АМП Азовского моря: сократили расходы, но по безопасности остались на высоте - Морские вести России

АМП Азовского моря: сократили расходы, но по безопасности остались на высоте

10.08.2020

АМП Азовского моря: сократили расходы, но по безопасности остались на высоте

В прошлом году порты, входящие в зону ответственности ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря», снизили показатели грузооборота и судозаходов, за исключением морского порта Темрюк, в котором грузооборот вырос. Соответственно, снизились объемы корабельного сбора, что потребовало корректировки расходов по филиалам АМП. Вместе с тем, с главной задачей – отсутствием аварийных случаев по вине служб капитанов морских портов – Администрация успешно справилась, обеспечивая выполнение установленного Росморречфлотом государственного задания. Об этом и о других результатах работы АМП в прошедшем году рассказывает руководитель ФГБУ «АМП Азовского моря» Сергей Сафоничев.

 

«МП»: Сергей Викторович, каковы показатели работы портов АМП Азовского моря в 2019 году: грузооборот, количество судозаходов? Какие из портов в лидерах, кто сдал позиции, причины того и другого?

– В 2019 году в силу объективных причин общий показатель судозахода в целом по учреждению по отношению к аналогичному показателю 2018 года снизился на 42,5%. Наибольшее снижение судозахода отмечено в морском порту Кавказ (на 67,2%), что обусловлено перераспределением транспортных потоков, связанным с введением Керченского транспортного перехода. Рост судозахода отмечен только в морском порту Темрюк (+1,9%).

Снижение данного показателя отразилось и на грузообороте морских потов. Так, по итогам 2019 года грузооборот в целом по учреждению по отношению к аналогичному показателю 2018 года снизился на 16,2%. Снижение грузооборота отмечено практически во всех морских портах АМП, за исключением порта Темрюк, который по данному показателю продемонстрировал рост на 21,5%.

 

«МП»: Связаны ли показатели отдельных портов с изменением номенклатуры грузов, привлечением новых грузопотоков или с изменением портовых мощностей и традиционных грузопотоков?

– В общем объеме грузооборота портов АМП Азовского моря зерновые грузы занимают наибольший удельный вес: в 2018 году доля зерновых составляла более 47%, в 2019-м – более 39%.

Однако, несмотря на хорошие показатели собранного в прошлом году урожая зерна в Ростовской области и Краснодарском крае, наблюдалось снижение перевалки этой категории груза портами АМП. В сравнении с аналогичным периодом 2018 года снижение составило более 30%.

По вопросу номенклатуры грузов: в нашем регионе она достаточно традиционная и значительных изменений в истекшем периоде не претерпела.

 

«МП»: В чем заключались особенности работы АМП в 2019 году? На каких проблемах концентрировалась Ваша деятельность? Каковы результаты этой деятельности?

– Во взаимодействии с Азовским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» были подготовлены и проведены дноуглубительные работы по проекту «Производство работ по восстановлению судоходных глубин в р.Дон на перекате Донецкий».

Хотелось бы отметить, что это один из самых наиболее заносимых участков русла Дона. Он всегда вызывает самое пристальное внимание как со стороны сотрудников Службы капитана морского порта Ростов-на-Дону, так и всех участников транспортного процесса на Дону.

В результате проведенных восстановительных работ навигационные габариты на перекате Донецкий обеспечены в значении 4 метра по уровню глубин и от 124 до 242 метров по ширине судового хода. Данные мероприятия позволили значительно повысить безопасность судоходства, увеличить проходную осадку судов в морском порту Ростов-на-Дону на 20 см и, как следствие, пропускную способность и привлекательность порта.

 

«МП»: Несколько слов о выполнении задания Росморречфлота за прошедший год? Насколько выполнен финансовый план АМП? Какова собираемость корабельного сбора АМП? Будут ли изменяться ставки сбора?

– Главной задачей деятельности Администрации является отсутствие аварийных случаев по вине служб капитанов морских портов, входящих в АМП Азовского моря. С данной задачей учреждение успешно справилось, обеспечив выполнение установленного Росморречфлотом государственного задания.

Важный инструмент достижения целей задания – проверка соответствия судов и их экипажей требованиям международных конвенций в рамках портового контроля, для чего в АМП поддерживается необходимый уровень знаний сотрудников служб капитанов морских портов.

Последовательная реализация намеченных планов АМП также позволила обеспечить поддержание в надлежащем состоянии и развитие материально-технической базы учреждения, внедрять современные технические средства и технологии, совершенствовать организационные процессы.

Снижение показателей судозахода и грузооборота, имевшее место в прошлом году, естественным образом отразилось на финансовых показателях деятельности АМП. По итогам 2019 года отмечено снижение корабельного сбора в сравнении с 2018 годом. Однако соразмерное снижение расходной части плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения позволило обеспечить его безубыточность по итогам года.

Что касается ставок корабельного сбора, взимаемого во входящих в состав АМП морских портах, то они установлены приказом ФСТ России от 20.12.2007 г. №522-т/1, и в настоящее время в силу значительного истекшего периода с момента установления ставок и имевших место инфляционных процессов есть объективная потребность в их индексации. В этих целях АМП Азовского моря по согласованию с Росморречфлотом планирует подготовить соответствующее обращение в ФАС России.

 

«МП»: Какие мероприятия по повышению безопасности мореплавания в прошлом году Вы выделили бы в работе АМП? Какие направления требуют от руководства АМП в этом плане повышенного внимания?

– В этой работе трудно выделить какие-то особые разовые мероприятия или события, потому что обеспечение безопасности мореплавания – это непрерывный процесс. И краеугольное значение здесь играют кадры.

Конечно, весь инспекторский состав служб капитанов портов имеет опыт работы в море. Но недостаточно просто перенести его для работы на берегу. Оформление приходов и отходов судов, инспектирование судов в рамках контроля государством порта и флага имеют свою специфику. Можно сказать, что проходит не менее года, прежде чем человек сможет полноценно работать на новом месте.

В рамках созданной Росморречфлотом системы повышения квалификации инспекторского состава проводится обучение на различных курсах и семинарах как в российс-ких образовательных учреждениях, так и за рубежом. Раз в три года на базе высших учебных заведений, таких как ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова в Санкт-Петербурге и ГМУ им. адмирала Ф.Ф.Ушакова в Новороссийске, проводятся расширенные курсы повышения квалификации. Уровень профессионализма и компетентности периодически проверяется путем проведения аттес-тации сотрудников. Все эти меры позволили АМП создать команду настоящих профессионалов, преданных своему делу.

 

«МП»: В Азовском бассейне, а также на Дону активно развиваются пассажирские перевозки, водный туризм, яхтенный спорт. Как в связи с этим развивается соответствующая инфраструктура и как регулируется судоходство этих видов транспорта?

– В порту Ростов-на-Дону пассажирские перевозки осуществляются судами прогулочного флота типа «Москва» и «Танаис». В акватории порта работает шесть единиц малого пассажирского флота, базирующихся на городской набережной и осуществляющих прогулочные рейсы как в акватории порта, так и за ее пределами. Также осуществляется прием большого пассажирского флота, плавающего под флагом РФ, с внутренних водных путей и в обратном направлении.

Возможен прием судов под флагами иностранных государств, а также их проход на внутренние водные пути. Возможность оформления яхтенного флота международного сообщения и судов, плавающих под флагом иностранных государств, предусмотрена в пункте пропуска морского порта.

В Ростове-на-Дону функционируют три яхт-клуба общей вместимостью 78 мест. Это Азово-Донской яхт-клуб «Аврал» (с 1893 г.), расположенный на правом берегу Дона в западном районе города, Ростовский яхт-клуб «Высокий берег», расположенный на левом берегу Дона, и Водноспортивная база «Зеленый остров» Специализированной ДЮСШ олимпийского резерва №8 им. В.В.Понедельника. Максимальная длина принимаемых яхт – до 20 метров, ширина – 2,5 метра. В яхт-клубах реализовано обеспечение яхт водой и электроэнергией, а также предоставляются гостиничные услуги и услуги по мелкому ремонту корпуса и механизмов.

В Таганроге функционируют два яхт-клуба: «5 Причал», расположенный в бухте Андреева Таганрогского залива Азовского моря (может разместить 100 яхт), и база Спортивной школы олимпийского резерва №3, которая использует участок акватории Таганрогского залива площадью 0,02 кв. км для физкультурно-спортивных целей, на открытом рейде в теплое время года здесь базируются яхты и катера. В пункте пропуска морского порта Таганрог так же предусмотрена возможность оформления яхтенного флота международного сообщения.

В Азове тоже функционируют два яхт-клуба: яхт-клуб «Тихий Дон», принимающий до 20 единиц парусно-моторных яхт длиной 6-8 метров и осадкой 1,5 метра, и яхт-клуб «Дельта», принимающий до 20 парусно-моторных яхт длиной до 10 метров и осадкой 3 метра и имеющий технические возможности для снятия и установки главных мачт.

Кроме того, ООО «Яхт-клуб Евразия» ведет строительство современной стоянки для яхт класса 30-50 футов в ерике Широкий в г.Азове на левом берегу Дона на 20-30 мест. На стоянке планируется создание гостиничного комплекса из четырех домиков по 16 мест, электро- и водоснабжение судов, строительство заправочной станции для бункеровки яхт топливом и снятия всех видов отходов. В настоящее время закончено строительство причальной стенки длиной 140 метров и производство дноуглубительных работ до глубин у причалов 4 метра. Яхт-клуб будет готов принять первые яхты в конце 2020 года, полностью завершить строительство планируется в 2023-2024 годах.

Прием в морском порту Азов большого пассажирского флота возможен только для судов, плавающих под флагом РФ. Для возможности приема и обслуживания пассажирских судов, совершающих международные рейсы или плавающих под флагами других государств, таких, например, как большие круизные суда, осуществляющие международные туристические рейсы, необходимо строительство пассажирского терминала и оборудование его в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В целях развития и обслуживания пассажирского и туристического флота, возможно, стоит рассмотреть вопрос строительства пассажирского терминала с организацией подъездных путей прямого сообщения, что повлечет за собой, соответственно, изменение границ порта, пределов пункта пропуска, а также изменение его классификации.

 

«МП»: Какие основные вопросы приходится решать и какие задачи стоят в сфере водных пассажирских перевозок, туризма и спорта, в том числе в плане регистрации и контроля судоходства маломерного флота?

– Плавание судов, в том числе пассажирских, маломерных и спортивно-парусных, в акваториях морских портов Азовского моря осуществляется в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, а также Обязательными постановлениями соответствующего порта. В рамках контроля над плаванием маломерных и спортивно-парусных судов, используемых в некоммерческих целях, в АМП налажено взаимодействие с Государственной инспекцией маломерных судов.

Маломерные суда в установленном порядке получают разрешения на плавание в акваториях соответствующих портов. Например, на сегодняшний день в морском порту Ростов-на-Дону оформлено 697 разрешений.

Основным проблемным вопросом, с которым приходится сталкиваться в портах Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог, является вопрос отсутствия в морских маринах полного комплекса услуг по обработке спортивно-парусных судов (бункеровке топливом, сдаче сточно-фекальных вод, полнофункционального ремонта, обслуживания и т.п.), такого, какой практикуется, например, в Сочи.

Дополнительно можно отметить, что в Ростове-на-Дону планируется масштабная реконструкция городской набережной, что в свою очередь может привести к проблеме с оформлением через пункт пропуска маломерного флота, так как причал, предназначенный для оформления спортивно-парусных судов, будет ликвидирован.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ