Арктический вектор - Морские вести России

Арктический вектор

16.03.2020

Как ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова готовит кадры для освоения Российской Арктики

Реализация Стратегии Российской Федерации по развитию Арктической зоны, увеличение грузопотока по Севморпути, обеспечение круглогодичной навигации – эти амбициозные цели и проекты имеют одно слабое звено – недостаточный кадровый потенциал. Нехватка квалифицированных специалистов ощущается в совершенно разных областях индустрии.

Для возведения новых портов и терминалов требуются гидротехники, для строительства судов, ледоколов, добычных платформ – проектанты и корабелы, а для работы на флоте и берегу – моряки, лоцманы, операторы систем управления движением судов, офицеры государственного портового контроля и т.д.

А. Сидоров

В условиях сурового арктического климата, то есть в зонах с повышенным риском, подготовка экипажей судов имеет особое значение. К тому же очень важно, чтобы образовательные программы шли в ногу со временем, а методика учитывала последние изменения в правилах судоходства, международном и отечественном законодательстве.

Формирование и совершенствование кадрового потенциала арктических морских проектов – это одна из стратегических задач Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова.

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова стал первым в мире международно признанным учебным заведением для подготовки экипажей в соответствии с требованиями Международного полярного кодекса. Кодекс вступил в силу с 1 января 2017 года, а уже 1 июля 2018 года вступили в силу поправки в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (Конвенция ПДНВ-1978 с поправками) – Правило V/4.

Международная морская организация (ИМО) предоставила два года в качестве переходного периода, и уже 1 июля 2020 года требования к компетентности моряков, управляющих судами, которые эксплуатируются в полярных водах, будут обязательны, а суда будут проверяться службами государственного портового контроля.

Одобрение университет получилкак раз в отношении подготовки судоводителей по управлению судами, эксплуатирующимися в полярных водах от одного из крупнейших в мире классификационных обществ – Nippon Kaiji Kyokai (Class NK) в 2017 году. Тогда же курсы получили признание Морской администрации Республики Маршалловых Островов, а в 2018 году – Министерства транспорта РФ.

В сентябре 2019 года международный Морской институт The Nautical Institute подтвердил соответствие полярных курсов «Макаровки» требованиям главы 12 Международного полярного кодекса (МПК) и принятым ИМО новым поправкам в Конвенцию ПДНВ (правило V/4), а в октябре 2019 г. это сделала Администрация Кипра, под флагом которого работает множество судов в Российской Арктике.

«Подготовка по Полярному кодексу– лишь одно из титульных направлений образовательной деятельности университета», – рассказал редакции ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова профессор Сергей Барышников.

«МФ»: В первую очередь разрешите поздравить университет имени адмирала Макарова со значимым событием – получением международного признания курсов ледовой навигации. Какие перспективы теперь открываются перед вузом?

– Благодарю и хочу отметить, что получению сертификатов аккредитации пятидневных базового и расширенного курсов подготовки экипажей судов, которые ходят в полярных водах, предшествовал тщательный аудит программ и методик. Пройти его удалось благодаря многолетней интенсивной работе ГУМРФ имени Макарова, коллектива его преподавателей, инструкторов тренажеров, административного и учебно-вспомогательного персонала, а также экспертов отрасли.

Получение международного признания The Nautical Institute подтверждает статус нашего университета как одного из лидеров морского образования. Это позволит успешнее привлекать к обучению слушателей как российских, так и иностранных компаний.

«МФ»: Сколько специалистов в области ледовой навигации уже обучил университет?

– Общее количество прошедших обучение по ледовому плаванию уже превысило тысячу специалистов из 20 стран. Обучение по программе «Тренажерная подготовка к плаванию в ледовых условиях» проводится в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова с 2002 года. Курс создавался для экипажей крупнотоннажных танкеров ОАО «Совкомфлот», заходящих в замерзающие порты восточной части Финского залива – Приморск и Высоцк.

После сложных зимних навигаций 2009-2011 годов подготовка была расширена на все российские порты залива. К нам стали приходить на обучение и судовладельцы, и крюинги. После существенной доработки тренажерного и методического обеспечения в 2017 году количество ежегодно проходящих обучение слушателей возросло до 400 (по итогам 2018 года).

Сегодня в морском учебно-тренажерном центре университета проходят подготовку по базовому и расширенному курсам обучения плаванию в полярных водах представители крупнейших российских и зарубежных компаний: «Совкомфлот», «Газпромнефть шиппинг», «Газпром флот», Mitsui, Dynagas, Wagenborg, Spliethoff, TeeKay, StenaBulk и многих других.

Плюс экипажи нескольких десятков ледоколов «Росморпорта» и «Атомфлота» регулярно проходят обучение на тренажерах и в лабораториях подразделений Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ.

«МФ»: Расскажите об учебном процессе и технических средствах подготовки.

– Тематический план подготовки судоводителей базового и расширенного уровней включает такие разделы, как международные и местные правила и стандарты, регламентирующие работу судов в полярных водах; планирование рейса, техническое и организационное обеспечение работы судна; эксплуатация судна, его оборудования и механизмов при работе во льдах и в условиях низких температур; ограничения и ошибки в работе средств навигации и связи в полярных районах; планирование действий экипажа в нештатных ситуациях; защита окружающей среды.

В обучении судовых механиков и рядового состава по выживанию в холодном климате, методам эвакуации с аварийного судна на лед, использованию судовых индивидуальных и коллективных средств выживания мы применяем комбинацию из реального судового снабжения и современных интерактивных средств электронного обучения.

С 2009 года в нашем Центре по выживанию на море мы ведем блок программ по методам выживания в экстремальных условиях полярных районов. Там моряки приобретают навыки по организации борьбы за живучесть судна, отрабатывают покидание судна в суровых условиях арктических морей.

В рамках курса демонстрируются методы использования судового аварийного имущества и оборудования для спасения жизни на море и выживания на льду.

Программу можно пройти как у нас в университете в Санкт-Петербурге, так и на выездных курсах в Финляндии (Котка, совместно с университетом XAMK) или на Филиппинах (учебные центры Mitsui в Маниле и IDESS в пригороде Манилы).

«МФ»: Известно, что в подразделениях института дополнительного профессионального образования ГУМРФ более 50 тренажеров и лабораторий.

– Действительно, у нас широко применяются современные симуляторы, которые позволяют моделировать различные погодные условия, ледовую обстановку и любую нештатную ситуацию как средств связи и навигации, так и судовой энергетической установки при работе во льдах.

Стоит упомянуть и один из крупнейших в нашей стране тренажеров для отработки маневрирования в полярных условиях, который входит в состав ледового навигационного тренажерного комплекса Крыловского государственного научного центра (КГНЦ). Наш совместный проект с КГНЦ был запущен в 2015 году.

Этот тренажер позволяет отрабатывать взаимодействие между всеми участниками ледовых операций: персоналом газового/нефтяного терминалов, экипажами атомных и дизельных ледоколов, транспортных судов, аварийно-спасательных и судов-снабженцев – всего в библиотеке системы более 13 математических моделей судов. Тренажер может моделировать взаимодействие корпуса судна и отдельных элементов льдов различного типа на расстоянии до 50 метров.

Эта уникальная разработка российской компании «Транзас Навигатор» и Крыловского ГНЦ используется опытными капитанами судов, лоцманами для выработки устойчивых навыков по управлению судами во льдах.

Примечательно, что тренажер используется не только для обучения, но и в процессе проектирования и ввода в эксплуатацию новых судов, портовых терминалов и систем обеспечения безопасности мореплавания в Арктике. В сотрудничестве специалистов Морского учебно-тренажерного центра ГУМРФ имени адмирала Макарова и тренажерно-научного центра КГНЦ на этом тренажере отрабатывали схемы грузовых операций на МЛСП «Приразломная», терминалах Нового Порта и порта Сабетта. В том числе на них отрабатывались методы безопасного маневрирования танкеров и газовозов, которые занимаются вывозом углеводородов с этих терминалов.

Но, помимо уникальных тренажеров, главным нашим ресурсом остаются люди – наши инструкторы.

«МФ»: Какова политика привлечения преподавателей в ваше учебное заведение?

– Эффективная передача компетенций требует глубокого знания предмета, поэтому мы стараемся приглашать только опытных специалистов, экспертов в своей области. Так, например, на ледовых курсах преподает капитан Злодеев с 30-летним стажем капитана различных типов судов и 20-летним опытом арктических навигаций и ледового плавания в водах Канады и США.

Капитан Воронин имеет колоссальный опыт ледовой лоцманской проводки судов в Большом порту Санкт-Петербург, капитан Криницын – большой опыт управления танкерами в замерзающих акваториях Ботнического и Финского заливов. Только в 2019 году мы привлекли к работе в университете в качестве преподавателей и инструкторов тренажеров 5 новых капитанов и одного старшего механика с действующими рабочими дипломами, практическим опытом и свободным владением английским языком. Это – наш золотой фонд.

Такие специалисты по-прежнему востребованы на действующем флоте. Найти их, подобрать и мотивировать работать в морской образовательной организации для реализации арктических проектов, их кадровой обеспеченности – непростая, но крайне важная задача.

«МФ»: Расскажите о совместной инициативе «Макаровки» и ФГУП «Атомфлот» по созданию нового центра обучения.

– В октябре 2018 года была открыта новая учебная площадка Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ – Центр морских арктических компетенций (ЦМАК), созданный для подготовки и повышения квалификации членов экипажей атомных ледоколов, в том числе по технической эксплуатации ядерной энергетической установки (ЯЭУ) «РИТМ-200», в рутинных и аварийных ситуациях.

Инструкторы ЦМАК, прежде чем приступить к проведению занятий, прошли стажировки в НИТИ Александрова, АО «ОКБМ Африкантов», ЦНИИ «СЭТ», АО «Новая Эра», НПО «Аврора». С мая 2019 года центр приступил к обучению первых экипажей новых строящихся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге атомных ледоколов проекта 22220 «Арктика».

Основные задачи этого центра – это организация и проведение тренажерной подготовки членов экипажей ледокольных судов с ЯЭУ, повышение квалификации экипажей атомных ледоколов и управленцев «Атомфлота», целевая подготовка курсантов морских образовательных организаций «Росморречфлота» и студентов опорных вузов «Росатома» для работы на атомных ледоколах.

Новый учебный комплекс включает полномасштабный тренажер, который моделирует работу центрального поста управления и всей судовой ЯЭУ ледоколов проекта 22220, рабочее место инструкторов для разработки сценариев упражнений, контроля их выполнения, проверки и оценки практических навыков слушателей. Дополнительно в комплекс входит учебный класс для теоретического обучения, разбора упражнений, которые выполняются на тренажере, а также вспомогательный функциональный тренажер.

«МФ»: Какие задачи ставятся вами на перспективу в рамках развития арктического вектора деятельности вуза?

– Обладая многолетним опытом подготовки экипажей всех поколений российских атомных гражданских судов и получив новый опыт обучения экипажей ледокола проекта 22220 типа «Арктика», мы дополняем учебные программы технологиями безопасной эксплуатации атомных судов. Конечно, готовимся и к обучению первых экипажей самого мощного ледокола в мире типа «Лидер».

Предполагается, что Центр морских арктических компетенций, выйдя на полную мощность, сможет обеспечить повышение квалификации более 160 специалистов в год. Пока мы проектируем создание штаб-квартиры ЦМАК, которая позволит осуществлять видеоконференции, проводить вебинары для всех категорий специалистов, задействованных в проектировании, строительстве и эксплуатации гражданских судов с ядерными энергетическими установками.

Наши профессора всего за год при поддержке ФГУП «Атомфлот» выпустили 5 новейших учебников для обучения как курсантов, студентов, так и повышения квалификации опытных специалистов.

Еще одно направление развития – возможность проведения комплексных учений – тренажерных сессий на базе нашего учебного заведения с использованием виртуальных моделей судов и с участием капитанов ледоколов и транспортных судов.

Кроме того, откликаясь на потребности рынка, расширяется спектр и других наших направлений подготовки. В Институте дополнительного профессионального образования ГУМРФ введены курсы по транспортной и кибербезопасности, подготовки и повышения квалификации специалистов судоходных и портовых гидротехнических сооружений, в том числе по их защите от ледовых полей.

В скором времени с целью повышения уровня безопасности при транспортировке индустриального персонала будет запущена расширенная подготовка пассажиров вертолета, транспортируемых для обслуживания буровых платформ.

Проведение исследований в области заносимости северных рек, которые проводят наши специалисты, имеют практическое применение, когда мы говорим о морских проектах, терминалах в устьях северных рек.

Расширение арктического направления международного туристического бизнеса создает новые вызовы. Резкий рост пассажирского судоходства в Арктике, особенно в районе Шпицбергена, Гренландии, а теперь, вероятно, и Новой Земли, повышает риск морских аварий.

Обеспечение готовности к поисково-спасательным операциям в суровых арктических условиях – важнейшая цель участия нашего университета в международных проектах MAREC и ARCSAR.

Проекты нацелены на комплексное изучение проблематики массовых спасательных операций в арктических условиях и финансируются правительством Норвегии. Схожие задачи у проекта SIMREC, который с 2019 г. финансируется ЕС, но уже для региона Балтийского моря, с фокусом на несение готовности по ликвидации аварийных разливов нефти. Помимо ГУМРФ в проекте участвуют Санкт-Петербургский морской технический университет, Kotka Maritime Research Centre, Aalto University, Helsinki University, Finnish Environment Institutе и South-Eastern Finland University of Applied Sciences.

Участие нашего университета в многочисленных научно-исследовательских и образовательных проектах позволяет нам быть на гребне волны современных тенденций в образовании, в новых технологиях, применяемых в судоходной, судостроительной областях, а также обеспечивать тот уровень научных работ и образовательных услуг, который востребован реальной экономикой.

Морской флот №5 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ