Морспасслужба: совмещая стратегические задачи и финансовые успехи - Морские вести России

Морспасслужба: совмещая стратегические задачи и финансовые успехи

09.07.2020

Морспасслужба: совмещая стратегические задачи и финансовые успехи

Морспасслужба - одна из немногих государственных структур, которая ежегодно демонстрирует не только хорошие показатели работы, но и отличные финансовые показатели. Ведомство не только обеспечивает безопасность в российских территориальных водах, участвует в сложных операциях, обеспечивает работу шельфовых проектов, но и приносит прибыль государству. Вместе с тем Морспасслужба продолжает активно расширять список своих работ и наращивать свой флот. До 2024 года в состав ведомства должно войти около 30 новых судов различного типа и назначения от разъездных катеров до снабженцев и ледоколов. О трудовых успехах, трудностях эксплуатации и ремонта флота и о перспективах Морской спасательной службы журналу «Морской флот» рассказал руководитель учреждения Андрей Хаустов.

-     Андрей Викторович, какие наи­более значимые события в деятель­ности Морспасслужбы в 2019 году вы бы выделили?

— Морспасслужба ежегодно старает­ся совершенствовать весь комплекс услуг, которые наши специалисты могут оказывать на рынке. Даже в уже привычных для нас задачах мы постоянно ищем более эффективные решения.

Прошедший 2019 год был пол­ным различных событий, связанных прежде всего с формированием бо­лее эффективной модели нашего учреждения. Это и финансирование, и обновление флота, и расширение спектра услуг, и совершенствование технологий. При этом не стоит за­бывать, что наша первостепенная задача — это аварийно-спасательная готовность.

Подчеркну: Морспасслужба — крупнейшая в мире профес­сиональная аварийно-спасательная организация с аттестацией поисково­спасательных работ и работ по ЛАРН на континентальном шельфе, во внутренних морских водах. Наше ведомство — это полноправный член Международного союза спасателей (ISU). В составе Морспасслужбы работают более 300 единиц специали­зированных судов. Ежедневно на дежурство заступают более 40 судов и 600 спасателей.

Год от года объем работ отли­чается. Например, в прошлом году количество операций по ЛАРН уве­личилось вдвое по сравнению с 2018 годом. Спасатели Морспасслужбы участвовали в уникальных по своей сложности спасательных операциях. Это, без всякого сомнения, туше­ние пожара на танкерах-газовозах MAESTRO и CANDY в водах Черного моря.

Спасательная операция проходила с 21 января по 3 марта, и в результате нам удалось предотвратить затопление судов в районе активного судоходства и сопутствующий разлив нефтепродуктов. Это могло привести к настоящей экологической катастрофе в целом регионе!

Также спасатели Морспасслужбы участвовали в тушении пожара на плавбазе «Петр Житников» Холдинговой компании «Дальморепродукт» в районе Малой Курильской гряды и спасении рыбаков в канун новогодней ночи в Баренцевом море.

Были в прошлом году и события с абсолютно позитивной окраской. В сентябре Морспасслужба завершила операцию по буксировке плавучего атомного энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов» к месту постоянного базирования в морской порт Певек.

Стартовавший 23 августа из Мурманска, буксировочный ордер, преодолев расстояние более 2500 миль, благополучно прибыл в заданную точку. В операции участвовали ледокол Росморпорта «Диксон» и два буксира Морспасслужбы: «Ясный» и «Капитан Мартышкин».

Все руководство по транспортировке несамоходного морского объекта водоизмещением более 22 000 тонн по трассе Северного морского пути выполняла Морспасслужба.

Напомню, что первый этап буксировки плавучего энергоблока, который проходил весной 2018 года, также проводила Морская спасательная служба. Тогда ордер в составе многофункционального буксирного судна «Умка», многофункционального аварийно-спасательного судна «Спасатель Карев» и судна обеспечения «Ясный» провел ПЭБ от причала АО «Балтийский завод» до порта Мурманск, преодолев 2465 миль.

В прошлом году мы провели еще несколько крупных океанских морских буксировок плавсредств и сооружений, в том числе и морских буровых платформ. Участвовали мы и в сложных ремонтных и подводных операциях. В частности, были заняты в ремонте морского участка газопровода «Джубга — Лазаревское — Сочи», завершили капитальный ремонт шести причалов в морском порту Петропавловск-Камчатский. И, наконец, Морспасслужба взяла на себя ответственность по достройке гидроузла на Белоомуте, выступив генеральным подрядчиком.

-      Даже тот небольшой список работ, который вы привели, внушает уважение. Каждая работа - сложнейшая операция, со своими особенностями и сложностями. Какие трудности в вашей работе есть и как с ними справляетесь?

—   Любой современный большой проект, в том числе и аварийно-спасательная операция, требует эффективного подхода. Не буду говорить о финансировании. Морская спасательная служба сегодня — это организация, которая не только приносит государству прибыль, но и эффективно вкладывает средства в свое развитие. Прежде всего речь идет о техническом перевооружении: строительстве новых судов, необитаемых телеуправляемых аппаратов, оборудовании для гидротехнического строительства.

Из года в год средств на поддержание флота требуется все больше. Связано это прежде всего со старением флота, нестабильным курсом рубля, ухудшением качества судоремонта и его дороговизной в России.

Очень большое влияние оказывают санкции, которые или вовсе не позволяют завезти в страну современное оборудование, или делают невозможной модернизацию того, что сейчас стоит на судах.

Приходится постоянно перестраивать свою работу, чтобы адаптироваться к той или иной ситуации. Тем не менее мы справляемся и все задачи, которые на нас возложены, решаем.

-      Какие изменения произошли в структуре Морспасслужбы за последние годы?

—   Мы стараемся наращивать наш флот, закупать современное оборудование, меняем структуру самой организации, стремимся к эффективности, а не к изменениям ради них самих.

В середине января 2020 года мы завершили присоединение в наше ведомство ФГБУ «Спасательно-координационный центр Росморречфлота». Таким образом в составе Морспасслужбы появилось еще одно структурное подразделение — Главный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ). Руководит новым подразделением мой заместитель — начальник ГМСКЦ Петр Герасун.

Такое решение созрело в Министерстве транспорта России исходя из того, что наблюдалась разрозненность в подчиненности органов, задействованных при поиске и спасании на море. А присоединение должно помочь в оперативности реагирования на морские ЧП и повы­сить уровень организации поисково­-спасательных работ.

В последнее время мы значитель­но укрупнили наш сектор гидротех­нического строительства. Это связа­но с развитием этого направления в Морспасслужбе и участием наших специалистов сразу в нескольких гидротехнических проектах. В этом году мы получили аккредитацию на собственный испытательный центр по обследованию гидротехнических сооружений. Сам центр был образо­ван еще в декабре 2018 года. Больше года проходили организационные мероприятия, все процедуры подго­товки и аттестации, исследования в тестовом режиме.

Теперь Морспасслужба может организовывать и проводить обсле­дования гидротехнических соору­жений, в том числе и портовых, с оценкой технического состояния. По всем требованиям.

-       Как идет судостроительная про­грамма? Какие суда пополнят состав ведомства в ближайшее время?

—    Постепенно флот обновляется, и это заметно не только по нашему ведом­ству. Возможно, сам процесс идет мед­леннее, чем хотелось бы судоходным компаниям, однако стоит признать, что ситуация не стагнационная.

Флот обновляется в том числе за счет различных федеральных про­ектов: «Морские порты России», «Северный морской путь» и «Вну­тренние водные пути». Существует государственная программа «Раз­витие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 — 2030 годы», которая преду­сматривает меры государственной поддержки. Ими активно пользуются судовладельцы, и Морская спасатель­ная служба в том числе.

В 2019 году ведомство за соб­ственные средства приобрело и ввело под российский флаг единственное в своем роде в стране многофункцио­нальное судно «Артемис Оффшор», оснащенное грузовым краном г/п 100 тонн, с системой активной компен­сации качки, водолазной шахтой 9 9 метров и вертолетной площадкой.

«Артемис Оффшор» можно за­действовать для решения самых различных задач — от аварийно­-спасательных работ до комплексного обслуживания и снабжения морских буровых платформ. Судно позволяет выполнять работы по строительству буровых платформ в море.

Состав флота также пополнили многофункциональные суда проекта MPSV12 «Бахтемир» и «Калас» для нужд Балтийского и Сахалинского филиалов. В 2020 году мы ожидаем еще два спасателя этой серии.

Также в прошлом году Морспасслужба приобрела в лизинг две баржи-площадки «БМС-001» и «БМС- 002» для нужд Каспийского филиала и буксир-толкач «Сергей Кладько» с баржой-площадкой «БПБ-001» для нужд нашего Тверского филиала.

Что касается перспектив, то мы планируем, что к 2024 году флот Морской спасательной службы еще пополнят более тридцати судов раз­личного класса и назначения.

Так, по программе развития транспортной системы для нужд нашего учреждения по заказу ФКУ «Дирекция госзаказчика» строятся многофункциональное аварийно­-спасательное судно мощностью 7 МВт проекта MPSV06, два многофункцио­нальных буксира-спасателя мощно­стью 2,5-3 МВт и противопожарный буксир-спасатель проекта NE011. Кроме того, по этой программе плани­руется строительство двух морских теплоходов-площадок с аппарельным устройством грузоподъемностью 360 тонн проекта DCV61.

По федеральной программе «Се­верный морской путь» планируется строительство для Морской спаса­тельной службы 16 судов. В реали­зуемых планах — построить два ле­докола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 (один из которых будет приписан к порту Архангельск, а другой — к порту Петропавловск- Камчатский), три ледокольных судна ледового класса Icebreaker6, два судна класса Arc5 и девять ледокольных буксиров класса Arc4.

Кроме того, на стапелях судо­строительных заводов сейчас до­страиваются многофункциональ­ное аварийно-спасательное судно мощностью 4 МВт (проект MPSV07) «Спасатель Ильин», морское водо­лазное судно (проект SDS18) «Геор­гий Артюхов» и два спасательных катера-бонопостановщика (проект А40-2Б-Ф), которые будут носить имена «Максим Колосов» и «Николай Бурков». Подчеркну, что часть своего флота мы обновляем за счет собствен­ных средств.

Морспасслужба уже подписала контракты с АО «Машпромлизинг» на передачу в лизинг двух скорост­ных катеров — многоцелевого высо­коскоростного глиссирующего кате­ра проекта SWR-120 и скоростного катера проекта МРК-1000. Также в планах подписать контракт на при­обретение в лизинг многоцелевого буксира-якорезаводчика неограни­ченного района плавания, большой мощности и оборудованного для выполнения самых разнообразных задач, от патрулирования и аварийно­-спасательного дежурства до букси­ровки объектов большого тоннажа и работы с якорями. Кроме того, пред­полагается, что судно будет предна­значено для обеспечения аварийных судов различными видами грузов и снабжения, включая обеспечение буровых установок через штатно установленные на судне системы и хранилища различных грузов и видов снабжения.

-       Вы упомянули о проблемах в судо­ремонте. В составе Морспасслужбы есть новые суда, которые должны скоро проходить первый плановый ремонт, а иные уже прошли эту про­цедуру. Расскажите, как обстоят дела с ремонтом ваших судов, готовы ли наши СРЗ к приему технически сложных, современных судов?

В 2019 году прошли ремонт с докованием и без докования для освидетельствования РМРС два многофункциональных аварийно-­спасательных судна: «Спасатель Заборщиков» и «Спасатель Кавдейкин» проекта MPSV07, суда обеспе­чения проекта В-92: «Ясный», «Отто Шмидт», «Капитан Мартышкин», «Нефтегаз-55», морские буксиры проекта 1454: «Капитан Беклемишев» и «Рубин», противопожарное судно «Часовой». Промежуточное освиде­тельствование прошли водолазные суда: «Водолаз Денисов», «Водолаз Литвин», «Углич», «Стольный град Ярославль».

По материалам журнала "Морской флот" № 2 за 2020 г.


75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России