Петербуржцы протестуют против грузовиков на Васильевском острове
16.04.2018
Морские порты
Жители Васильевского острова собрали уже почти тысячу подписей под петицией, адресованной губернатору Петербурга Георгию Полтавченко и президенту Владимиру Путину, с протестом против намерения городских властей дополнить Пассажирский порт «Санкт-Петербург», расположенный на намывных территориях Васильевского острова, грузовыми функциями. Об этом пишет РБК
Поводом к обращению жителей стала информация о том, что Главгосэкспертиза согласовала проект реконструкции Пассажирского порта «Санкт-Петербург», предусматривающий возможность порта принимать грузопассажирские паромы, привозящие в город или вывозящие из него до 8,3 тыс. грузовых автомобилей в год. Жители пишут в обращении, что «такая реконструкция порта однозначно приведет к ухудшению транспортной и экологической ситуации на Васильевском острове», и просят власти отменить проект.
Как выяснил РБК Петербург, депутат ЗакСа Максим Резник уже направил вице-губернатору города Игорю Албину просьбу предоставить в распоряжение общественности сам проект реконструкции с деталями предусмотренных работ по приспособлению порта к грузовой функции и изложить позицию администрации по этому проекту. РБК Петербург спросил у экспертов, насколько обоснованны страхи василеостровцев и так ли необходимы порту грузовые функции.
Эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин: «Грузопассажирские паромы — общепринятый в мире формат перевозки по морю грузовых автомобилей. Все порты, в частности, Балтийского моря, кроме петербургского, принимают такие паромы. И это правильно, потому что, с одной стороны, грузовые фуры — это не насыпные грузы и даже не контейнеры, разгрузка которых требует специальных портовых мощностей. Для приема грузовых фур не требуются услуги стивидорных компаний и специальные терминалы — им достаточно терминалов, которые обслуживают личные автомобили граждан, приезжающих на паромах. Возможно, их придется немного расширить, но как мы видим на примере порта Стокгольма или Хельсинки, много места не потребуется. Грузовой порт строить не придется.
С другой стороны, у грузовиков нет другой возможности приехать в страну по морю (а это во многих случаях дешевле и даже быстрее, чем ехать по земле). Для них существует единственный формат — грузопассажирский паром. Владельцы паромов в этом заинтересованы, потому что иначе они будут возить «воздух». Чисто грузовых или чисто легковых автомобильных паромов не существует.
Как показывает мировая практика, никаких особых проблем жителям портовых городов грузопассажирские паромы не создают — если конечно правильно обустроить инфраструктуру и проложить маршрут для грузовиков с помощью обычных планировочных средств и надлежащей организации дорожного движения.
Что касается угрозы ухудшения экологической и транспортной ситуации на Васильевском острове, то конечно нельзя пускать грузовики на улицы. Необходимо обеспечить выезд этого транспорта исключительно на ЗСД, который проходит в непосредственной близости от порта. Технологических проблем я здесь не вижу.
Большого наплыва грузовиков в порт не будет. Проект предусматривает предельное количество — 8,3 тыс. машин. Но в построенных жилых кварталах намыва уже живет порядка 30 тысяч человек, у каждой семьи есть как минимум один автомобиль (иначе туда не добраться — общественного транспорта там пока нет), то есть, каждый день там ездит минимум 10 тысяч автомобилей. На этом фоне грузовики будут просто незаметны. Да и въезд/выезд для них организуется однозначно отдельно от легковых автомобилей. Чтобы сделать прямой въезд на ЗСД, придется поработать с развязкой на набережной Макарова.
На самом деле серьезная транспортная проблема на намыве есть. Она связана с тем, что там сделана только одна дорога, соединяющая жилые кварталы намыва с Васильевским островом. Легковые автомобили жителей сейчас ездят по единственному узкому мосту через ЗСД (на него, кстати, никакие грузовики, кроме строительной техники, не пускают). В ближайшее время, по мере заселения «Романтика» и других ЖК, транспортный поток еще больше увеличится. Вот это, а не потенциальные 22 грузовика в сутки, которые уйдут на ЗСД, создает серьезную проблему для острова. В новых кварталах уже заметны проблемы и с парковкой автомобилей. И это при том, что жилищное строительство только началось. Что будет дальше — можно себе представить».
Заместитель председателя Постоянной комиссии ЗакСа по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Борис Вишневский: «Когда порт строился, администрация нам обещала, что он будет только пассажирским. Правда, в официальном ответе Смольного на депутатский запрос, который группа депутатов ЗакСа направляла пять лет назад, говорится, что окончательное решение не принято. Но по факту порт все это время действительно принимал только пассажирские суда. И, что самое главное, вся инфраструктура была построена только для пассажирских перевозок.
Сейчас Смольный хочет допустить в порт грузопассажирские паромы, ради чего разработал соответствующий проект реконструкции порта. Но для этого надо не только реконструировать порт, но и построить специальный въезд/съезд на ЗСД. Сейчас с ЗСД есть только один съезд в районе пересечения Наличной улицы с Уральской и Кораблестроителей. У фур есть единственная возможность попасть в порт — съезжать с ЗСД на Морскую набережную и дальше ехать по Наличной или улице Кораблестроителей. Это значительно увеличит транспортную и экологическую нагрузку на этот район Васильевского острова.
Сейчас мы наконец добились согласия Смольного построить второй съезд с ЗСД — в районе Шкиперского протока. Но он совсем в другой стороне, оттуда попасть в порт можно будет тоже только по улицам Васильевского острова.
Надо было планировать специальный съезд в порт с самого начала его проектирования. Но этого сделано не было, потому что Смольный действительно, похоже, вначале планировал порт как исключительно пассажирский. Сейчас можно, в принципе, построить специальный съезд с ЗСД, но это очень дорого и займет много времени. Скорее всего порт реконструируют, а фуры пустят по улицам — по крайней мере в первое время, пока не построят новую развязку, если ее вообще запланируют. Мы постараемся не допустить движения фур по улицам — инициируем разбирательство в ЗакСе. Эта история в очередной раз демонстрирует отсутствие у Смольного стратегического планирования в градостроительстве».