Реалии отечественного судостроения. Изношенность производственных мощностей - Морские вести России

Реалии отечественного судостроения. Изношенность производственных мощностей

25.04.2019

Российская экономика

Главная проблема производственно-технологического характера, с которой сталкиваются отечественные судостроители при реализации текущих планов военного кораблестроения, большей частью связана не с дефицитом наличных производственных мощностей
(средняя загрузка мощностей по металлообработке и по построечным местам на российских судостроительных заводах редко превышает 50-60%), а с их фактически изношенным состоянием. Об этом рассказал в интервью журналу «Морской флот» директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков.

По его словам, в отрасли до сих пор эксплуатируется порядка 60% морально устаревшей и до 80% физически изношенной активной части производственных фондов, многие капитальные сооружения устарели, требуют реконструкции и глубокой модернизации. Одновременно с этим в отрасли длительное время сохраняется дефицит крупногабаритных построечных мест, существенно ограничивающий возможности российского судостроения в части строительства номенклатуры крупнотоннажных кораблей и судов. До недавнего времени только несколько судостроительных заводов были способны строить плавсредства длиной более 200 м.

«Таким образом, поступательное развитие российского судостроения обеспечивается за счет технического перевооружения существующей производственной базы отрасли, а также путем реализации проектов по созданию новых мощностей, в том числе, в целях ликвидации дефицита построечных и спусковых сооружений, - рассказывает Б. Кабаков. -В настоящее время для решения обозначенных задач предприятия судостроительной промышленности продолжают участвовать в реализации ряда государственных и федеральных целевых программ. Во многих организациях разработаны и утверждены собственные программы технологического и инновационного развития, включающие мероприятия по перевооружению производства, модернизации и обновлению метрологического, лабораторного и испытательного оборудования».

Среди промышленных предприятий наиболее успешно обновляют основные производственные фонды и внедряют современные производственные технологии организации Северо-Западного региона России, т.е. наиболее крупные судостроительные и судоремонтные заводы, отмечает чиновник.

Так, в последние годы наметился прорыв в области внедрения технологий автоматизации и роботизации на таких верфях, как АО «Адмиралтейские верфи» и АО «ПО «Севмаш». Кроме того, в течение последних 10 лет в рамках реализации ФЦП «РГМТ», ФЦП № 1 в предприятия отрасли инвестировались значительные бюджетные ассигнования на техническое перевооружение производств и стендово-испытательной базы под создание военной техники. Только в период 2011-2018 гг. по программам оборонной направленности было закуплено более 20 тыс. ед. технологического оборудования.

«В целом можно отметить, что промышленные предприятия судостроительной отрасли в 2018 г. более чем в 2 раза увеличили объемы инвестиций в основной капитал по отношению к 2013 г. В результате проведенной работы по модернизации, техническому перевооружению и реконструкции действующих производственных мощностей за последние годы на предприятиях судостроительной отрасли отмечена устойчивая тенденция снижения степени износа основных производственных фондов.

Доля активной части обновленных и новых основных производственных фондов организаций судостроительной промышленности от общего объема активной части основных производственных фондов отрасли в 2018 г. увеличилась до 25%. Из ключевых событий в части капитального строительства и технического перевооружения производственной базы отрасли в 2018 году можно отметить доставку на ООО «ССК «Звезда» плавдока г/п 40 000 тонн для спуска на воду строящихся судов с тяжелого стапеля предприятия, а также завершение реконструкции поперечного слипа АО «Средне-Невский ССЗ», - продолжает Б. Кабаков.

Говоря о проектно-конструкторских организациях российской судостроительной отрасли, следует, по его мнению, отметить, что их научно-технический и кадровый потенциал, накопленный опыт и традиции позволяют разрабатывать корабли, суда и плавсредства любой сложности и размерений как для военных, так и для гражданских заказчиков внутри страны и за ее пределами.

«Вместе с тем анализ проектной деятельности в отечественных судостроительных ПКБ показывает, что до 80-85% работ при проектировании судов носит рутинный характер. Данные работы могут быть в значительной степени автоматизированы. Таким образом, в целях увеличения производительности труда в число ключевых приоритетов в части технического оснащения конструкторских бюро входят совершенствование процессов проектирования посредством внедрения специализированных программных продуктов для создания чертежей и 3D-моделей, отвечающих современным требованиям, а также создание новых рабочих мест, оснащенных современным ПО», отмечает Борис Кабаков.

В целом, по его мнению, основными направлениями развития научно-технического потенциала проектно-конструкторских бюро являются:
–освоение новых программных продуктов;
–внедрение в больших объемах уже освоенных ПО для проектирования перспективных видов судов;
–отслеживание процессов проектирования на всех этапах жизненного цикла продукции;
–развитие кооперации между конструкторскими бюро, занимающимися идентичными направлениями проектирования судов;
–развитие системы технического регулирования и обеспечения качества проектных разработок;
–развитие кооперационных связей и цифровых каналов передачи данных между проектантами и заводами-строителями;
–совершенствование кадрового потенциала.

Morvesti.Ru
ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ