкция в первоочередном порядке пяти пунктов пропуска через государственную границу РФ, расположенных на территории области (МАПП Багратионовск, Мамоново (Гроново), Мамоново-II (Гжехотки), ЖДПП Железнодорожный, Мамоново), предварительно оценивается более чем в 10 млрд рублей.

При этом мы полагаем, что в обновленном Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры сохранятся мероприятия, направленные на сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, увеличение объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом, субсидирование воздушных перевозок, увеличение пропускной способности внутренних водных путей.

Морские порты №3 (2021)

ПАО СКФ
Газпромбанк
РТКОММ
Camco
МТ Групп
Международная научно-практическая конференция «Автономное судовождение: проблемы и решения (MASS-2021)»
6MX
Вакансии в издательстве

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» проводит Онлайн-хакатон