Рыбаки требуют ввести мораторий на трансформацию «исторического принципа»

19.09.2019   Лента новостей
Рыбаки требуют ввести мораторий на трансформацию «исторического принципа»

Не утихают споры вокруг попытки Федеральной антимонопольной службы изменить «исторический принцип» распределения квот на вылов рыбы, принятый в большинстве стран мира и показавший положительную динамику в России. На этот раз рыбацкая общественность взволнована подготовкой ФАС проекта распоряжения Правительства РФ о внесении изменений в план мероприятий (дорожную карту) по развитию конкуренции, согласно которому предлагается распределять не менее 50% объёма квот добычи (вылова) водных биоресурсов, ранее распределявшегося по «историческому принципу», путём проведения аукциона в электронной форме.

В 2016 году летом был принят по итогам Госсовета фактически новый Закон о рыболовстве, установивший «правила игры» в отрасли на 15 лет, этим же законом введён новый вид квот на инвестиционные цели. В 2018 году рыбаки перезаключили договора на следующие 15 лет, заложив в свои инвестиционные бюджеты постройку нового флота. Казалось бы, закон не имеет обратной силы, но ФАС настаивает на развитии конкуренции. Основной мотив – повышение эффективности отрасли, увеличение доходов в госбюджет.

Однако, полезна ли предлагаемая антимонопольщиками мера для самой отрасли и насколько она согласуется с документами долгосрочного стратегического планирования – вопрос весьма спорный. Так, к примеру, Стратегия пространственного развития России предполагает сконцентрироваться на «точках роста» каждого региона и улучшить условия жизни населения на местах, стимулировать привлечение населения в регионы, а не его отток. Стратегия национальной безопасности предполагает сохранение населения на окраинных территориях Севера и Дальнего Востока. Есть ещё у нас прогноз социально – экономического развития, а также Поручение Президента РФ о поддержке и развитии малого и среднего бизнеса и кооперации.

Для рыбохозяйственного предприятия квота на вылов - это по сути инструмент долгосрочного планирования бизнеса. Инвестиционный цикл в отрасли в среднем 5-10 лет, чтобы выйти на окупаемость инвестиций. И так уж сложилось и в мире и в России, что значительная часть рыбной отрасли – это как раз предприятия малого и среднего бизнеса, для которых новации антимонопольной службы – это прямой путь к банкротству. Отраслевые ведомства в лице Минсельхоза и Росрыболовства за минувшие годы уже посчитали сколько нужно новых судов, составили и детально обговорили с рыбаками какие суда и в какие сроки рыболовецкие компании построят на российских верфях. Рыбаки составили свои инвестиционные и производственные планы. Относительно производства продукции для производственника в рыночной экономике ведь что важно - видеть спрос, удовлетворить его, иметь возможность спланировать предложение. Этой возможности на рынке ФАС пытается малый и средний рыбацкий бизнес своей новацией лишить.

Ещё в России есть проблема Северного завоза, окраинных удалённых территорий севера и Дальнего Востока, с которых продолжается отток населения. И если посёлкообразующие рыбацкие предприятия оттуда уйдут, население останется без работы, и его мы тоже потеряем. Кроме как «конкуренция – двигатель прогресса, аукционы хорошо пополняют бюджет», никаких других обоснований, анализа и прогноза возможных последствий введения своей новеллы ФАС общественности не представило. А ведь аукционы рыбаки уже проходили, и практика эта была отрицательная. Если основная всё же цель – построить новый флот, то некоторых зарубежных странах квота закрепляется за судном, но для этого у нас надо переделывать ломать всю систему отраслевого права. При этом, надо учитывать мировую тенденцию - переизбыток флота и сокращение ресурса. Нужна ли в итоге России такая трансформация отрасли - модель из нескольких десятков крупных предприятий и больших высокотехнологичных судов взамен уничтожения малых и средних организаций – большой вопрос. Устойчива ли такая модель для России? Или может всё же надёжнее оставить малых? И кто ответит за последствия, если новая модель окажется неудачной?
18 сентября в Москве в Торгово-промышленной палате РФ состоялось Всероссийское совещание рыболовецких колхозов (артелей), малых и средних рыбохозяйственных организаций РФ, участники которого единогласно высказались против распределения части объёма квот добычи (вылова) ВБР, из ранее распределявшихся по историческому принципу», путём проведения аукциона. О данной инициативе ФАС рыбацкое сообщество узнало в августе уже после принятого в летнюю сессию Госдумой Закона о распределении 50% долей краба с инвестиционными обязательствами посредством аукционов.

Открывая совещание, Председатель Правления Росрыбколхозсоюза Андрей Ануфриев в своём выступлении однозначно заявил, что такое бремя в виде отъёма половины объёма квот, предприятия Союза не вытянут, а это не только рыболовецкие колхозы, но и организации малого и среднего бизнеса по стране. « - Как говорят, есть колхоз - есть деревня, нет колхоза - нет деревни. У нас такие градообразующие предприятия тянут всю социалку. Люди там живут, потому что там родились, жили и работают»,- пояснил Андрей Ануфриев.

«За этой историей стоят люди - это главный ресурс нашей отрасли, и мы едины, чтоб этот принцип сохранить», - подчеркнул заместитель Председателя Правления Росрыбколхозсоюза Пётр Джунковский. Он поблагодарил ветеранов отрасли за их принципиальную позицию и уведомил собравшихся о том, что Минсельхоз, Росрыболовство, такие организации как ВАРПЭ, РСПП, региональные законодательные власти ряда приморских субъектов выразили поддержку сохранения «исторического принципа» в отрасли. Пётр Джунковский поделился положением дел на отдалённых территориях Хабаровского края, Камчатки, арктического побережья, где расположены предприятия Союза и где уровень цен и тарифов в разы выше, чем в Центральной России, а на некоторые продукты зашкаливает, в то время как зарплаты совсем невысокие, население убывает. И, тем не менее, люди благоустраивают территории, стремятся жить в нормальных условиях, надеются на лучшее.

Обеспокоенность сложившейся ситуацией выразил и приглашённый на совещание депутат Госдумы от Хабаровского края Борис Гладких (фракция Единая Россия). «Есть вопрос - повышение эффективности, доходности от отраслей в бюджет, всех отраслей, и на него можно смотреть по-разному. Представители отрасли смотрят своим взглядом, у субъектов своё мнение, правительство тоже принимает решение. Цель - получить максимальную эффективность в рыбной отрасли, просто где-то на этапе принятия решения надо добиваться, чтобы вас услышали.

Есть сферы, где конкуренция избыточна, и не все сферы можно мерить конкуренцией. Сегодня через конкуренцию мы получим сиюминутный доход в бюджет, а завтра это повлечёт за собой потерю базовых предприятий региона, которые обеспечивают всю социальную составляющую. К тому же есть инвесторы, которые уже вложились в предприятия, им обещали – построишь, создашь рабочие места, а ведь если инвестор поймёт, что ожидания могут не подтвердиться, что инвестору делать? Он черпанёт оттуда по - максимуму и постарается как можно скорее выйти из этой гонки. Вложения в отрасль должны быть на основе долгосрочных программ, направлены на создание дополнительных возможностей. Не все сферы можно измерить тем, что там должна быть обязательно конкуренция и быстрая отдача в бюджет, не только налоговой отдачей можно получить эффект, важно ведь и сохранить жизнь на этих территориях», - выразил свою позицию парламентарий.

Ветеран рыбной отрасли Вячеслав Зиланов указал на то, что в настоящее время власть не считается ни с успешным зарубежным опытом, ни с традициями отечественного рыболовства, а также подчеркнул, что ни в одной стране кроме как в России за рыбу в воде не взимают плату, только с иностранцев.

С резкой критикой выступил Председатель Правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Он отметил, что квоты фактически забирают у местного населения в пользу олигархических структур, и что речь идёт о том, останутся люди жить на своих местах или нет? И кто осмелится им сказать - вы неэффективны, вы нам не нужны?

Солидарность с коллегами выразил и Председатель правления Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов Олег Твердохлеб: «Если 50% ресурса у нас отберут, придётся вполовину сократить работников, доходы упадут вдвое, и мы будем влачить существование на грани жизни и смерти. Если это кому-то надо? Если это что-то даёт государству?», - выразил сомнение представитель рыбацкой общественности. Олег Твердохлеб также привёл пример, что Минсельхоз разработал пакет поправок, в котором в 5 раз для калининградцев увеличивается плата за ресурс. В связи со сложившейся ситуацией Олег Твердохлеб призвал обратиться в адрес властей ввести мораторий на все изменения законодательства, связанные с распределением квот по «историческому принципу», заявив, что это принципиальная позиция. «Мы проект судна заказали, планируем построить 14 судов, получается, что эти суда будут без работы? Условия нельзя менять каждый год. Сомнения рыбаков должны быть развеяны в ближайшее время. Зачем мы строим, планируем?», - обозначил принципиальную позицию руководитель регионального объединения.

Председатель подкомитета по развитию рыбохозяйственного комплекса Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса Виктор Кирочкини подчеркнул, что рыбацкое сообщество видит, прежде всего, оставшихся без работы людей, человеческий фактор, а регулятор видит объёмы, прибыли, экономические категории. И в этом в т.ч. принципиальное различие взглядов.

Вице-президент НКО «Ассоциация рыбопромышленников Сахалина» Владимир Измайлов считает, что в данном случае Правительство должно обязать ФАС дать обоснование к своей инициативе и нести ответственность за последствия. От ФАС должен быть анализ с расчётами и последствиями, к которым приведут аукционы. По мнению эксперта, рыбакам в сложившейся ситуации, возможно, следует обратиться в Конституционный суд, т.к. их лишают права на труд и в Верховный суд, т.к. меняется законодательство, гарантирующее «правила игры» на 15 лет.

Заместитель председателя Правительства Сахалинской области Виталий Гудин поддержал Олега Твердохлеба в том, что реальный выход из ситуации - это введение моратория на 15 лет с практическим мониторингом опыта по крабовым аукционам. За это время можно провести соответствующий анализ и расчёты. Основной аргумент, который, по мнению Виталия Гудина обязана услышать власть – что предприятия малого и среднего бизнеса в отрасли, которые Президент России Владимир Путин призывает поддерживать и развивать закроются.

Итоги подвёл Председатель Правления Росрыбколхозсоюза Андрей Ануфриев. Участники совещания отразили свою позицию о введении моратория в Решении Совещания и намерены обратиться с этой просьбой к Президенту РФ Владимиру Путину. А также проинформировать о своей позиции Правительство, Минсельхоз, Росрыболовство и Законодательное Собрание РФ.

Анна Горнова
Координатор проекта «Морская политика»
Центра стратегических оценок и прогнозов


Теги: 
Вернуться к разделу Лента новостей

Новости

Лента новостей

Камчатский медведь загрыз смотрителя маяка

Камчатский медведь загрыз смотрителя маяка Другой мужчина чудом спасся

1,3 тонны японских товаров пытались спрятать от таможни в тайнике на судне

1,3 тонны японских товаров пытались спрятать от таможни в тайнике на судне Шоколад, вино, сладости

Российская экономика

На 15% увеличился объем внешней торговли Дальнего Востока за девять месяцев

На 15% увеличился объем внешней торговли Дальнего Востока за девять месяцев Стали вывозить больше топлива и рыбы и ввозить автомобили и электромашины

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн Для этого нужно развить ж/д

Транспортная политика

Государство может взять страховку арктических перевозок на себя

Государство может взять страховку арктических перевозок на себя Возможный срок оплаты рисков – 10 лет

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается Новые правила Минпромторга не дали нужного эффекта

Морские порты

В два раза увеличили перевалку нефти в Махачкалинском торговом порту за девять месяцев

В два раза увеличили перевалку нефти в Махачкалинском торговом порту за девять месяцев Порт стал лидером Каспия по росту грузооборота

Севастопольский морской порт может остаться городским

Севастопольский морской порт может остаться городским Если будет достаточно прибылен




Морской транспорт

Промысловое судно терпит бедствие под Мурманском

Промысловое судно терпит бедствие под Мурманском На винт намоталась сеть

Российскому ледоколу, подавшему сигнал SOS, не угрожает опасность

Российскому ледоколу, подавшему сигнал SOS, не угрожает опасность Но судно сменит пункт назначения из-за ледовой обстановки

Речной транспорт

Дно Ленского бассейна начнут снимать в 3D с нового судна

Дно Ленского бассейна начнут снимать в 3D с нового судна Углубление по науке

Модернизированный танкер назвали в честь ленского капитана

Модернизированный танкер назвали в честь ленского капитана Капитан М. Ф. Спиридонов работал на флоте около 60 лет

Ж/Д транспорт

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей Срок - три года

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Морские порты

Перспективы роста порта Шахтерск

Перспективы роста порта Шахтерск Морской порт Шахтерск является одним из самых динамично развивающихся портов Сахалинской области. За...

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...