При развитии угольных терминалов необходимы высокие экологические стандарты и передовые технологии перевалки- MORVESTI.RU - Морские вести России

При развитии угольных терминалов необходимы высокие экологические стандарты и передовые технологии перевалки- MORVESTI.RU

28.09.2018

Морские порты

28 сентября в Москве прошло заседание круглого стола по теме «Экономические и экологические проблемы развития российских угольных терминалов».

Организаторы круглого стола – Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации и Институт проблем естественных монополий.

Представитель Аналитического центра обратил внимание собравшихся на две задачи, стоящие перед отраслью: необходимо увеличить объемы отгрузки угля и одновременно – соблюсти высокие экологические стандарты на территориях, прилегающих к погрузочным площадкам, где происходит перевалка угля.

С основным докладом выступил заместитель директора ИПЕМ Александр Григорьев. Он отметил, что по оценке экспертов, за период с 2002 по 2017 гг. объем экспорта угля вырос более чем в три раза и составил в 2017 г. около 190 млн. тонн. А. Григорьев отметил, что угольная отрасль сильно зависит от конъюнктуры мирового рынка. До 46% добытого угля отправляется на экспорт.

(Дополним: как отмечают опрошенные ИА MORVESTI.RU эксперты, в общем объеме добычи угля доля внутреннего спроса стабильна на протяжении ряда лет и составляет порядка 200-220 млн. тонн. Рост сбыта без роста спроса попросту невозможен).

Прогнозы развития отрасли и перспектив экспорта угля отраслевые эксперты дают противоречивые, что связано с высокой неопределенностью в регулировании потребления угля. Например, в ЕС планируют отказаться от угля полностью, ряд стран готов ввести такие ограничения, поддерживая борьбу с климатическими изменениями, часть – отказываются от таких ограничений, в связи с чем сложно прогнозировать объем спроса на уголь. Но все же большинство производителей считают, что объемы потребления угля в мире будут расти, кроме того, уже сейчас они испытывают недостаток портовых мощностей, пропускной способности ж/д дорог и нехватку вагонов под погрузку. Потребность в увеличении экспортных возможностей настолько велика, что они готовы на многомиллиардные инвестиции в дорожную и портовую инфраструктуру.

Каковы основные способы снизить экологический ущерб, наносимый угольными терминалами? По мнению экспертов, их два: ввести ограничения на перевалку или применить природосберегающие технологии перевалки.

Движение по первому пути
Для того, чтобы уменьшить вред, наносимый окружающей среде при перевалке, планируется создать условия для внедрения передовых технологий на угольных терминалах, обобщить мировой и отечественный опыт, расширить полномочия Росприроднадзора и поддержать процесс на законодательном уровне путем.

Движение по второму пути
В рамках экономического моделирования специалисты ИПЕМ проанализировали, каковы последствия введения ограничений на перевалку (рассматривалось несколько вариантов, от полного запрета перевалки в российских портах до запрета перевалки только для универсальных портов). Естественным следствием станет снижение объема перевалки. Этот путь также ведет к снижению экологического ущерба. Но что еще он несет с собой? Снижение отгрузки вызовет снижение потребности в морском и железнодорожном транспорте (уменьшится объем перевозок), в портовых мощностях (нечего переваливать), снижение добычи. Нельзя также не учитывать и то, что сокращение добычи и портовых мощностей окажет влияние на рынок труда, причем в некоторых местах (регионы добычи угля, припортовые регионы) оно будет весьма чувствительным.

Резюмируя высказанные мнения, представители Института проблем естественных монополий высказали мнение, что любые принимаемые ограничения должны быть взвешенными, просчитанными и персонализированными, т.е. для каждого угольного терминала необходимо принимать такой комплекс мер, который позволит одновременно решить две казалось бы противоречащие друг другу задачи – увеличение отгрузки и сохранение экологии.

ИА MORVESTI.RU
ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ