Через лизинг к обновлению - Морские вести России

Через лизинг к обновлению

07.05.2020

Через лизинг к обновлению

Лизинг в судостроении будет расти. Об этом говорят и цифры, и представители лизинговых компаний. Доля нового бизнеса лизинга речных и морских судов за последние три года увеличилась в 4,5 раза. По сравнению с прошлым годом объем вырос на 57% и достиг 99 млрд рублей за 9 месяцев 2019 года.

О перспективах отрасли, опыте, клиентах и планах журналу рассказал Максим Калинкин, первый заместитель генерального директора Газпромбанк Лизинг.

«МФ»: Максим, что, на ваш взгляд, тормозит внедрение инструмента лизинга в судостроении?

– Основная проблема, которая существенно замедляет развитие отрасли, – это НДС. В этом году Госдума приняла законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ», который предполагает отмену НДС для операций по строительству, реализации услуг по передаче гражданских воздушных судов по договорам аренды, в том числе лизинга авиационной техники. В течение двух лет все пристально наблюдали за развитием событий в авиасегменте, в том числе судостроительная отрасль, которая, на мой взгляд, может стать следующей в очереди на отмену НДС.

«МФ»: Как может отразиться обнуление НДС на объемах рынка?

– Рынок лизинга в сегменте «речные и морские суда» растет, и пусть не такими темпами, как транспорт, но динамика очевидна. В срезе последних трех лет доля нового бизнеса сегмента увеличилась почти в 4,5 раза. А если говорить в конкретных суммах, то объем нового бизнеса по лизингу судов за 9 месяцев 2019 года достиг 99 млрд рублей против 43 млрд рублей прошлого года. Поэтому если произойдет обнуление НДС, то совершенно очевидно, рост рынка может быть кратным. Но мы не ждем завтрашнего дня, финансируем уже сегодня. Причем имеем опыт работы как с отечественными заказчиками, так и с иностранными.

«МФ»: Насколько значим судостроительный рынок для Газпромбанк Лизинг?

– Лизинг судов – одно из стратегических направлений, которое наша компания планирует развивать. Причем важно отметить, что мы не относим речные и морские суда к категории «прочее». Судостроение и судоходство – это отдельная стратегия, и мы рассматриваем ее в качестве отдельного бизнес-направления.

«МФ»: С каким флотом вы работаете?

– С совершенно разным. В нашем портфеле есть кейсы по финансированию строительства пассажирского флота и грузового, в том числе работающего в направлении Северного морского пути.

«МФ»: Можете привести примеры конкретных сделок?

– Если только в общих чертах, поскольку мы связаны определенными условиями договоров и корпоративной этикой. В начале 2019 года Газпромбанк Лизинг реализовал сложную по структуре сделку с участием западного партнера в размере 13 млрд рублей. Заключили также контракт на финансирование приобретения сухогрузов-навалочников для эксплуатации в Арктическом регионе.

Отличный кейс в нашем портфеле связан с финансированием флота нового поколения – это сделка по баржебуксирному составу, которую мы реализовали для компании «П.Транс Ко». Сложность этого проекта и одновременно наш профессиональный интерес заключались в том, что необходимо было координировать работу сразу двух верфей: Средне-Невского судостроительного завода и «Красное Сормово» – для строительства баржи и буксиров к определенному сроку.

«МФ»: А с рыболовным флотом работаете?

– С рыболовным флотом работаем меньше. В 2018 году помогали в приобретении краболовного судна одному из наших дальневосточных клиентов. Более масштабно работать в этом направлении сегодня не позволяет новая программа «Квоты под киль», согласно которой лизинг не предусмотрен. Вернее, его применение описано в документе, а на практике это невозможно. Дело в том, что для получения дополнительных квот судно должно быть в собственности у судовладельца. А при лизинге, как известно, судно, пока оно не выкуплено, находится в собственности у лизинговой компании.

В свою очередь, мы инициируем изменения в нормативно-правовые акты, чтобы у клиентов была возможность использовать лизинговое финансирование и все его преимущества.

«МФ»: Какие еще интересные сделки были и предполагаются к реализации?

– У нас в работе достаточно много различных, в том числе нестандартных проектов. Например, недавно встречались с потенциальными клиентами, которые планируют строить электросуда для эксплуатации в туристических целях в водной артерии нашей Северной столицы.

Отдельным направлением в Газпромбанк Лизинг представлено решение для субъектов РФ и компаний с долей участия государства в рамках госзакупок по ФЗ № 44-ФЗ и 223-ФЗ соответственно. Мы уже отработали методику финансирования таких проектов, механизм согласования с федеральным центром и прочие процедуры. Поэтому для тех регионов, у которых обеспечение водных маршрутов – это социальная задача, наше предложение будет актуальным. Мы готовы реализовать процесс финансирования для субъектов РФ в пределах одного месяца с момента выявления спроса.

«МФ»: Многие клиенты, с одной стороны, желают обновить свой флот, но их останавливают большие сроки окупаемости новых судов. Есть ли у вас предложения, чтобы снизить срок окупаемости?

– Все зависит от типа флота. Если речь идет о круизных судах, то это самый длинный срок окупаемости, под который созданы отдельные программы со специальными ставками. В случае же грузового флота срок окупаемости в 10-12 лет – более чем достаточный. К тому же существует инструмент, который совершенно понятен и клиенту, и нам, – возвратный лизинг.

«МФ»: Расскажите об инструменте поподробнее.

– Да, конечно. Инструмент возвратного лизинга применяется в случае, если у клиента есть в активе, допустим, одно-два судна и строительство дополнительной единицы флота уже будет проблематично. Поэтому мы можем выкупить у него одно судно и передать обратно, но уже на условиях лизинга. Полученные от лизинговой компании средства клиент направляет на пополнение оборотного капитала, на развитие, в том числе на строительство нового судна. Так выглядит схема возвратного лизинга.

«МФ»: Если в целом смотреть на лизинг как инструмент финансирования, какие аспекты прежде всего интересуют ваших клиентов?

– Вы правильно обозначаете. Лизинг – это инструмент финансирования, и главный вопрос, который сразу возникает, – а насколько он выгоднее кредита? Для клиентов группы Газпромбанка бесспорным преимуществом при структурировании сделки является тот факт, что ставка по лизингу и кредиту одинакова. Компании просто выбирают нужный инструмент финансирования проектов исходя из потребностей бизнеса.

Также лизинг позволяет применять государственную поддержку, осуществляемую Минпромторгом России. В частности, по постановлению № 383 лизингополучатель может получать субсидию на возмещение собственных расходов в размере 2/3 расчетного индикатора (~4,3%). Таким образом у владельца судна появляется возможность снизить стоимость реализуемого проекта.

Кроме того, действует программа утилизационного гранта, по которой лизингополучателю субсидируется до 15% от стоимости постройки нового судна при сдаче старого в утилизацию.

«МФ»: Какие планы в отрасли у Газпромбанк Лизинг в краткосрочной перспективе?

– Лизинг морского и речного транспорта – рынок с высокой конкуренцией. Мы это прекрасно понимаем. Тем не менее массовое обновление флота, которое, безусловно, наступит в силу износа флота, потребует больших инвестиций. Газпромбанк Лизинг обладает всеми необходимыми компетенциями, наработками, как я уже сказал, в том числе в работе с западными партнерами, чтобы максимально эффективно закрыть потребности судовладельцев. Мы готовы финансировать, разрабатывать проекты для клиентов, искать оптимальное решение с учетом особенностей, в том числе сезонного характера.

 

Морской флот №6 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ