Работать с Регистром стало проще и экономичнее - Морские вести России

Работать с Регистром стало проще и экономичнее

20.04.2020

Работать с Регистром стало проще и экономичнее

С декабря 2019 года Российский морской регистр судоходства (РС) ввел новую процедуру одобрения материалов, изделий и оборудования судостроительной промышленности.

Как рассказали в РС, мера обусловлена внедрением новых технологий производственных процессов и должна оптимизировать работу с Регистром. И в конечном счете сократить затраты судовладельца на классификацию. Количество объектов, для которых необходимо прямое техническое наблюдение инспекторов Регистра, сокращено на 72%, с 682 до 192 позиций, а общий объем освидетельствований – на 32%, или с 889 до 602 позиций.

О том, какие плюсы с введением новой процедуры появились у производителей оборудования и верфей, журналу «Морской флот» рассказал заместитель начальника отдела технического наблюдения в промышленности РС Алексей Захаров.

«МФ»: Расскажите пожалуйста, чем новая процедура типового одобрения отличается от предыдущей?

– Прежде всего тем, что старая процедура маловариативная, с неочевидной систематизацией изделий. Сейчас мы разделили всю номенклатуру материалов и изделий на пять групп, в каждой есть свои опции. Все с понятной и гибкой процедурой получения одобрения. Изготовитель сам делает выбор, как ему работать. Причем для трех из пяти групп изделий наше прямое участие при изготовлении либо не требуется, либо его можно исключить при условии одобрения системы контроля качества.

«МФ»: А какие пожелания были у самих производителей?

– Мы всегда прислушиваемся к вопросам, которые неизбежно возникают при регулярном общении с верфями, судовладельцами, производителями оборудования. Основные претензии связаны с количеством изделий, требующих одобрения РС, и необходимостью получения индивидуальных сертификатов в дополнение к типовому одобрению.

Проблема эта была еще с начала 90-х годов, когда система типового одобрения только-только закладывалась. В то время тщательное наблюдение каждого этапа производства было потребностью. Это было залогом качества.

«МФ»: Но в новой процедуре модель поменялась?

– Да, мы исключили необходимость участия Регистра в одобрении изделий, которые изготавливаются по общеотраслевым стандартам. Для остальных изделий оставили только типовое одобрение, а вместо прямого наблюдения инспектора предусмотрели одобрение системы контроля качества. Но для ответственного оборудования сохранили необходимость прямого наблюдения.

«МФ»: В чем отличие Регистра от других классификационных обществ?

– Разница в понятии типового одобрения. У некоторых коллег принята модель, когда при типовом одобрении одобряется и тип изделия, и производственный процесс. Они обязательно оценивают, может ли предприятие выпускать продукцию соответствующего качества на постоянной основе. Что значительно увеличивает стоимость типового одобрения. Но дальнейшего наблюдения со стороны клафикационного общества и одобрения серийной продукции не требуется.

Мы же при типовом одобрении уделяли больше внимания самому изделию, его качеству, соответствию требованиям правил РС, без одобрения производственного процесса. То есть у нас Свидетельство о типовом одобрении относительно недорогое, но требовались дополнительные затраты при серийном выпуске.

Сейчас мы четко обрисовали возможные условия. У производителя есть несколько вариантов работы, в том числе процедура, по которой предприятие может выпускать продукцию без непосредственного наблюдения инспектора.

«МФ»: Как проходило тестирование новой схемы?

– Новую схему одобрения Регистр распространил на всю номенклатуру изделий только в декабре этого года. До этого с июля 2018 года мы апробировали ее на радионавигационном оборудовании.

Уже есть примеры освидетельствования производства и системы контроля качества второго уровня, после которого компании могут поставлять серийную продукцию без нашего участия. Как мне кажется, опыт у них достаточно позитивный.

«МФ»: С финансовой точки зрения для конечного потребителя что-то поменялось?

– Безусловно, новая процедура окажет влияние на работу и судовладельцев, и верфей, тем более – производителей оборудования. Для большой группы изделий уже не нужны постоянные расходы на работу инспекторов. Остались только ключевые позиции, без непосредственного контроля которых не обойтись.

Объясню на примере одобрения оборудования из третьей группы.

Проводится типовое одобрение, при котором головной образец подвергается всем требуемым испытаниям. В том числе и предельным, после которых изделие использовать уже нельзя. Серийные изделия таким испытаниям подвергаться уже не будут.

В дальнейшем, при серийном изготовлении появляется несколько вариантов. Если компания не знает, в каких объемах она планирует выпускать изделия под класс РС, или планирует единичные поставки, то целесообразно обойтись без одобрения производственного процесса и одобрить каждое изделие по отдельности в присутствии инспектора.

Но если рынок сбыта прогнозируемый, то у изготовителя есть две опции, по которым можно существенно оптимизировать свои расходы. Первый вариант, когда Регистр проводит общий аудит предприятия и выдает сертификат СКК1. Это дает полномочия персоналу компании самостоятельно проводить необходимые испытания и проверки изделий. Производитель сам заполняет протоколы испытаний, акты, проект свидетельства и через личный кабинет отправляет документы в Регистр. Мы проверяем сопроводительные документы и подписываем свидетельство. С одной стороны, все взаимодействие идет оперативно и в электронной форме, но с другой стороны – контроль за производством мы не утрачиваем.

Для ряда компаний это накладно: нужно держать в штате отдельного человека, чтобы он заполнял документы и обеспечивал взаимодействие с Регистром. Тогда есть еще один вариант. Регистр может провести детальное освидетельствование производственного процесса СКК2. В том числе оценить, как обеспечиваются входной контроль компонентов, пооперационный контроль, проверка окончательно изготовленного изделия и т.д. И если здесь результаты положительные, то предприятие может выпускать продукцию со своей декларацией, подтверждающей соответствие изделия типовому одобрению РС. Процедура эта проходит раз в год, но в случае массовой серии изделия предприятие может существенно сократить затраты на одобрение серийной продукции.

То есть изготовитель сам выбирает ту форму одобрения серийной продукции, которая наилучшим образом подходит для его объемов производства как с организационной, так и с финансовой точки зрения.

«МФ»: Расскажите поподробнее о классификации изделий по группам?

– Новая система классификации предполагает пять групп изделий:

Пятая группа – это изделия, оборудование, которое производится под конкретное судно, оно подлежит прямому освидетельствованию. Типовое одобрение невозможно, поскольку изделия выпускаются в единичных объемах.

В четвертую группу входят серийные комплексные изделия ответственного назначения или большой мощности. Они подлежат типовому одобрению по технической документации и прямому освидетельствованию РС или расширенному освидетельствованию предприятия для поставки со свидетельством Регистра.

Третья группа – это серийные изделия или оборудование, которое необходимо освидетельствовать, но они не являются ключевыми с точки зрения классификации. Для них требуется типовое одобрение и одобрение серийной продукции на основании прямого наблюдения или освидетельствования производственного процесса.

Ко второй группе относятся компоненты иных изделий или готовые изделия, для которых есть технические требования РС. Они подлежат типовому одобрению и поставляются с декларацией о соответствии.

И первая группа, куда входят компоненты изделий, которые выпускаются по общеотраслевым стандартам. Они подлежат контролю РС на основании рассмотрения протоколов испытаний, выполненных изготовителем или независимой стороной.

«МФ»: Новая процедура работает уже во всех странах мира?

– Да, процедура универсальная, она внедрена во всех регионах деятельности Регистра, а у нас порядка 50 филиалов по всему миру.

«МФ»: Что будет следующим шагом в совершенствовании процедуры одобрения материалов и изделий?

– Мы активно собираем обратную связь от компаний, только в этом году провели три большие конференции в Санкт-Петербурге и семь региональных семинаров для клиентов. Так что, возможно, появятся новые формы одобрения для отдельных групп оборудования.

Работа по совершенствованию услуг и оптимизации процессов ведется постоянно и по разным направлениям. Одно из важнейших – поступательное внедрение современных технологий. Например, несколько лет назад мы начали оформлять индивидуальные свидетельства в электронном виде. Разработали сервис «Личный кабинет», с его помощью обеспечивается онлайн-взаимодействие с клиентами. Этот инструмент значительно сократил время на оформление документов и их доставку нашим клиентам. В ближайшее время планируем полностью перейти на электронные свидетельства при одобрении материалов и изделий.

«МФ»: Какие сложности могут возникнуть у предприятий при переходе к новой процедуре?

– Компании уже привыкли к определенному порядку работы. Теперь им придется перестраиваться. В то же время некоторые получали наши документы просто для выхода на рынок. Регистр – это знак качества. Сейчас для их продукции типового одобрения не потребуется. Это тоже определенный «стресс». Для таких компаний остается возможность получения одобрения в рамках добровольной сертификации Регистра.

Чтобы помочь предприятиям плавно перейти на новую систему, мы планируем активную информационную работу. Будем проводить семинары по разъяснению положений новой процедуры одобрения в Петербурге, Нижнем Новгороде, Астрахани, на Дальнем Востоке. Подробно расскажем клиентам обо всех плюсах и особенностях этой системы. Мы приглашаем к участию в обсуждении все предприятия и организации, так или иначе заинтересованные в удобной схеме сертификации в морской промышленности. Думаю, что обратная связь будет только положительная.

 

Морской флот №6 (2019)

75 лет Великой Победы
Баннер
6MX
Справочник Речные порты России 2019
Журнал Транспортное дело России