Александр Зайцев: главный негативный фактор для судоходных компаний в финансовом плане – рост цент на ДТ - Морские вести России

Александр Зайцев: главный негативный фактор для судоходных компаний в финансовом плане – рост цент на ДТ

05.08.2019

Речной транспорт

На состоявшемся 25 июля в Архангельске выездном отчетно-выборном собрании членов Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта президент Ассоциации Александр Зайцев выступил с докладом, в котором охарактеризовал положение дел в речном секторе водной отрасли.

Резкий рост цен на дизельное топливо в прошлом году стал главным фактором повлиявшим на финансовые показатели всех судоходных компаний и речных портов, отмечает президент АПСРТ. Средняя цена судового топлива с учетом акциза и НДС в 2017 году составляла 36686 рублей за одну тонну, в июне 2018 года уже 53062 рубля, рост цен произошел во всех субъектах Российской Федерации, что превышает уровень цен 2017 года от 30 до 60%. При этом уже в 2019 году ситуация складывается таким образом, что рост цен на топливо неизбежен.

«Топливная составляющая в себестоимости перевозок составляет от 30% до 45%, и резкое повышение цен на топливо снижает рентабельность перевозок грузов судоходными компаниями до 0-2%, а перевозки пассажиров и туристов стали убыточными. В ряде случаев это привело к банкротству предприятий», - говорит А. Зайцев.

Как известно, судоходные компании, осуществляющие перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах дотируются из бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов на уровне нулевой рентабельности, и никаких резервов для рентабельной работы нет, продолжает докладчик.

По его словам, обращение АПСРТ к Министру транспорта России по оказанию помощи в решении этого сложнейшего вопроса не принесли положительного результата, так как эта проблема является общетранспортной проблемой. Ассоциация в письме Министру предлагала принять ряд мер о государственной поддержке предприятий речного транспорта: ввести возвратную систему акциза на дизельное топливо по аналогии с судовым маловязким топливом; одновременно повысить налоговый вычет из акциза на топливо; рассмотреть возможность компенсации судоходным компаниям речного транспорта потерь от роста цен на топливо; принять решение о стабилизации оптовых цен при реализации моторного топлива для судов.

В Правительстве РФ неоднократно рассматривалась эта проблема, и было принято решение по сдерживанию цен крупными нефтяными компаниями до марта 2019 года и по поручению Президента России Правительством принято решение о компенсации расходов авиаперевозчиков, связанных с подорожанием топлива. К сожалению по речному транспорту подобных решений не принималось. Правительством и нефтяными компаниями соглашение продлено на третий квартал 2019 года, напоминает А. Зайцев.

Что можно ожидать в 2019 году? В условиях сформированного рынка и повышения ставки НДС рост цен на топливо неизбежен. Как отмечают эксперты, стабилизировать цены могут только альтернативные виды топлива, в первую очередь это использование газомоторного топлива. Перспективы развития и внедрения альтернативного вида топлива в транспортном комплексе стали предметом обсуждения в рамках Транспортной недели 2018. В выступлениях участников подчеркивалось: для того, чтобы альтернативное топливо стало реальностью, необходимо вырабатывать это топливо в промышленных масштабах, наладить выпуск специальных транспортных средств и создать соответствующую инфраструктуру, в первую очередь заправочных станций. «Развитие рынка газомоторного топлива имеет огромное значение для нашей страны, которая обладает необходимыми запасами природного газа на сотни лет», отмечали выступающие.

Министерство энергетики России разработало программу развития рынка газомоторного топлива на 2019-2024 годы, на финансирование этой программы из федерального бюджета предлагается выделение 174.7 млрдруб, из них выделение на компенсации нефтегазовым компаниям от 25% до 40% расходов на строительство новых заправочных станций метаном. В 2019-2024 г. на эти цели выделяется 40 млрд руб.

На 1 января 2019 года количество автомашин на газе составило 212000 единиц, построено 340 метановых АЗС, к 2024 году должно быть построено 1400 газовых заправок, в том числе 28 заправок в Ростовской области, в г. Москве планируется переоборудовать на газ 1000 автомашин в таксомоторных парках. Приведенные выше цифры говорят о неизбежности перевода всего автомобильного транспорта на газомоторное топливо в ближайшие годы, к этому подталкивает возросшие экологические требования. К сожалению, на внутреннем водном транспорте страны нет положительных примеров по проектированию, строительству, переоборудованию дизелей для работы на газомоторном топливе. Надо иметь ввиду что в развитых странах через 40-50 лет вообще перестанут выпускать машины с бензиновыми двигателями. Примером может быть развитие и использование СПГ в морском судоходстве в Германии. В текущем году в Германии введен в эксплуатацию первый танкер – заправщик с сжиженным природным газом, вместимостью 7500м3 обеспечивающий дозаправку СПГ крупных морских судов, что способствует сокращению применения дизельного топлива и дизельного мазута в судоходстве. В ближайшее десятилетия СПГ станет единственным топливом для судовых агрегатов, в результате чего удается снизить до минимума эмиссии серы, окиси азота и СО2. В Российской Федерации примером по внедрению газомоторного топлива является «Совкомфлот» к 2021 году количество судов компании работающих на СПГ будет составлять 11 ед.

«На данном этапе наши предложения сводятся к следующему. Судоходным компаниям и речным портам в инициативном порядке принимать участие в планах размещения заправочных станций в регионах страны с таким расчетом, чтобы в будущем представлялось возможным осуществлять заправку судов газом из этих станций, наряду с автомобилями», - заключил Александр Зайцев.
ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ