ФАС рассчитывает на прецедент в разбирательствах о ценах на услуги стивидоров в портах - Морские вести России

ФАС рассчитывает на прецедент в разбирательствах о ценах на услуги стивидоров в портах

05.10.2018

Морские порты

По информации ИТАР-ТАСС, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассчитывает на создание решением Верховного суда прецедента в разбирательствах о ценах на услуги стивидоров в портах. Как рассказал заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский, суд подтвердил правомерность определения сферы портовых услуг как сферы естественных монополий.

Верховный суд России на заседании 3 октября встал на сторону ФАС в спорах с ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) и ООО «Приморский торговый порт» (ПТП, оба входят в группу НМТП). В частности, судебные акты трех нижестоящих инстанций, отклонявшие штраф в 9,74 млрд рублей в споре ФАС и НМТП, отменены, а дело направлено на новое рассмотрение. В отношении ПТП Верховный суд подтвердил законность решения и предписания ФАС России о штрафе порядка 185 млн рублей. Определение Верховного суда пока не выпущено.

«Это очень важное решение, - рассказал Сергей Пузыревский. - Безусловно, это прецедент, который говорит о двух вещах. О том, что границы товарного рынка определяются портом. И если конкуренция внутри порта возникает, то соответственно в этом случае мы не можем констатировать факт естественной монополии. Второе, если там оказывает услуги единственный хозяйствующий субъект, то это естественная монополия».

Как пояснил Пузыревский, практика такого подхода формировалась давно, но впервые принято решение Верховного суда. «Все антимонопольные правила для этих субъектов являются обязательными. Эти решения свидетельствует о том, что пренебрегать этими правилами нельзя», - подчеркнул он.

Портовики в судах доказывали, что границы товарного рынка могут быть рассмотрены на уровне бассейнов, к примеру, в одном бассейне с портом Новороссийска действуют порты Туапсе и Керчи. «Но на сегодняшний день законодательство не дает сделать другой вывод. Закон о естественных монополиях говорит о том, что субъект естественной монополии определяется в порту», - отметил Пузыревский.

Он добавил, что ФАС готовит концепцию изменения законодательства о естественных монополиях, основанную на доступности инфраструктуры. «Если эта концепция будет поддержана, в отношении портов регулирование будет прекращено», - отметил он.
При этом ФАС не исключает заключения мирового соглашения с НМТП. «У нас были предложения (по мировому соглашению - прим. ТАСС). Поскольку суды будут продолжаться, возможность такого диалога в принципе существует», - считает Пузыревский.

Дела в отношении стивидоров ФАС начала возбуждать после проведения исследования, которое показало, что в подавляющем большинстве случаев тарифы на услуги устанавливаются стивидорами в иностранной валюте. С момента принятия Федеральной службой по тарифам решений об отмене ценового регулирования в 2013-2014 годах в среднем рублевые цены на услуги стивидоров в российских портах выросли в 2,5 раза.

Фигурантами стали ПАО «Мурманский морской торговый порт», ПАО «Новороссийский морской торговый порт», «Первый контейнерный терминал», «Петролеспорт», ЗАО «Агросфера», ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», ООО «Восточная стивидорная компания», ООО «Приморский торговый порт» и АО «Туапсинский морской торговый порт».
ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ