Литва лишается статуса монополиста в Калининградской области

15.09.2017   Транспортная политика
Литва лишается статуса монополиста в Калининградской области

9-й Балтийский транспортный форум (БТФ) в Калининграде оказался богатым на новости и прошел в позитивном ключе – по сравнению с прошлым годом, ни тени уныния у представителей отрасли из России. А вот литовским властям и бизнесменам есть о чем тяжко задуматься, передает «SPUTNIK Литва».

Тревожные звонки для Литвы

Кризис в Калининградской области закончился, рост наблюдается по всем показателям, чему способствует федеральная стратегия развития. Министерство транспорта России начало жестко снижать экономическую зависимость эксклава от снабжения с участием Литвы – она давала Вильнюсу излишнюю политическую смелость и самоуверенность, которая выражалась в том числе в антироссийских высказываниях литовского президента Дали Грибаускайте.

Порты Калининградской области в этом году заявили о себе – они участвуют почти во всех значимых транзитных проектах как конкуренты в первую очередь Латвии и Литвы. Так, удобрения белорусского завода «Беларуськалий», уйдя с терминалов Kalija раrks в Вентспилсе в порт Клайпеды, планируются к перевалке в портах западного российского эксклава: калининградские стивидоры сегодня предлагают ставки, сопоставимые с литовскими.

Стратегическая задача для 31-летнего губернатора от «Единой России» Антона Алиханова – создание конкурентоспособных условий. «Иначе калийные удобрения будут перегружаться через Клайпеду, поскольку там услуги дешевле», - заявил в выступлении на БТФ вице-министр транспорта Беларуси Николай Верховец.

В прошлом году занимающаяся перевалкой удобрений «Беларуськалия» литовская компания Biriu kroviniu terminalas отгрузила 7,2 миллионов тонн удобрений – это 19% от объема перевалки литовского порта. Нельзя утверждать пока, что белорусские удобрения уйдут из Клайпеды в Калининград. Но сигналы есть, грузы уходят.

Для России стратегическое усиление своего «дальнего запада» является приоритетом. Как и в случае с Крымом, в Калининградской области начали действовать федеральные целевые программы, целые отрасли субсидируются на десятки миллиардов рублей.

Развитие логистической инфаструктуры этого отрезанного территорией Литвы от России субъекта Федерации, как и налаживание полноценного сообщения с материком через единственный на Балтике незамерзающий российский порт, является главной задачей для калининградских властей, заявил на открытии БТФ вице-премьер правительства Калининградской области Александр Рольбинов. И главное тут – снизить роль Литвы, чьей монополии, по всей видимости, приходит конец.

С упорством Бисмарка

Для Калининграда и Москвы с 2014 года обострился вопрос о будущем так называемого литовского железнодорожного коридора, от которого почти полностью зависит снабжение области с населением в миллион человек.

Через Литву в 2016 году было перевезено 10,66 миллионов тонн грузов, прогноз по грузообороту на 2020 год сохраняется в подобном объеме. Укрепление экономической безопасности области, зависящей от поставок с «материка» через Литву, обозначено во время визита президента РФ Владимира Путина в Калиниград в августе этого года. То, что Литва – член НАТО и ЕС, не играет в этом решающей роли.

В бывшей восточной Пруссии сегодня с упорством канцлера Бисмарка подходят к развитию транзитной инфраструктуры. С субсидиями и федеральными целевыми программами проблем нет.

Так, в этом году отстроена левая сторона терминала международного аэропорта Храброво, обслужившего в 2016 году 1,57 миллиона пассажиров. Недавно там были приняты первые самолеты нового клиента, польской компании LOT. Удлиненная до 3,35 километров взлетно-посадочная полоса позволяет обслуживать трансатлантические лайнеры типа Boeing серий 777 и 787, хоть Dreamliner, хоть транспортный Ан-225 «Мрия», права на который украинский концерн Антонова продал Китаю.

За два года в автодорожное строительство вложен почти миллиард рублей в целях развития трансевропейских коридоров между портами области, центром и аэропортом Храброво. Реновируется отрезок шоссе А1 Рига – Калининград – Гданьск, включая новый мост через Неман и новый участок скоростного шоссе в обход Советска. В 2019 году планируется установить на этой транзитной трассе А216 кабины для досмотра грузовых автомобилей. Дороги и инфраструктура строятся к ЧМ-2018 по футболу в Калининграде.

«У нас никогда не было такого масштабного строительства», - заявила министр развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова.

Транзит грузов автотранспортом через область, по ее словам, может быть не менее конкурентоспособным, чем через порт Клайпеды, при отсутствии простоев, составляющих до 40% времени в дороге. А железнодорожный – транзитом через Беларусь и Литву – субсидируется Россией, что позволяет сделать ставки тарифов от Калининграда до Москвы сопоставимыми с тарифами внутренних перевозок Октябрьской дороги в составе Российской железной дороги (РЖД).

«Калининградский коридор» существует во многом за счет фантастической гибкости Литовской железной дороги, обслуживающей грузопоток с предложением до 50% скидки на тариф. Однако дисконт – не решение. В прошлом году министр транспорта РФ Максим Соколов заявил о проекте строительства нового паромного терминала в Пионерске, и вот Литва уже и здесь теряет свою роль монополиста.

Свой терминал СПГ

«Мы пока сильно зависим от тарифов наших соседей и коллег: в Беларуси расчеты за транзит – в долларах, в Литве – в евро. Эти неравные условия компенсируются субсидиями. Мы будем конкурировать с литовскими коллегами, и пока речь не о том, чтобы запустить полностью независимое снабжение области грузовыми паромами из порта Усть-Луги. Речь о том, чтобы запустить регулярные рейсы паромов между Ленинградской и Калининградской областями. Думаю, треть от всего объема грузов в 2019 году три новых парома у Литвы заберут – это свыше 3 миллионов тонн в год», - говорит Дятлова.

Есть масса вопросов, например, заполняемость контейнеров: если из России в область ввозится 100% грузов, то обратно следует всего 60%. Актуально снижение времени простоев, включая таможенную очистку.

Объекты и проекты можно перечислять еще долго. Безусловно, самые интересные – это строительство порта в Пионерске, позволяющего обслуживать как круизные пассажирские суда, так и паромы с железнодорожными грузами. А главное – это строящийся терминал хранения и регазификации сжиженного природного газа в районе порта Пионерска возле поселка Куликово.

Область потребляет 2,7 миллиона кубометров газа в год, который получает по двум веткам газопровода проходящим по территории Литвы. С запуском в эксплуатацию этого терминала компании «Газпром» область на 100% сможет работать с российским сжиженным газом, очевидно, который будет поставляться судами-газовозами. В планах также строительство одной угольной теплоэлектростанции и трех газовых ТЭС, которые будут снабжаться газом с терминала в Куликово.

«Может ли наша область перейти на снабжение американским или норвежским газом с терминала СПГ «Независимость» в Клайпеде? Если литовская сторона обеспечит конкурентоспособные с «Газпромом» условия, это будет прекрасно», - пошутила Дятлова.


Вернуться к разделу Транспортная политика

Инфопартнеры

Loading...

Новости

Лента новостей

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами Пограничники ФСБ со спецназом и при поддержке авиации задержали в Приморье четыре иностранных трауле...

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей Сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым во время патрулирования озера Сиваш...

Российская экономика

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания Грузовой вездеход «Бурлак», разработанный командой уральских инженеров, успешно прошел испытания в о...

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти Научно-производственное управление «АвиаТех» завершает работу над первым в России арктическим самоле...

Транспортная политика

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ РЖД может продлить действие 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлив...

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с межд...

Морские порты

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-сентябре 2017 года перевалили 272,15 млн тонн сухих грузов, что на 9,4%...

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов Морские порты РФ по итогам января-сентября 2017 года перевалили 308,27 млн тонн наливных грузов, что...




Морской транспорт

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске Ярославской области осуществил торжественный спуск на вод...

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме На реке Колыма завершилась навигация. Впервые в Зеленомысский порт, расположенный в ее устье приходи...

Речной транспорт

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустит на воду танкер-химовоз проекта RTS27М для суд...

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Ж/Д транспорт

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов Минприроды России инициировало снижение железнодорожного тарифа на перевозку пеллетов (древесных...

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ Объем перевозок «ТрансКонтейнера» по итогам января - сентября 2017 года вырос по сравнению с аналоги...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...