Целесообразность приватизации причалов. Позиция UCL Holding - Морские вести России

Целесообразность приватизации причалов. Позиция UCL Holding

08.05.2019

Морские порты

Редакция «МП» попросила участников стивидорного бизнеса поделиться своим мнением относительно процесса приватизации «Росморпорта» и ответить на вопрос: «Считаете ли вы, что в процессе акционирования ФГУП «Росморпорт» целесообразно рассмотреть вопрос о приватизации операторами морских терминалов государственных причалов, находящихся у них в долгосрочной аренде?».

2226.jpgАндрей ГОРЛЕНКО, директор по развитию УК UCL Holding:

– Процесс трансформации государственных учреждений в акционерные общества для России не является новым. В свое время объединенные в рамках Министерства путей сообщения РФ активы были переданы в ОАО «Российские железные дороги». Трансформация госучреждения в акционерное общество, безусловно, имеет ряд положительных моментов. Правила работы АО и предъявляемые к ним требования отработаны и
способны повысить прозрачность и эффективность трансформируемой организации.

Вместе с тем, применительно к предприятиям, в чью задачу входит развитие инфраструктуры, такая трансформация несет и определенные риски. Например, во многих зарубежных странах строительство портовой инфраструктуры ведется, как правило, на средства государственного бюджета, так как здесь не вполне применимы стандартные для коммерческих предприятий критерии окупаемости инвестиционных проектов.

Создавая инфраструктуру, государство рассчитывает не только на получение от нее немедленных доходов, но и на косвенные мультипликативные эффекты в экономике, которые появляются благодаря созданию новых экспортных коридоров, развитию внешней торговли, расширению каналов сбыта отечественной продукции и каналов поступления импортных ресурсов. За счет этого создаются рабочие места, расширяется налоговая база, в конечном итоге принося государству высокую комплексную эффективность.

Акционерное общество в своей деятельности должно ориентироваться на извлечение прибыли и более прямолинейный подход к оценке приемлемости инвестиционных проектов. И вот здесь кроется риск приостановки инвестирования в развитие некоторых элементов инфраструктуры, так как те могут просто не соответствовать стандартным для АО срокам окупаемости и показателям эффективности. Не исключено, что подобный конфликт интересов возможен и в деятельности ФГУП «Росморпорт» после его акционирования, поэтому механизмы его нейтрализации должны быть заложены в уставные документы создаваемого общества.

Наша группа последовательно придерживается позиции целесообразности предоставления владельцам портовых терминалов опции замены арендных отношений с собственником причалов выкупом их в собственность. Это позволило бы сделать условия функционирования таких
капиталоемких активов, как порты, более прозрачными и предсказуемыми, повысило бы их инвестиционную привлекательность, в конечном итоге способствовало бы активизации развития стивидорных мощностей в интересах обслуживания внешнеторговых потоков.

Однако приватизация гидротехнических сооружений (причалов), арендодателем которых сегодня выступает «Росморпорт», приведет к исчезновению одного из существенных источников дохода будущего АО, а заплаченные частными инвесторами средства при выкупе причалов поступят в госбюджет. Такое развитие событий объективно противоречит интересам «Росморпорта» и выполнению им функции дальнейшего развития портовой инфраструктуры.

Вероятно, устранить этот объективный конфликт интересов можно, предусмотрев в нормативных документах по акционированию «Росморпорта» то, что полученные бюджетом от приватизации причалов средства должны быть направлены в капитал «Росморпорта» или переданы последнему по иному законному основанию для использования в рамках целевых видов деятельности создаваемого акционерного общества со 100% государственным участием.
ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ