Материалы IV форума «Инфраструктура портов». Инвестиционный климат в отрасли становится все более суровым
29.04.2019
Морские порты
Председатель комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП Дмитрий Морозов, выступая на пленарной сессии IV Всероссийского форума портовиков «ИНФРАСТРУКТУРА ПОРТОВ: новое строительство, реконструкция, модернизация», организованного журналом «Морские порты», говорил об обременениях, которые бьют по рентабельности работы портовиков.
«В последние стало устойчивой тенденцией обременение портовых проектов, связанное с необходимостью строительства объектов федеральной собственности, на которые на сегодняшний день не хватает средств федерального бюджета. Мы имеем только долгосрочную программу развития ФГУП «Росморпорт», то есть только собственные средства Росморпорта», - говорит Д. Морозов.
Следующее обременение - объекты пунктов пропуска, продолжает спикер. «Здесь надо понимать, что и у стивидоров, и у любых собственников инфраструктуры на этих объектах возникают дополнительные расходы, связанные с налоговым обременением. Эти вопросы АСОП поднимаются довольно давно, и они до сих пор не решены», - отмечает Д. Морозов.
Еще одно обременение, которое, по словам спикера, тоже можно считать нарастающим в последние годы – это необходимость строительства железнодорожной инфраструктуры. Как общего пользования, так и не общего пользования на подходах к портовым объектам. Для обеспечения необходимых маневровых возможностей непосредственно на въезде в порт.
«И еще одно обременение, которое постоянно возникает в ходе реализации портовых проектов, - это необходимость строительства и автодорожной инфраструктуры непосредственно на въезде в порт. Например, для Усть-Луги эта проблема актуальна уже давно – необходимость строительства мест пересечения с железной дорогой, обеспечение автомобильных проездных способностей непосредственно на подъездах к терминалам», - закрывает список обременений председатель комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов АСОП.
«Какие механизмы предлагаются сейчас для решения этих проблем? Это возврат инвестиций, которые осуществляют инвесторы в объекты федеральной собственности уже по итогам реализации проекта. За счет портовых сборов, за счет арендной платы в части объектов федеральной собственности, находящихся в сфере действия Росморпорта», - напоминает Д. Морозов.
Как далее отмечает спикер, дополнительным ограничивающим трендом в этой ситуации является возможность возврата инвестиций исключительно в валюте РФ.
«Мы знаем, что в средине прошлого года были приняты изменения в закон о портах, по которым стивидорные услуги в российских портах в настоящий момент могут котироваться только в рублях, и понятно, что тенденция эта будет нарастать и распространяться на другие отрасли. Понятно, что именно так и стоит действовать – переводить все тарифы в рублях. Но возврат инвестиций в рублях для инвесторов означает сужение рынков», - отмечает Д. Морозов.
«Концессия и инфраструктурная ипотека – еще два новых термина, которые в последнее время очень активно обсуждаются в отрасли. Концессия - наиболее популярный сейчас термин. А что касается инфраструктурной ипотеки – пока мало кто понимает, как это можно использовать в отрасли. Здесь необходимо отметить, что в связи с теми обременениями и теми механизмами, которыми предлагается эти обременения нивелировать, надо понимать, что ни один портовый проект не дает того объема денежно потока, который позволил бы обеспечивать возврат инвестиций в портовые проекты в связи с необходимостью реализации дополнительных вышеперечисленных обременений. Следует сделать вывод о том, то инвестиционный климат в отрасли имеет тенденцию к ужесточению. И в настоящий момент реализация портовых инвестиционных проектов становится возможной только в более глобальных финансовых потоках и более глобальных экономических процессах, связанных с внешнеторговой деятельностью», - резюмирует спикер.
Morvesti.Ru