Некоторые порты РФ через несколько лет могут стать портами нулевого выброса - Морские вести России

Некоторые порты РФ через несколько лет могут стать портами нулевого выброса

22.11.2018

Уверенность в этом высказал в ходе отраслевой конференции в рамках Дней Арктики заместитель гендиректора СУЭК, директор компании по логистике Денис Илатовский. По его мнению, по прошествии совсем небольшого времени мы сможем констатировать: проблема загрязнения воздуха при перевалке угля практически решена.

Начал Денис Илатовский с цифр – со статистике по портовой перевалке. «У нас перевалка в портах различных грузов составляет 800 млн тонн – чуть меньше, 788 в прошлом году. Мощностей при этом – миллиард. То есть, в принуипе морские порты России могут переваливать больше грузов. Плюс президент поставил в майских указах задачу - увеличение мощностей российских портов на 30% к 2025 году. Соответственно, мы должны получить еще где-то 300 млн тонн различных мощностей», - подсчитал топ-менеджер СУЭК.

Как отметил Илатовский далее, крупных категорий грузов у нас сегодня 4-5. Это нефть и нефтепродукты, уголь и кокс, контейнеры и металлы. Ну, можно сказать еще удобрения. И 4-5 категорий грузов занимают 90 с лишним процентов всей номенклатуры. Уголь и кокс занимают примерно 20% - 154 млн тонн перевалили в прошлом году.

«Есть тенденция к росту. Можно предполагать, что к 2025-27 годам перевалка угля будет в районе 250-300 млн тонн. Это зависит от развития железной дороги, в первую очередь. В частности, программы развития РЖД – «БАМ-Транссиб» и «БАМ-2» - они все настроены на то, чтобы увеличить перевалку в портах Дальнего Востока. Это у нас будет главное направление развития морской перевалки угля», - продолжает замгендиректора СУЭК.

Не секрет, что уголь позволяет жить целым крупным регионам России. Это и Кузбасс, и Хакассия, и Якутия – там сейчас несколько новых проектов. Почти все новые проекты портов, а их можно насчитать не менее десятка, находятся на Дальнем Востоке, отмечает Илатовский. За исключением Тамани на юге и, может быть, Лавны в Мурманской области.

«Все новые проекты - это крупные порты, 15-20 млн тонн. Расположены на удалении от городской черты. Это наше будущее. Но наше настоящее – это действующие терминалы, построенные много лет назад, иногда 100 лет назад. И в этих условиях мы должны обеспечить безопасность и по экологии, и по охране труда, и по охране населения», - продолжает Денис Илатовский.

По его словам, за последние два года суммарные инвестиции стивидоров только по перевалке угля только в экологию составили 4,2 млрд рублей. Это публичные данные, заявленные разными компаниями. «Я думаю, суммарные инвестиции за 3-4 года, которыми стивидоры будут заниматься, составят не менее 10 млрд рублей. В частности, только Мурманский порт уже потратил 1,8 млрд, а потратит всего около трех млрд», - добавил Илатовский.

«Конечно, экология - это не только, собственно, система очистки. Это еще и изменение технологии, которое приводит к улучшению экологических параметров. Поэтому цифра кажется большой, но она раскладывается на очень детальные факторы. Я хочу сказать, что в данном случае этот наш пример контроля за экологией привел к росту инвестиций. То есть, фактически, это инвестиционный бум в тех отраслях, которые раньше не испытывали такого внимания. Стивидоры закупили, наверное, несколько сотен водяных пушек с зимним пакетом. Их производят разные страны. В России начинают производить. Будут построены, наверное, десятки километров пылезащитных экранов. В некоторых городах это будет даже целое художественное решение. Например, в Мурманске мы хотим сделать красивую картинку. Чтобы это было не только безопасно, но еще и красиво», - рассказывает представитель СУЭК.

Хотя тема экологии кажется не очень активной, но в данном случае, как отмечает Илатовский, стивидоры отнеслись очень добросовестно. Контролирующие органы тоже доброжелательно и добросовестно согласовали эту программу. «И получается, что мы вместе и со стивидорами, и с контролирующими органами, и в чем-то даже и с населением через несколько лет, честно говоря, не узнаем те порты, которые мы сейчас эксплуатируем. Лучшие доступные технологии, я считаю, зафиксируют новый стандарт. И те стандарты, которые мы только-только собираемся принять, в некоторых портах уже внедряются. Собственно, они наилучшие, но это не значит, что они космические. Они как раз доступные. Можно и сейчас их уже применять», - выразил уверенность Денис Илатовский.

«Есть несколько примеров высокотехнологичных, хорошо защищенных терминалов. Если говорить об общих цифрах, то, по нашим расчетам, применение лучших доступных технологий позволяет снизить пыление в 8-10 раз при полном масштабе применения. Скажем, в Мурманском порту мы достигли уже снижения в четыре раза по сравнению с 2012 годом. И выбросы составят меньше 14 тонн в год при перевалке в 15 млн тонн. То есть, это какие-то десятые и сотые доли процента, что в разы меньше, чем было в 2012 году до начала этой работы», - отмечает замгендиректора СУЭК.

«Я вас уверяю, что через несколько лет мы сможем подводить результаты этой работы, и придем к выводу, что проблема будет, практически решена. И некоторые порты смогут претендовать на звание портов нулевого выброса. Хочу добавить, что кроме угольной пыли есть целый ряд веществ, которые можно контролировать в порту. Это и выброс от котельных, и выброс от дизельного транспорта. Например, Мурманский порт практически все свои дробилки перевел на электрический привод, чем резко снизил выбросы. Это и выбросы от судовых установок. В нашем примере чем крупнее судно, тем меньше выбросы – даже не в удельном, а в абсолютном значении. Поэтому в порту есть чем заняться. Мы можем быть примером для других отраслей. И я думаю, через несколько лет с таким темпом портовики, действительно, покажут пример другим отраслям. Как можно добросовестно, целенаправленно поставленную задачу решить на очень хорошем уровне», - сказал в завершение своего выступления Денис Илатовский.

ИАА Morvesti.Ru
ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ