Залог успеха - сотрудничество - Морские вести России

Залог успеха - сотрудничество

13.07.2020

Залог успеха - сотрудничество
В июле 2019 года Российский морской регистр судоходства обновил правила классификации и постройки судов для перевозки сжиженных газов наливом. В основе изменений, помимо международных требований, лежал и реальный опыт технического наблюдения за проектированием и строительством судов. РС активно развивает тематику СПГ: готовит кадры, совершенствует технические требования, спектр и процедуры оказания услуг. Обо всем этом журналу «Морской флот» сегодня рассказывает начальник отдела СПГ-технологий Российского морского регистра судоходства Максим Бойко.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь при классификации судов для перевозки СПГ? Какие решения находите?

- Сейчас мы предлагаем клиентам полный спектр услуг, связанных с классификацией судов для перевозки СПГ.

Комплексную программу развития компетенций в области технологий морской транспортировки и хранения СПГ Регистр инициировал еще в 2000-х годах. Основные трудности, связанные с разработкой технических требований к судам и наработкой инспекторами практического опыта, мы уже преодолели. И концентрация усилий в сегменте СПГ-проектов принесла свои плоды: в классе РС 22 больших газовоза ледового плавания, включая одно плавучее хранилище.

Обширная практика прямого технического наблюдения за судами в постройке существенно обогатила наши нормативно-технические требования. Сложно переоценить опыт, который мы получили в проекте по созданию серии из 15 газовозов арктического плавания Arc7. 

Регистр разработал пакеты требований для новых знаков символа класса, таких как GFS – на судне реализованы меры, обеспечивающие безопасное применение газового топлива; LNG bunkering ship – судно-газовоз подготовлено для обеспечения безопасной бункеровки судов; GRS – судно подготовлено к переоборудованию для использования газового топлива.

Внедрены новые требования для судов, предназначенных для работы в ледовых условиях кормой вперед – так называемых «судов двойного действия». По желанию судовладельца, основной символ класса судна, удовлетворяющего этим требованиям, может быть дополнен знаком DAS с указанием ледового класса Регистра при движении кормой вперед.

- В чем залог успеха развития направления СПГ в РС?

- Во многом, это сотрудничество. Нам удалось наладить тесное взаимодействие с основными верфями-строителями газовозов.  

РС выступает полноценным партнером крупнейших верфей азиатско-тихоокеанского региона, участвует в реализации совместных проектов газовозов. В том числе на ранней стадии проектирования, когда принимаются основные проектные решения по облику судна, его архитектурно-конструктивному типу. Это позволяет проектанту или верфи концептуально согласовать с Регистром новые конструктивные решения и в дальнейшем обеспечить более оперативный процесс классификации.

С 2012 года РС тесно сотрудничает с компанией Gaztransport & Technigaz (GTT), инжиниринговой компанией – лидером в проектировании мембранных систем транспортировки и хранения СПГ. В марте 2019 года мы подписали соглашение об обмене опытом. Документ предусматривает взаимодействие при разработке технических требований и дополнений в правила РС, а также одобрение Регистром материалов, изделий, технологий и спроектированных GTT систем хранения СПГ.  

- Какой штат специалистов по СПГ-технологиям в РС? Как и где проводилась их подготовка? 

- Подготовку прошли более 60 инспекторов. При формировании состава мы руководствовались принципом обеспечения широкой географии присутствия РС. Сегодня специалисты по СПГ-технологиям есть во всех подразделениях Регистра, которые потенциально могут быть привлечены как к техническому наблюдению за проектированием и постройкой газовозов, так и к освидетельствованию в эксплуатации.   

В рамках соглашения с GTT наши инспекторы проходят очное обучение по техническим особенностям систем хранения. Весной 2020 года завершилась четырехмесячная стажировка специалистов Главного управления Регистра. В GTT они на практике применяли современные методы проектирования мембранных систем хранения, выполняли расчеты прочности, расчеты нагрузок от слошинга, занимались разработкой конструкторских чертежей.

Кроме того, в РС действует внутренняя система повышения квалификации. В программу обучения входят модули, связанные с технологиями хранения и перевозки СПГ. Все инспекторы, которые допускаются к работе с газовозами, должны пройти этот материал и сдать экзамен. Совершенствуются навыки уже на практике, в ходе технического наблюдения за строительством газовозов на класс РС.

Регистр активно использует технологии дистанционного обучения. В 2019 году мы провели ряд вебинаров с участием ведущих производителей двухтопливных двигателей. Участниками были не только работники РС. Мы пригласили и специалистов отечественных конструкторских бюро, чтобы наладить более тесное трёхстороннее сотрудничество между Регистром, производителем оборудования и непосредственно проектантом судна.

- Есть ли отличия в требованиях РС и зарубежных коллег? В чем эти отличия?

- Два основных документа, которые регламентируют безопасность морской транспортировки и хранения сжиженного природного газа, приняты на уровне ИМО и являются единым стандартом, как для РС, так и для наших зарубежных коллег. Для газовозов это Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, IGC Code. Для судов, использующих сжиженный природный газ в качестве топлива, - Международный кодекс по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки, IGF Code.

Отдельные частные аспекты проектирования и строительства газовозов классификационное общество уточняет в своих индивидуальных правилах. Поэтому правила требуют непрерывного развития в зависимости от текущих потребностей отрасли.

Например, IGC Code не приводит подробных требований, как при проектировании учитывать низкую температуру окружающего воздуха, дополнительные нагрузки от воздействия льда. Ответ на эти вопросы должны предоставлять правила классификационных обществ.  

Регистр для судов, подготовленных к длительной эксплуатации в условиях низкой температуры, предусмотрел дополнительный знак в символе класса WINTERIZATION. Характер взаимодействия со льдом принимается во внимание при назначении судну ледового класса РС.

- Насколько безопасна технология транспортировки и хранения СПГ? Совершенствуются ли требования к ней?

- Технологии морской транспортировки и хранения СПГ безопасны при условии выполнения всех необходимых требований и высокой квалификации вовлеченного в процесс персонала.

Сама идея перевозки природного газа в сжиженном состоянии уже не нова – первое судно для перевозки СПГ отправилось в рейс еще в 1959 году. С тех пор международное морское сообщество постоянно занимается совершенствованием технологий, приспосабливается к меняющимся требованиям как c точки зрения безопасности, так и рынка. И задача классификационного общества – идти в ногу со временем и оперативно предлагать клиентам соответствующие нормативные документы и услуги.

СПГ-технологии включают большую номенклатуру материалов и изделий.  Это хорошо видно на примере мембранных емкостей для транспортировки и хранения СПГ – одного из наиболее наукоемких, технологичных и перспективных направлений развития. Для каждого элемента разрабатывается своя спецификация, проводятся лабораторные исследования, учитывающие работу элементов в условиях низкой температуры. Появляются новые материалы, производители, конструктивные решения.  

Учитывая тот факт, что все составляющие современных систем транспортировки и хранения СПГ входят в номенклатуру объектов технического наблюдения РС, мы создали предпосылки для быстрого и удобного процесса сертификации, и, таким образом, максимально быстрого внедрения новых технологий.

В конце 2019 года мы оптимизировали процедуру взаимодействия с производителями по вопросам одобрения материалов, изделий и оборудования морского назначения. Она позволяет выбрать схему освидетельствования серийно изготавливаемой продукции. Мы упростили механизм выдачи документов предприятиям, и создали предпосылки для оптимизации капитальных затрат судовладельца.  

Для новых технических решений, которые появляются на рынке, в РС есть процедура «принципиального одобрения» - Approval-in-Рrinciple. В частности, в сентябре 2019 года РС и GTT завершили совместную работу по «принципиальному одобрению» технологий Mark III Flex и NO 96 L03+, положительно оценили возможность применения систем на судах с ледовой категорией Arc7.

В 2019 году вышло новое издание Правил классификации и постройки судов, перевозящих сжиженные газы наливом. По сравнению с изданием 2016 года мы внесли в документ ряд важных изменений.

В новой редакции полностью переработана часть IV «Хранение груза». Для удобства пользователей структура части приведена в полное соответствие с аналогичным разделом IGC Code. Включены требования к применению расчетных методик при определении нагрузок на стенки мембранных емкостей при плескании, а также учтены соответствующие положения Унифицированных интерпретаций МАКО. Проведена доработка части IX «Материалы и сварка» с учетом современных требований к материалам, применяемым для изготовления корпусных конструкций газовоза и элементов системы хранения и обработки сжиженного газа.

- Привлекают ли отечественные КБ Регистр на уровне консультации, обучения при разработке СПГ-проектов?

- Мы видим тенденцию к более широкому привлечению отечественных организаций в индустрию морских перевозок СПГ. Причем интерес возникает не только у судовладельцев и судостроительных заводов, но и у конструкторских бюро, научных организаций, производителей материалов, компонентов и оборудования, учебных заведений.

РС осуществляет взаимодействие со всеми участниками процесса. Мы заинтересованы в том, чтобы делиться своим опытом технического наблюдения за проектированием и постройкой высокотехнологичных газовозов. Мы также заинтересованы в обмене мнениями с представителями компаний, участвующих в реализации СПГ-проектов, чтобы оперативно совершенствовать наши нормативно-технические документы.

Форматы взаимодействия с отечественными организациями разнообразны. Это и общение в рабочем порядке, и обучающие семинары, и презентации для широкого круга специалистов.

Например, в рамках выставки «НЕВА-2019» мы организовали специальный «СПГ-день» прямо у себя на стенде, где специалисты РС рассказали об основных аспектах нашей деятельности в СПГ-сегменте, активно общались с аудиторией.

Мы выступаем с презентациями в наиболее крупных отраслевых выставках и конференциях, проводим собственные мероприятия для разъяснения нашей позиции по узким вопросам проектирования судов и обмена мнениями с предприятиями отрасли. Обязательно даем возможность участникам задать вопросы.

Анонсы мероприятий мы размещаем на нашем сайте rs-class.org, рассылаем приглашения, публикуем авторские научные статьи по СПГ-тематике в журнале «Научно-технический сборник Российского морского регистра судоходства». Мы открыты для диалога с морским сообществом, ведь именно оно является конечным пользователем правил Регистра.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ