Целесообразность приватизации причалов. Мнение исполнительного директора АСОП
07.05.2019
Морские порты
Редакция «МП» попросила участников стивидорного бизнеса поделиться своим мнением относительно процесса приватизации «Росморпорта» и ответить на вопрос: «Считаете ли вы, что в процессе акционирования ФГУП «Росморпорт» целесообразно рассмотреть вопрос о приватизации операторами морских терминалов государственных причалов, находящихся у них в долгосрочной аренде?».
Серик ЖУСУПОВ, исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов (АСОП):
– Да, мы считаем, что при акционировании ФГУП «Росморпорт» целесообразно рассмотреть вопрос приватизации операторами морских терминалов государственных причалов, находящихся у них в долгосрочной аренде. В настоящее время Минтрансом России подготовлен законопроект «Об особенностях управления и распоряжения имуществом морских портов и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации», который устанавливает организационно-правовые особенности приватизации имущества ФГУП «Росморпорт», а также управления и распоряжения имуществом АО «Росморпорт».
В соответствии с проектом данного федерального закона приватизации подлежит имущество, находящееся во владении ФГУП «Росморпорт» на дату составления передаточного акта. Правительство РФ в 2002 году постановило закрепить за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения имущество морских портов, включая портовые гидротехнические сооружения (далее – причалы) (Постановление Правительства РФ от 25.09.2002 г. №705 «О совершенствовании системы государственного управления морскими портами»). Сохранение в федеральной собственности причалов в указанный период было целесообразно, так как позволяло осуществлять государственный контроль за использованием их по назначению, обеспечивать интересы в области обороны страны и безопасности государства.
В настоящее же время инфраструктура морских портов получила существенное развитие, чему в известной мере способствовал установленный Федеральным законом «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» длительный срок аренды (49 лет) объектов инфраструктуры морского порта, находящихся в государственной собственности, что позволило операторам морских терминалов заключать долгосрочные договоры аренды. Способствовала развитию и предоставленная этим
же законом возможность инвестора получать в собствен- ность причалы в случае их строительства на принципах государственно-частного партнерства.
В результате экономического развития морских портов их инфраструктура, включая причалы, стала относиться к двум видам собственности, что не препятствует соблюдению требований по защите интересов государства в области обороны и безопасности. Кроме того, причалы в морских
портах, находящиеся в государственной собственности, имеют высокую степень износа, что требует крупных инвестиций в данные объекты.
В соответствии со Сводным отчетом о проведении оценки регулирующего воздействия, опубликованном на сайте www.regulation.gov.ru, разработка проекта федерального закона обусловлена необходимостью изменения существующей организационно-правовой формы предприятия, которая является фактором, сдерживающим его развитие в условиях конкуренции с российскими и международными компаниями, а также участия частных инвесторов в развитии предприятия.
В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о возможности приватизации причалов в морских портах, относящихся к государственной собственности и переданных в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт», операторами морских терминалов, имеющими долгосрочные (на 49 лет) договоры аренды.
Таким образом, наличие единого собственника технологического комплекса по перевалке грузов, включая причалы, позволит обеспечить на высоком уровне его функционирование, внедрение передовых технологий и в конечном счете прирост мощностей и увеличение перевалки грузов в российских морских портах.
Серик ЖУСУПОВ, исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов (АСОП):
– Да, мы считаем, что при акционировании ФГУП «Росморпорт» целесообразно рассмотреть вопрос приватизации операторами морских терминалов государственных причалов, находящихся у них в долгосрочной аренде. В настоящее время Минтрансом России подготовлен законопроект «Об особенностях управления и распоряжения имуществом морских портов и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации», который устанавливает организационно-правовые особенности приватизации имущества ФГУП «Росморпорт», а также управления и распоряжения имуществом АО «Росморпорт».
В соответствии с проектом данного федерального закона приватизации подлежит имущество, находящееся во владении ФГУП «Росморпорт» на дату составления передаточного акта. Правительство РФ в 2002 году постановило закрепить за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения имущество морских портов, включая портовые гидротехнические сооружения (далее – причалы) (Постановление Правительства РФ от 25.09.2002 г. №705 «О совершенствовании системы государственного управления морскими портами»). Сохранение в федеральной собственности причалов в указанный период было целесообразно, так как позволяло осуществлять государственный контроль за использованием их по назначению, обеспечивать интересы в области обороны страны и безопасности государства.
В настоящее же время инфраструктура морских портов получила существенное развитие, чему в известной мере способствовал установленный Федеральным законом «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» длительный срок аренды (49 лет) объектов инфраструктуры морского порта, находящихся в государственной собственности, что позволило операторам морских терминалов заключать долгосрочные договоры аренды. Способствовала развитию и предоставленная этим
же законом возможность инвестора получать в собствен- ность причалы в случае их строительства на принципах государственно-частного партнерства.
В результате экономического развития морских портов их инфраструктура, включая причалы, стала относиться к двум видам собственности, что не препятствует соблюдению требований по защите интересов государства в области обороны и безопасности. Кроме того, причалы в морских
портах, находящиеся в государственной собственности, имеют высокую степень износа, что требует крупных инвестиций в данные объекты.
В соответствии со Сводным отчетом о проведении оценки регулирующего воздействия, опубликованном на сайте www.regulation.gov.ru, разработка проекта федерального закона обусловлена необходимостью изменения существующей организационно-правовой формы предприятия, которая является фактором, сдерживающим его развитие в условиях конкуренции с российскими и международными компаниями, а также участия частных инвесторов в развитии предприятия.
В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о возможности приватизации причалов в морских портах, относящихся к государственной собственности и переданных в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт», операторами морских терминалов, имеющими долгосрочные (на 49 лет) договоры аренды.
Таким образом, наличие единого собственника технологического комплекса по перевалке грузов, включая причалы, позволит обеспечить на высоком уровне его функционирование, внедрение передовых технологий и в конечном счете прирост мощностей и увеличение перевалки грузов в российских морских портах.